МААМ-картинки

Конспект по познавательному развитию с элементами опытно-экспериментальной деятельности «Государыня соль»

Бабий людмила николаевна
Конспект по познавательному развитию с элементами опытно-экспериментальной деятельности «Государыня соль»

УПРАВЛЕНИЕ ОБРАЗОВАНИЕМ АДМИНИСТАЦИИ Г. ШАРЫПОВО

муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение «Детский сад № 3 «Чебурашка» общеразвивающего вида

с приоритетным осуществлением деятельности

по социально – личностному направлению развития детей»

Организованная образовательная деятельность по познавательному развитию с элементами опытно – экспериментальной деятельности с детьми подготовительной к школе группы

на тему «Государыня соль»

воспитатель:

Бабий Людмила Николаевна

Шарыпово, 2015г.

Публикация «Конспект по познавательному развитию с элементами опытно-экспериментальной деятельности „Государыня соль“» размещена в разделах

Задачи: Образовательные:

-уточнить знания детей о свойствах соли;

- продолжать знакомить с видами и характеристикой соли, ее добычей и применением.

Развивающие : - развивать навыки экспериментирования;

- закреплять умение исследовать предмет с помощью разных органов чувств, называть его свойства и особенности (сыпучая, впитывает в себя воду, без запаха, солёная, растворяется в воде,

в соленой воде предметы не тонут);

- побуждать детей делать выводы;

- развивать наблюдательность, умение анализировать увиденное и формулировать выводы, опираясь на приобретенные в процессе поисковой деятельности знания;

-вовлекать детей в процесс экспериментирования, дать им возможность разрешить проблемную ситуацию в процессе исследовательской деятельности.

Воспитательные: - испытывать радость от экспериментирования, открывать новое в знакомом;

- формировать бережное и ответственное отношение к миру природы;

-воспитывать эмоционально- ценностное отношение к окружающему миру;

- закреплять культурно-гигиенические навыки;

-воспитывать умение работать в команде и парах;

-создавать благоприятную атмосферу доброжелательности и взаимопонимания.

Предварительная работа: Рассматривание иллюстраций и фотографий с изображением соли; чтение произведений художественной литературы о неживой природе; загадывание загадок.

Полоскание горла (профилактика простудных заболеваний) солью, беседа о применении обычной соли в домашних условиях, проведение опыта «выращивание кристаллов соли», создание разноцветной соли; дидактические игры «Определи на ощупь», «Узнай на вкус», хождение по солевым дорожкам (профилактика простудных заболеваний).

Оборудование: Посылка с различными видами соли (каменной, поваренная, морская, соль лизунец). Кассета с записью письма от Лунтика. Тарелочки с солью для опытов, лупы, сырые куриные яйца, ложки, одноразовые стаканы, влажные и сухие салфетки, лед, контейнеры для льда. Экран для просмотра слайдов.

Ход деятельности

Воспитатель: Ребята, когда я шла в детский сад, на пороге группы увидела посылку вместе и конверт. А где мы можем ее прослушать? (дети высказывают мнения и решают, что в музыкальном зале есть кассетный магнитофон). Давайте послушаем и узнаем от кого эта посылка и, что в ней находится (дети слушают аудиозапись).

- Здравствуйте, дорогие дети! Меня зовут Лунтик. Я прибыл на вашу планету, чтобы лучше с ней познакомиться. Услышал я, что вы много знаете о природе. Отправляю вам посылку, помогите мне разобраться, что это за вещество и где его можно применять.

Воспитатель: Ребята Лунтик, как мы с вами познает мир вокруг нас. Поможем Лунтику?

Воспитатель открывает посылку и достает контейнер с солью.

Дети высказывают предположение, что это соль.

Воспитатель предлагает проверить, ведь есть вещества похожие на соль. Вместе решают исследовать соль.

Воспитатель: Как мы будем исследовать? Давайте подойдем к столам. Если посмотреть внимательно, что мы можем о нем сказать? какого цвета данное вещество?

Дети: белого.

Воспитатель: Возьмите теперь ложку, наберите, и пересыпьте в стаканчик. Что мы видим?

Дети: сыплется, значит, она сыпучее.

Воспитатель: Что еще можно определить? (запах)

А теперь понюхайте, имеет ли оно запах?

Дети: Нет.

Воспитатель: Как определить вкус?

Дети: Надо попробовать.

Воспитатель: А теперь попробуйте на вкус, какой вкус?

Дети: Соленый.

Воспитатель: А теперь давайте подведем итог, что мы можем сказать о соли? (соль белая, соленая, не имеет запаха и сыпучая)

Воспитатель: А соль, которую мы исследовали, к какому виду относиться?

Дети: Это поваренная соль.

