Ольга Жога
«Гармония музыки и природы». Творческий музыкальный проект экологической направленности для старших дошкольников
▼ Скачать + Заказать документы
МУНИЦИПАЛЬНОЕ БЮДЖЕТНОЕ ДОШКОЛЬНОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ
ДЕТСКИЙ САД № 3 «ТЕРЕМОК»
Гармония
Творческий музыкальный проект
Руководитель: Жога Ольга Валерьевна, музыкальный руководитель первой квалификационной категории.
пгт Климово Брянской области
2015 - 2016
Паспорт проекта
Публикация «„Гармония музыки и природы“, Творческий музыкальный проект экологической направленности для старших дошкольников» размещена в разделах
- Музыка. Проекты, планы, недели
- Проекты творческие
- Проекты. Проектная деятельность
- Работа музыкального руководителя
- Старшая группа
- Экология, экологическое воспитание, природа
- Темочки
- Конкурс для воспитателей и педагогов «Лучшая методическая разработка» сентябрь 2016
Название проекта
«Гармония музыки и природы»
Тип проекта
Творческий музыкальный
Руководитель
Жога Ольга Валерьевна, музыкальный руководитель первой квалификационной категории
Участники
Музыкальный руководитель, дети подготовительной группы, родители.
Место проведения
МБДОУ детский сад №3 «Теремок»
пгт Климово Брянской области
Продолжительность проекта
средняя продолжительность
Сроки реализации
ноябрь2015 - апрель 2016
Итоговое мероприятие
экологический праздник
«Земля – наш дом родной!
«Красота музыки имеет своим источником
красоту окружающего мира. Пусть ребенок
чувствует красоту и восторгается ею, пусть в
его сердце и в памяти навсегда сохранятся образы,
в которых воплощается Родина.»
В. А. Сухомлинский
Актуальность выбранной темы:
Дошкольное детство - пора наиболее оптимального приобщения к миру прекрасного. Важно не только научить понимать и любить искусство, но и через музыку, живопись, литературу видеть прекрасное в окружающем нас мире. Первостепенное значение в развитии способности к эмоциональному восприятию окружающего мира имеет музыка. Недаром тема природы издавна привлекала музыкантов. Ещё древний человек ощущал себя частью природы, а с течением времени, с развитием цивилизации эта связь разрушилась, но человек начал размышлять о том, в каких отношениях с природой он находится. Тема природы по-разному проявлялась в живописи, в стихах и музыкальных произведениях разных периодов, направлений. Природа дарила звуки, которые слышались в пении птиц, в журчании ручьев, в шуме грозы, шуршании листвы, завывании вьюги. Эти звуки нашли воплощение в лучших произведениях музыкального искусства разных эпох. Музыка выполнила роль ключа, который открывает мир, объединяя видимое и слышимое, расширяя границы интеллекта и чувства.
Сложная экологическая обстановка в мире, её тяжёлые последствия, экология родного края, засорённость среды обитания - всё это вызывает необходимость способствовать экологическому образованию детей начиная с малых лет. Экологическое воспитание детей дошкольного возраста имеет важное социальное значение для всего общества: своевременно закладываются основы экологической культуры в человеческой личности, одновременно к этому процессу приобщается значительная часть взрослого населения страны— работники сферы дошкольного воспитания и родители детей, что, безусловно, имеет значение для всеобщей экологизации сознания и мышления. Чтобы этот процесс был увлекательным и познавательным для детей, целесообразно использовать средства музыкального воспитания в формировании их экологических знаний. Приобщение детей к живописи, литературе, классической музыке во взаимосвязи с экологией - тема новая, и, несомненно, очень интересная.
Для более эффективной работы по экологическому воспитанию дошкольников на музыкальных занятиях был разработан проект «Гармония музыки и природы». Приобщить ребёнка к миру природы, воспитать бережное и заботливое отношение к ней – важнейшие задачи данного проекта.
Для детей:
Цель проекта :
Содействовать развитию у детей экологических культуры средствами классической музыки, живописи и литературы, представляющими образы природы в разное время года. Воспитывать у детей чувство причастности к окружающей их красоте природы, формировать внимательное, заботливое, бережное отношение к окружающему миру природы.
Задачи проекта :
воспитывать интерес и любовь к классической музыке, изобразительному искусству, литературе в их взаимосвязи с окружающей природой и в комплексе оказывающих на детей глубокое эмоциональное воздействие; показать возможности разных видов искусства в передаче картин природы в разное время года;
воспитывать внимательное и бережное отношение к окружающей природе, развивать мышление, воображение через приобщение к разным видам искусства;
развивать творческие способности детей через реализацию их творческих замыслов в процессе восприятия музыкальных произведений и художественного творчества.
Для родителей:
Практика показывает: если родители любят природу, понимают ее, живут с ней в тесном контакте, то и их ребенок активно включается в окружающую жизнь. Ему близко музыкально-поэтическое творчество, он умеет фантазировать и импровизировать.
Цель:
привлечение родителей дошкольников к жизни детского сада, сотрудничеству, совместному творчеству, к участию в реализации проекта, донести до них важность данной темы и важность роли семьи в формировании экологической культуры ребенка.
Задачи:
заинтересовать родителей темой проекта, показать важность присутствия шедевров музыкального, художественного искусств, литературы в повседневной жизни ребенка, их роли в восприятии, понимании, переживании ребенком красоты окружающей его природы;
привлечь родителей к совместному с ребенком творческому процессу в домашних условиях: слушание музыки, рассматривание репродукций картин известных художников, чтение стихотворений и как результат – совместная творческая деятельность (рисование и другие виды художественного творчества).
