Пормейстер Ольга Викторовна
Консультация для родителей «Говорите с ребенком правильно!»
▼ Скачать + Заказать документы
С первых часов жизни для младенца важны присутствие мамы, физический и
эмоциональный контакт с ней – берите его на руки, склоняйтесь над кроваткой, улыбайтесь, разговаривайте с ним, меняя интонации, повышая и понижая голос.
Соблюдайте режим кормления - во время сосания у ребёнка развиваются движения губами и языком, необходимые в дальнейшем для произнесения звуков.
Поощряйте произнесение ребёнком любых звуков – улыбайтесь, повторяйте вслед за ним звуки, берите его на руки. У ребёнка возникает желание общаться с Вами и «играть» при помощи языка и губ, тем самым тренируя свой речевой аппарат.
Публикация «Консультация для родителей „Говорите с ребенком правильно!“» размещена в разделах
Для ребёнка важно не только слышать обращённую к нему речь взрослого, но и видеть его лицо, следить за движениями губ, изменяющейся мимикой.
Шумовое окружение негативно влияет на раннее речевое развитие ребёнка. Если младенец долгое время находится в помещении с высоким уровнем шума, при громкой музыке, постоянных громких разговорах взрослых, включенных телевизоре и магнитофоне, его речевое развитие замедляется. Разнообразьте звуковое окружение ребёнка. Чем оно богаче, тем активнее развиваются восприятие, внимание, потребность в речевой деятельности у малыша. Важным условием речевого развития ребёнка служит правильность речи окружающих его людей.
Чем чаще Вы будете разговаривать с ребёнком о знакомых ему предметах, тем быстрее у него будет развиваться понимание речи. При этом обязательно учитывайте его речевые возможности. Поощряйте желание малыша называть предмет вслед за Вами. Только с Вашей помощью он начнёт соотносить окружающие его предметы с правильным словесным обозначением. Тренируйте пальчики ребёнка, массажируйте руки, используйте различные игры, потешки, считалки.
С ребенком нужно не только разговаривать, но и уметь делать это правильно. К сожалению, далеко не все родители умеют правильно беседовать с ребенком, допуская массу грубых ошибок и даже не понимая этого.
Речь не передается по наследству, ребенок перенимает речь от окружающих. Поэтому так важно, чтобы взрослые в разговоре с ребенком, следили за своим произношением, четко произносили все звуки и слова, спокойным и приветливым тоном.
Обязательно учитывать, что некоторые слова ребенок слышит впервые, и как он их воспринимает, так и будет произносить.
Неряшливая торопливая речь взрослых отрицательно скажется на речи ребенка, он будет невнимательно относиться к своим высказываниям, не заботиться о том, как его речь воспринимается другими.
Если дома говорят громко, торопливо, раздражительным тоном, то и речь ребенка будет такой же.
Если ребенок неправильно произносит какие-либо звуки, слова, не следует передразнивать его. Нельзя требовать правильного произношения звуков, когда процесс формирование звука еще не закончен.
Нельзя ругать малыша за плохую речь, а лучше дать правильный образец для произношения.
Рекомендации:
Дорогие родители, дело в том, что развитие речи вашего ребенка складывается не только из правильного произнесения звуков, но и из фонематического (речевого) слуха, речеслуховой памяти, богатого словарного запаса и многого другого.
К трем годам ребенок интенсивно набирает словарь, начинает говорить фразами. Одновременно с развитием речи развивается мышление и воображение ребенка. Внимание, память, мышление - основы, на которых строиться речь.
Чтобы говорить грамотно, нужно быть грамотным.
Заглядывайте чаще в словари, особенно в орфоэпический и толковый. Словари помогут вам избавиться от косноязычия.
Читайте книги. Тем самым вы не только обогатите словарный запас, но и значительно расширите кругозор и повысите уровень эрудиции.
Избавляйтесь от слов-паразитов. Если вы боитесь, что вас перебьют, то старайтесь избегать общения с такими людьми.
Совершенствуйте технику речи.
Работайте над дикцией, голосом и правильным дыханием. Импровизируйте, упражняйтесь в остроумии, занимайтесь словотворчеством!
Говорите с ребёнком медленно, короткими фразами;
пользуйтесь правильным русским языком, не переходите на
"детский язык" (сюсюканье) сами и не разрешайте делать это
другим.
Каждый день читайте ребёнку. Не показывайте своей досады и
нежелания, если ребёнок попросит вас в сотый раз прочитать
книжку, которую особенно полюбил. Если вы очень заняты, то
можно поставить кассету или диск, но помните, что личное
общение наиболее ценно.
Не забывайте развивать и мелкую моторику - то есть малыш как можно больше должен работать своими непослушными пальчиками. Учёные доказали, что развитие мелкой моторики рук напрямую связано с развитием речевых центров головного мозга. Как бы ни казалось вам это утомительным, пусть малыш сам застегивает пуговицы, шнурует ботинки, засучивает рукава. Причём начинать тренироваться ребёнку лучше не на своей одежде, а сперва "помогать" одеться куклам и даже родителям. По мере того, как детские пальчики будут становиться проворнее, его язык будет все понятнее не только маме. Очень часто дети, которые плохо говорят для своего возраста, еще и плохо едят. Как правило, для них целая проблема скушать яблоко или морковку, не говоря уж о мясе. Вызвано это слабостью челюстных мышц, а она, в свою очередь, задерживает развитие движений артикуляционного аппарата.
Ребенок не рождается со сложившейся речью. Постепенно, шаг за шагом, он учится правильно и четко произносить звуки, связывать между собой слова, строить предложения ясно и последовательно излагать свои мысли. Но, к сожалению, иногда речевое развитие проходит с опозданием или с особенностями развития. И тут на помощь приходим мы, логопеды.
Больше говорите, шутите, поощряйте любую речевую активность ребенка и скоро Вы получите самого интересного для себя собеседника!
Помните, семья для ребёнка – это и среда обитания и воспитательная среда. Именно в семье ребёнок учится общаться, с помощью слов выражать свои потребности.