Воспитатель: А какие виды соли вы знаете? (достаю из посылки морскую и каменную виды соли) внешне можно определить, что это за соль.

Дети рассматривают соль и высказывают свои варианты.

Воспитатель: Ребята, а вы помните, когда мы решили проверить, можно ли окрасить соль, у нас возник вопрос, откуда берется соль, и мы решили некоторым детям дать домашнее задание спросить у родных и рассказать нам, что они узнали нового о разных видах соли (насыпать соль на тарелочки каменную и разложить карточки)

Воспитатель: Кто готовил рассказ о поваренной соли?

Эльмира, ты готова? Расскажи, как ты готовила рассказ, кто тебе помогал? (рассказ сопровождается просмотрам серии слайдов)

Эльмира: Соль применяется для сохранения мяса, овощей, грибов и других продуктов, используется для приготовления соды, мыла.

Люди научились получать соль из морской воды, путем выпаривания.

Воспитатель: Что значит – выпаривание?

Эльмира: Люди набирали соленую воду в котел и варили пока вся вода не выкипит

Воспитатель: В наше время принцип тот же только котлы стали больших размеров, а вместо костра используют печи огромных размеров. Самое большое озера нашей страны называется Баскунчак. Как соль попадает в магазины, какой путь она проходит?

Эльмира: С озер ее вывозят, по рельсам она попадает на завод. Там ее очищают, а затем перемалывают.

Воспитатель: Еще бывает йодированная соль (достаю из посылки йодированную соль) Это соль в которую добавлен йод. Она нужна для того чтобы наш организм получал все необходимые минеральные вещества. Когда готовят вам кушать в детском саду, обязательно используют йодированную соль, чтобы вы меньше болели и росли здоровыми. Ребята, повторите еще раз - как эта соль называется? (дети повторяют).

Воспитатель: А Катя нам расскажет о морской соли. Каким путем эта соль добывается из моря?

Катя: Путем испарения воды под воздействием Солнца. В морской соли есть полезные минеральные вещества одно из них это йод. Значит и сама соль – полезна. Люди используют морскую соль в косметике для промывания носа и полоскания горла при ангине. Мы с мамой ходили в солевую комнату, там очень красиво и очень чистый воздух.

Воспитатель: Да ребята и в природе существуют огромные соляные пещеры, куда ходят люди и дышат соленым воздухом, чтобы вылечить органы дыхания. Посмотрите, как красиво в этой пещере, она вся сверкает и переливается. Ведь соль убивает микробов, поэтому воздух в соляных пещерах чистый.

Катя: Когда мы с мамой были на море, я научилась плавать. Мама говорит, что в соленой воде предметы становятся легче.

Воспитатель: Даша приготовила рассказ о каменной соли, давайте послушаем.

Даша: Каменную соль добывают в глубоких рудниках (показ иллюстрации).

Воспитатель: Как она туда попала?

Даша: Все очень просто. Месторождения каменной соли находят высоко в горах. В давние времена на месте этих гор был океан. В условиях сухого и жаркого климата морская вода испарялась, а соль кристаллизовалась и спрессовывалась в мощные пласты.

Воспитатель: Что значит кристаллизовалась? Где мы могли это наблюдать?

Дети: Мы это наблюдали когда выращивали кристаллы.

Даша: Зимой, когда случается гололед, дороги и тротуары посыпают каменной солью

Воспитатель: А для чего это делают?

Даша: Для того чтобы соль растопила лед.

Воспитатель: Соль просто необходима для жизни человека и животных, ее не только употребляют в пищу, но с ее помощью люди лечат различные заболевания (показываю слайды)

(после рассмотрения слайдов, где добывают соль, заглядываю в посылку и достаю соль лизунец). Ребята, посмотрите, какой интересный камень здесь лежит. Оказывается, это тоже соль.

- Как вы думаете, можем мы такую соль использовать в пищу? ( ответы детей: если да, спрашиваю: а как)

- Посмотрите, какая она грязная, мы можем, есть такую соль? (ответы детей).

Воспитатель: Правильно, такую соль нельзя нам кушать. Но она используется для подкормки животных (показываю слайды) Оказывается, животным тоже нужна соль, и они ее очень любят облизывать. Поэтому ее так и называют – соль лизунец. За многообразие полезных свойств соль называют «белым золотом». Целебные свойства соли были известны с древности. В Средние века соль играла роль денег, то есть ею расплачивались, и имела она очень высокую цену.

Игра «Ходят капельки по кругу»

Воспитатель: Ребята, давайте с вами отдохнем и поиграем в игру.

Эта игра интересная и волшебная. Для этого нужно превратиться в маленькие капельки дождя. (Звучит музыка, напоминающая дождь) воспитатель произносит волшебные слова и игра начинается.

