Ольга Плотникова
Формы организации проектно-исследовательской деятельности с детьми старшего дошкольного возраста
▼ Скачать + Заказать документы
Не существует сколько-нибудь достоверных тестов на одаренность, кроме тех которые проявляются в результате активного участия хотя бы в самой маленькой поисково-исследовательской работе. Подготовка ребенка к исследовательской деятельности, обучение его умениям и навыкам исследовательского поиска становится важнейшей задачей современного образования.
Публикация «Формы организации проектно-исследовательской деятельности с детьми старшего дошкольного возраста» размещена в разделах
- Исследовательская деятельность
- Исследовательская и экспериментальная деятельность
- Проекты. Проектная деятельность
- Старшая группа
- Темочки
В своей работе я использую различные формы организации проектно-исследовательской деятельности : занятия, наблюдения,экскурсии, индивидуальное обучение, групповое обучение, парные формы работы, личностные, работу с родителями. Основной целью проектного метода является развитие свободной творческой личности ребенка, которое определяется задачами развития и задачами исследовательской деятельности детей.
К моменту поступления в первый класс ребенок должен уметь решать такие сложные задачи как:
- уметь видеть проблему и ставить вопросы;
- уметь доказывать;
- делать выводы;
- высказывать предположения и строить планы по их проверке.
Именно эти компетенции должны быть сформированы в дошкольном образовательном учреждении, - таковы требования новых федеральных образовательных стандартов. Какие же формы и методы могут решать выше обозначенные проблемы?
Занимаясь проектной деятельностью, дети развивают самостоятельное мышление, умение добывать информацию, прогнозировать, принимать нестандартные ситуации, воспитанники получают ценный опыт творческой, поисковой деятельности по решению новых проблем, возникающих перед ними. Это требует от них самостоятельного использования ранее усвоенных знаний и умений в новых ситуациях, формирования новых способов деятельности на основе уже известных. Проект – это «энергичная, от всего сердца деятельность». Так считал американский педагог Уильям Кильпатрик, которого считают основоположником проектного метода в обучении.
Именно проектная деятельность представляет собой особый вид интеллектуально–творческой деятельности. Использование метода проектирования в работе с дошкольниками помогает овладеть им методами научной творческой работы и принимать участие в экспериментах, исследованиях, а также почувствовать уверенность в себе, «не потеряться», самоутвердиться, ощутить радость успеха.
Существуют различные типы проектов. Особый интерес представляют познавательно-исследовательские проекты, где дети экспериментируют. Ребенок – исследователь по своей природе. Важнейшими чертами детского поведения является любознательность, наблюдательность, жажда новых открытий и впечатлений, стремление к экспериментированию и поиску новых сведений об окружающем ребенка мире. Исследования дают ребенку возможность самому найти ответы на вопросы «как?» и «почему?». Знания, полученные во время проведения опытов и экспериментов, запоминаются надолго. Важно, чтобы каждый ребенок проводил собственные опыты. Он должен делать все сам, а не только быть в роли наблюдателя. Китайская пословица гласит: «Расскажи - и я забуду, покажи – и я запомню, дай попробовать – и я пойму». В нашем дошкольном учреждении организована работа кружков и одним из них является кружок детского экспериментирования «Любознайка.
В условиях детского сада я использую только элементарные опыты и эксперименты. Следует отметить, при проведении опытов с объектами живой природы придерживаемся главного правила: «Не навреди».
Самые интересные проекты — это, конечно, проекты где мы проводим реальные опыты с реальными предметами и их свойствами.
Вот лишь некоторые проекты, которые мы реализуем в нашем ДОУ. Проекты «Мой друг клякса» и «Страна Акварелия», в ходе которых широко использовались возможности изобразительной деятельности. А также были проведены эксперименты с кляксой, с набрызгом красок, с акварелью.
В проекте «Невидимка который нужен всем» дети знакомятся со свойствами воздуха, обнаруживают его в пространстве, внутри человека, в окружающих предметах, рассматривают вопрос необходимости воздуха для всего живого, узнают что воздух занимает место имеет силу, и ветер это тоже воздух.