Гипотеза:
Входя в мир природы через приобщение к разным видам искусства, воспринимая, эмоционально переживая замысел художника, композитора, поэта, воплощая свои переживания в цвете, форме, размышляя о природе под влиянием взрослого, дошкольник обогащает свои знания, чувства, у него формируется правильное отношение к живому, желание созидать, а не разрушать.
Этапы реализации проекта :
1. Подготовительный этап (теоретический) :
определение педагогом темы, постановка цели и задач, выведение гипотезы, определение содержания проекта, подбор методической литературы, разработка занятий по теме проекта, подбор музыкального, художественного и литературного материала, подготовка необходимых презентаций, прогнозирование результата.
2. Основной этап (практический) :
проведение цикла интегрированных занятий в рамках проекта : «Музыка и природа», «Музыка и цвет», «Зимние узоры», «Все на карнавал!», «Красота родной природы», «Подснежник»;
просмотр в свободное от занятий время познавательных мультфильмов из серии «Сказки старого пианино» : «Антонио Вивальди», «П. И. Чайковский»;
проведение поэтических экскурсий с целью более полного восприятия произведений русских поэтов и наблюдения за изменениями в природе в разное время года.
работа с детьми по подготовке итогового мероприятия – экологического праздника «Земля – наш дом родной!»;
общие консультации для родителей (в виде папок – передвижек в групповой комнате) : «Музыкальное воспитание и экология», «Рисуем музыку вместе», «Музыка и экологическое воспитание».
индивидуальные консультации для родителей с рекомендациями о музыкальном репертуаре для слушания по теме проекта, помощь в подборе поэтического материала для разучивания с детьми.
«домашние задания» для детей и родителей: разучивание стихотворений русских поэтов – классиков, совместное прослушивание произведений русских и зарубежных композиторов – классиков по рекомендации музыкального руководителя, выполнение творческих работ (рисование, лепка и т. д.).
оформление выставок творческих работ родителей и детей в рамках проекта.
3. Заключительный этап:
обобщение и систематизация полученных детьми знаний (беседы, представление семейных выставочных работ);
проведение итогового мероприятия – экологического праздника «Земля – наш дом родной»
подготовка отчета о реализации проекта в виде презентации;
отчет о проведении проекта на педагогическом совете ДОУ
Продукт:
оформление «Поэтической тетради» (подборка стихотворений русских поэтов о природе – каждый листок тетради – творческая совместная работа ребенка и взрослого);
оформление выставок: «Осеннее воспоминание», «Зимние узоры», «Карнавал», «Весенний подарок природы».
Предполагаемые итоги реализации проекта :
У детей:
Накопление детьми эмоционального позитивного опыта общения с природой в разное время года.
Сформированная внутренняя установка по отношению к природе и всему живому - «Не навреди!»
Накопление детьми музыкально-слухового опыта, его расширение и обогащение в процессе знакомства с произведениями живописи, литературы и музыки.
Умение детей воспринимать музыкально-художественный образ, словами рассказывать про услышанную музыку, умение давать эстетические оценки, высказывать суждения, соотносить по настроению образы живописи (цвета) и музыки. Речь станет более образной, активный словарь должен пополниться новыми словами.
Умение детей понять и через цвет (рисунок) представить музыкальный образ, содержание музыкального произведения, выразить свои впечатления.
Развитие эмоциональной сферы, творческого мышления, воображения, фантазии.
У родителей:
Сформированная потребность совместного с ребенком приобщения к миру природы (прогулки за город, экскурсии в заповедники и т. д.)
Заинтересованность родителей в бережном, внимательном отношении детей к миру природы.
Понимание важности присутствия в жизни ребенка ИСКУССТВА в разных его проявлениях, как средство воспитания экологической культуры и ВОСПИТАНИЯ вообще.
Понимание значимости для ребенка совместной с взрослыми творческой деятельности.
Вывод:
музыка обладает мощной побудительной силой, влияющей на развитие положительной реакции ребёнка, помогает услышать природу, её голоса, осознать увиденное и услышанное, воплощать в цвете.
Взаимодействие музыки и изобразительного искусства на занятиях c экологической направленностью обогащает дошкольников яркими художественными впечатлениями, оказывает стимулирующее воздействие на развитие их творческих способностей. Дети слушают, поют, рисуют, прислушиваясь к словам взрослых, размышляют и задумываются о добром отношении ко всему живому вокруг. А забота об окружающем, тепло, доброта, уважение и милосердие к миру вокруг - это уже охрана природы. И именно это нужно и цветам, и деревьям, и птицам, и животным, и всем людям на планете.
Приложение:
1. Конспекты интегрированных занятий.
2. Планы проведения поэтических экскурсий(3)
3. Сценарий итогового мероприятия
4. Поэтическая тетрадь.
5. Фотоальбом
6. Консультации для родителей (з)
7. Рекомендации для родителей: стихотворения для разучивания с детьми, музыкальные произведения для слушания, список наиболее значимых для интеллектуального развития детей картин русских художников.
8. Список используемой литературы.
9. Отчет о проведении проекта в виде презентации.
Литература:
Л. Гераскина «Ожидание чуда» ч. 2, М., 2007.1982.
О. П. Радынова «Методические рекомендации» к программе «Музыкальные шедевры», методические пособия по темам программы: «Природа и музыка», «Музыка о животных и птицах» М., 2010.
Е. Минина «Музыкальное развитие детей 5 – 7 лет в детском саду», Ярославль, 2008.
Каплунова И. М., Новоскольцева И. А. «Праздник каждый день» (подготовительная гр. – программа «Ладушки», «Композитор» - С. - Петербург, 2007.
журналы «Музыкальный руководитель», «Дошкольное воспитание».