Воспитатель говорит, что она – мама Тучка, а ребята - её детки капельки, им пора отправляться в путь. (Музыка) капельки прыгают, разбегаются, танцуют. Мама Тучка показывает, что им делать. Полетели капельки на землю…. Попрыгаем, поиграем. Скучно им стало по одиночке прыгать (встали по три). Собрались они вместе и потекли маленькими весёлыми ручейками. (Капельки составят ручей, взявшись за руки.) Встретились ручейки и стали большой рекой. (Ручейки соединяются в одну цепочку.) Плывут капельки в большой реке, путешествуют. Текла – текла речка и попала в океан (дети перестраиваются в хоровод и движутся по кругу). Плавали – плавали Капельки в океане, а потом вспомнили, что мама Тучка наказывала им домой вернуться. А тут как раз солнышко пригрело. Стали Капельки лёгкими, потянулись вверх (присевшие капельки поднимаются и вытягивают руки вверх). Испарились они под лучами солнышка, вернулись к маме Тучке. Молодцы, Капельки, хорошо себя вели, прохожим за воротники не лезли, не брызгались. Теперь с мамой побудьте, она без вас соскучилась.

Воспитатель: Ребята, а теперь я предлагаю, вам проверить то о чем нам рассказали девочки, так это или нет. А теперь капельки превращаются в ученых исследователей.

А кто такие исследователи? (ответы детей) постоянно наблюдают за природой и проводят опыты и эксперименты.

Опытно – исследовательская деятельность

Воспитатель: Ребята каждое вещество обладает теми или иными свойствами. Вот и давайте мы с вами проведем опыты с солью и узнаем свойства соли. С одним из свойств мы познакомились, когда окрашивали соль гуашью,

Что у нас вышло? Какой вывод можно сделать?

Дети: Соль может менять цвет в зависимости от краски, или впитывает краску.

Воспитатель: Сейчас я подойду и каждому насыплю на тарелочки. Давайте сравним, чем каменная соль отличается от поваренной –

Попробуйте и скажите, какая она на ощупь?

Ответы детей.

Работа с карточками.

Воспитатель: Теперь возьмите увеличительное стекло и рассмотрите через него соль (дети выполняют задание)

Воспитатель: На что похожа соль?

Дети: Похожа на зернышки и кристаллики.

Воспитатель: В каком состоянии находится соль? Выберите карточку, которая соответствует этому (работа в парах)

Воспитатель: Почему вы выбрали эту карточку?

Ответы детей.

Воспитатель: Молодцы. А теперь перейдем с вами к проведению следующего опыта. Ребята, как вы думаете, если мы добавим не много воды в соль, что будет?

Ответы детей

Воспитатель: Проверим, соль не растворилась, а куда же делась вода?

Дети: Она впиталась.

Воспитатель: Это произошло, потому что я налила немного воды, соль впитала влагу. А если побольше? Проверим.

(дети выполняют задание)

Воспитатель: Куда же делась соль?

Дети: она растворилась.

Воспитатель: Значит, какой мы можем сделать вывод?

Дети: если налить немного воды в соль, то соль воду впитывает,

а если налить много воды в соль, она растворяется.

Воспитатель: Даша нам рассказала, что в гололед улицы посыпают солью? Вы догадались для чего?

Ответы детей

Воспитатель: Хорошо давайте проведем опыт : возьмем две емкости со льдом, одну из них «посолим», каменой солью. Через некоторое время мы посмотрим, что произойдет (дети проводят опыт самостоятельно под присмотром воспитателя, отставим на время, а пока приступим к следующему опыту.

Воспитатель: Катерина заметила, что в море легче плавать, а как вы думаете почему?

Перед вами стоят стаканы с соленой водой, которую вы сделали сами. А другой стакан с пресной водой поставим рядом с соленой водой.

- Что будет с яйцом, если мы опустим в стакан с пресной водой, а в стакан с соленой (ответы детей).

Возьмем яйцо и опустим его в пресную воду. Что мы видим? (яйцо утонуло)

Теперь возьмите яйцо и опустите его в соленую воду. Что мы видим здесь? (яйцо плавает)

Что можно сказать в итоге этих опытов.

Дети: В простой воде яйцо опустилось на дно. В соленой воде яйцо не утонуло.

Вывод: Солёная вода помогает держаться предметам на поверхности.

Воспитатель: Все дело в плотности воды. Чем плотность выше (в данном случае за счет соли, тем сложнее в ней утонуть. А в море, вода, какая? соленая, поэтому там легче плавать.

Воспитатель: А теперь давайте посмотрим на тарелочки со льдом. Какой вывод можно сделать?

Дети: Соль растворяет лед.

(конверт с картинками с заданием от Лунтика)

Воспитатель: Дети, а в посылке лежат конверты с картинками. Помогите мне отобрать картинки, в которых люди используют это вещество, объясните для чего. Два конверта значит надо разделиться на две команды, а как предлагайте.