В ходе проекта «Водное царство» также использовались возможности эксперимента мы «Определяли плавучесть предметов», изучили сами плавающие предметы. В ходе экспериментальной деятельности решались такие вопросы как: Все ли они легкие? Все ли они одинаково хорошо держатся на воде? Зависит ли плавучесть от размера и формы предмета? Будет ли плавать пластилиновый шарик? А что будет, если мы придадим пластилину, например, форму тарелки или лодки? А что произойдет, если мы соединим плавающий и не плавающий предметы? Они будут плавать или оба утонут? И при каких условиях возможно и то и другое?
Приведем пример другого эксперимента с водой. Попробуем провести экспериментальное исследование процесса «исчезновения» воды.
Интересны проекты, связанные с комнатными растениями, на протяжении которых детям прививается не только навыки ухода за растениями, но осуществляется наблюдение, в ходе которого дети сами подмечают признаки и свойства наших комнатных друзей, изучают их оздоровительные и лекарственные способности.
Очень интересным был проект – «Малахитовая шкатулка или загадки хозяйки Медной горы.» Целью было ознакомление с различными горными породами и самоцветами. К работе над данным проектом привлекались и родители, которые продолжали знакомить детей с творчеством писателя Бажова П. П., воспитателями проводилась работа по сказке Бажова П. П. «Серебряное копытце».
В настоящий момент в нашем саду реализуется долгосрочный экологический проект «Путешествие в мир природы». Объектом исследования в нашем долгосрочном экологическом проекте является территория детского сада «Лесная сказка».
Предметом исследования являются технологии ландшафтного проектирования и озеленения, применяемые на территории детского сада.
Цель исследования – создание дизайн-проекта по преобразованию территории учреждения в комфортную и красивую мини-экосистему, благоустройство и озеленение территории, создание комфортной ландшафтной зоны для осуществления экологического и эстетического воспитания дошкольников.
Работа по этому проекту уже ведется, и мы Вас обязательно познакомим с конечным результатом проекта.
Задачи:
• приобретение навыков ландшафтного проектирования;
• привлечение к реализации проекта по ландшафтному проектированию и озеленению территории образовательного учреждения общественных организаций;
• ознакомление с принципами проектирования и установка типологии структурных компонентов искусственных ландшафтов;
• создание комфортного окружающего пространства, создание экологически благоприятной среды на территории ДОУ;
• формирование условий для эффективного экологического образования дошкольников, способствующего воспитанию экологической культуры и осознанного отношения к природе; содействие сотрудничеству детей и взрослых;
• привлечение родителей для создания комфортной ландшафтной зоны;
• осуществление трудового воспитания детей в процессе ухода за зеленными насаждениями;
• пропаганда охраны окружающей среды и формирование экологической культуры населения.
Проводимые мониторинги и результаты позволяют нам говорить об успешности выбранных форм организации проектно-исследовательской деятельности с детьми старшего дошкольного возраста. Дети, посещающие кружок «Любознайка» успешнее овладевают образовательными областями и становятся успешными учениками.
Работа над проектом имеет большое значение для развития познавательных интересов ребенка. В этот период происходит интеграция между общими способами решения учебных и творческих задач, общими способами мыслительной, речевой, художественной и другими видами деятельности. Через объединение различных областей знаний формируется целостное видение картины окружающего мира. Дидактический смысл проектной деятельности заключается в том, что она помогает связать обучение с жизнью, формирует навыки исследовательской деятельности, развивает познавательную активность, самостоятельность, творчество, умение планировать, работать в коллективе. Такие качества способствуют успешному обучению детей в школе.
Свое выступление я хотела бы закончить притчей
Бедняк пришел к богатому человеку и попросил у него еды, на что тот дал ему удочку. Бедняк возмутился: "Зачем мне удочка, мне нужна еда?". Тогда богач ответил: "если я дам тебе еды, то ты умрешь от голода, а если научу рыбачить, то ты всегда будешь сыт".
"Дай человеку рыбу, и ты накормишь его на один день. Научи человека рыбачить, и ты накормишь его на всю жизнь"
Спасибо за внимание!