Дети делятся на команды

(в конвертах картинки с изображениями полоскание горла, промывание ран, заготовки продуктов на зиму, засолка сало и т. п.)

Дети объясняют свой выбор и принимают решение отправить

карточки- подсказки Лунтику, чтобы он знал, где можно и нужно использовать соль.

Воспитатель: Ребята, скажите, что нового мы узнали о соли. Что вам больше всего запомнилось?

Ответы детей.

Воспитатель: А закончить наше приятное общение хочется пожеланиями добра. Мы делали разноцветную соль, а вот теперь она нам пригодиться.

Каждый из вас по очереди возьмет ложку соли любого цвета и скажет свое пожелание Лунтику и чтобы это пожелание сбылось – высыплет соль в волшебный сосуд. (Дети говорят свое пожелание и высыпают выбравшую цветную соль в сосуд).

Воспитатель: - Молодцы! А я желаю всем вам и нашим гостям голубого неба над головой, зеленой травы под ногами и чтобы у всех сбывались розовые мечты. Я закрываю этот волшебный сосуд, надеюсь, что все пожелания обязательно сбудутся. Этот волшебный сосуд будет подарком от нас Лунтику.

Прикреплённые файлы:

sol_7ggco.ppt | 9377,5 Кб
 
Публикации по теме:

Конспект НОД по познавательному развитию с элементами опытно-исследовательской деятельности «Зимушка-зима» в средней группеКонспект НОД по познавательному развитию с элементами опытно-исследовательской деятельности «Зимушка-зима» в средней группе Муниципальное дошкольное образовательное учреждение детский сад №7 компенсирующего вида города Галича Костромской области Технологическая.

Конспект ОД по познавательному развитию «Волшебница соль» Муниципальное бюджетное дошкольное учреждение детский сад №10 «Дубравушка» г. Грязи Грязинского района Липецкой области Конспект.

Конспект опытно–экспериментальной деятельности Цель: Совершенствовать представления детей о воде и её свойствах. Образовательные задачи: 1. Закрепить знания о свойствах воды. 2. Учить.

Конспект занятия по опытно-экспериментальной деятельности в подготовительной группе «Удивительная соль» Предварительная работа. • Беседа с детьми «Что мы знаем о соли и её свойствах?» • Просмотр презентации на тему: «Где и как добывают соль».

Конспект занятия по опытно-экспериментальной деятельности «Волшебная соль» в старшей группе Конспект опытно-экспериментальной деятельности в старшей группе «Волшебная соль» Цель: Систематизировать представление детей о соли и её.

Открытое занятие по опытно-экспериментальной деятельности «Волшебница соль» Открытое занятие опытно-экспериментальной деятельности в старшей группе «Волшебница соль» Цель: Систематизировать представление детей о.

«Волшебная соль». Открытое занятие опытно-экспериментальной деятельности в старшей группе«Волшебная соль». Открытое занятие опытно-экспериментальной деятельности в старшей группе Последние недели мая в нашем детском саду № 29 г. Азова традиционно посвящены открытым занятиям наших педагогов. Мы делимся друг с другом.

Занятие опытно-экспериментальной деятельности «Волшебная соль» в старшей группе Открытое занятие опытно-экспериментальной деятельности в старшей группе «Волшебная соль» Цель: Систематизировать представление детей о соли.

Занятие опытно-экспериментальной деятельности в старшей группе «Волшебная соль» Цель: Систематизировать представление детей о соли и её свойствах. Задачи: Развивать интерес к окружающему миру, открывая новое в знакомом.

Конспект занятия по познавательно-исследовательской деятельности с элементами экспериментирования «Волшебная соль» Возраст воспитанников: старшая группа (5-6 лет) Форма проведения: Технологии – исследовательская деятельность и игровая Цель: изучить.

Библиотека изображений:
Автор публикации:
Конспект по познавательному развитию с элементами опытно-экспериментальной деятельности «Государыня соль»
Опубликовано: 6 января 2019 в 09:32
+11Карма+ Голосовать
Расскажите коллегам и друзьям!
Комментарии:
Всего комментариев: 2.
Для просмотра комментариев
Популярное из нового
24 апреля. Всемирная неделя иммунизации. Передвижка «Прививки — это серьезно»

Каждый год 24 апреля во всем мире стартует Всемирная неделя иммунизации. Цель этого мероприятия — повышение осведомленности населения о принципиальной важности полноценной иммунизации на протяжении всей...

22 апреля. День Матери Земли. Передвижка «День Земли»

Сегодняшний праздник отмечается во всем мире, ведь он посвящен нашему общему месту обитания — планете Земля.


Горячие темочки



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД