Кабардина Анастасия
Говорящая среда как маркер детской инициативы и самостоятельности
Наблюдая за детьми, мы заметили, как они стремились изменить пространство в группе: меняли местами игрушки в центрах, переносили атрибуты для игр, им не хватало места для творческого самовыражения.
Так, возникла идея проекта по созданию «говорящей среды» совместно с детьми, о которой я вам сейчас и расскажу.
Оформление пространства группы отражает интересы детей в настоящий момент. Широко используются для оформления рисунки детей.
Фото 1
Если посмотреть на входную дверь в нашу группу, то мы увидим надписи-установки, которые ориентируют ребенка на его возможности:
- дружить;
- любить;
- мечтать;
- играть и т. д.
Публикация «Говорящая среда как маркер детской инициативы и самостоятельности» размещена в разделах
- Говорящая среда. Технология
- Консультации для педагогов и воспитателей
- Оформление детских садов
- Развивающая предметно-пространственная среда. РППС
- Темочки
Как вы видите они оформлены «детской рукой».
Фото 2
В коридоре на каждом шкафчике развешены рисунки-портреты и краткая информация о ребенке, сделанные детьми самостоятельно. Каждый ребенок рассказал о себе, написав и нарисовав:
- свою фамилию и имя;
- свои любимые игры и игрушки;
- любимую еду и т. д.
Фото 3
На каждом шкафчике приклеен пластиковый уголок, который с детьми мы назвали – «Сокровищницей». В нее каждый ребенок складывает свои рисунки, аппликации, раскраски.
Нарисовали дети не только свои автопортреты, Фото 4 но и наши портреты – портреты воспитателей и помощника воспитателя. Вот это портрет нашего помощника воспитателя Людмилы Михайловны, вот так дети нарисовали меня и нашего второго воспитателя Татьяну Александровну.
Фото 5
В раздевальном помещении так же находится наша «изюминка» - «Экран семейного чтения». Он представляет собой:
Во-первых небольшую тематическую библиотеку для семейного чтения (она постоянно меняет свое содержание, а во-вторых экран со списком детей, в котором дети сами делают отметки о прочитанных, совместно с родителями книг из библиотеки.
Книги дети с родителями могут взять домой, а также прочитать их в электронном формате, опираясь на предлагаемый QR-код, который мы прикрепляем в чат нашей группы в мессенджере.
Так же на самодельных кубах, сделанных из пластиковой решетки для мойки, мы размещаем портреты писателей, и книги для чтения.
Центры в групповом помещении так же оформлены с участием детей.
Фото 6
Так, например, детьми нарисованы правила группы, такие как «Не бегай по группе» - «Ходи спокойно», «Не кричи» - «Говори тихо» и др. ;
Фото 7 правила поведения для организации сюжетно-ролевых игр, так, например, для игры «Библиотека», ребята нарисовали в кружках рисунки зачеркнутые красной линией, что обозначает: нельзя разговаривать по телефону, брать книги грязными руками, кричать и т. д.
Названия уголков и правила могут изменяться в соответствии с сюжетно-ролевой игрой. «Библиотека» меняется и становится «Книжкиной больницей», «Почтой» или «Магазином». Хочу обратить ваше внимание, что названия уголков так же написаны детской рукой, и заменить их можно благодаря липучкам.
Фото 8 на этом слайде наш уголок для речевого развития, которому ребята дали название «Речевичок»
Пространство группы насыщено детскими работами. Фото 9 Плоскостные располагаются на нитях, протянутых от одной стене к другой Фото 10 или на передвижной раме, оформленной нитями в виде паутины. Свои рисунки на раму дети закрепляют самостоятельно с помощью разноцветных прищепок. Фото 11 Так же активно задействованы и кубы из пластиковых решеток для выставки детских работ.
Темой недели в нашей «Говорящей среде» - «Сказка».
Фото 12 и 13
В начале оформили интерактивный стенд «План недели». Вместе с детьми мы нарисовали интеллект-карту, на которой обозначили в центре общую тему недели и ответвления от него - это виды совместной деятельности для реализации темы. Хочу обратить внимание, что каждая ветвь - это день недели, который дети сами датировали. Так как наш возраст только на стадии изучения букв, то интеллект-карту дети писали сокращенно.
Итак:
7 апреля – сказки будем читать.
Фото 14 8 апреля – придумать. Фото 15 Для этого мы оформили интерактивный стенд, который назвали «А что, если не…». Здесь детям предлагалось пофантазировать и изменить традиционный ход событий в сказках, ответив на вопрос «А что, если не…». А, конкретно, в сказке «Лиса и кувшин» и «Заяц хвастун», а результат своих «придумок» нарисовать на листе бумаги.
Традиционно голова лисы застряла в кувшине, и пытаясь утопить сосуд, она утонула сама. Дети же, пофантазировали и решили, «А что, если не. засунула лиса голову в кувшин, а заглянула в него? Оттуда выскочила лягушка, лиса испугалась и убежала в лес. Тем самым осталась жива. Или есть другое развитие этой сказки. А что, если лиса, засунув голову в кувшин, решила не утопить его, а разбить о дерево? Тогда она получила травму, лесные жители вызвали скорую помощь, и лису увезли в больницу. И в этом случае лиса тоже осталась жива.
С зайцем хвастуном вышла другая «придумка». А что, если заяц хвастался не перед вороной, а перед грибом? Но пришли в лес люди, заяц испугался, спрятался в кусты, гриб срезали и унесли, а заяц ничем не помог ему, потому что храбрость зайца оказалась обычным хвастовством.
9 апреля – мы с детьми запланировали нарисовать.
Фото 16
Я предложила ребятам нарисовать свою любимую сказку, из полученных рисунков мы оформили выставку. А так же героев, с которыми они хотели бы подружиться. Фото 17 Эти герои пополнили детские сокровищницы. В детской сокровищнице появились: Сова, Фея, Колобок, Кошка и др.
10 апреля по плану – герои.
Фото 18
Для реализации этого плана, мы выбрали персонажа сказок – лису, вспомнили, в каких сказках она встречается. Ребята на бумажных полосках написали качества, которыми обладает этот персонаж, т. е. лиса – она какая? И у них получилось, что в одной сказке лиса умная, это такие сказки, как например «Жихарка», «Колобок», а в других – глупая, как, например, в сказке «Лиса и кувшин». Еще дети охарактеризовали лису такой, как «смышленая», «ловкая», «злая», «шустрая» и «хитрая».
11 апреля – мы назвали «Где живет?».
Фото 19
Так как мы часто рассматриваем карту мира, нам пришла идея поразмышлять, где же могли бы жить герои сказок или куда бы ребята их хотели отправить. У нас возник интерактивный стенд «Где живет сказка?»
Так у детей получается, что колобок лучше бы жил в теплых странах, подальше от лисы, а Снегурочку они отправили в Антарктиду, в ее ледяную среду, что бы она никогда не таяла.
Машу и Медведя с Бабой-Ягой было решено оставить в лесах России, чтобы не лишать их комфорта. А вот Дюймовочку и Крокодила Гену с Чебурашкой «отправили» в экзотические страны Африки, где много необычных животных.
Фото 20
Традиционно, изучая любую познавательную тему, в том числе и сказки, мы создаем детскую азбуку, со знакомыми детям буквами. И заполняем ее названиями на соответствующую букву. У нас сложились правила написания азбуки:
1. Названия мы не списываем, а записываем на слух.
2. Помогаем друг другу.
3. В трудной ситуации обращаемся к воспитателю.
Таким образом, взаимодействуя со средой у ребёнка раскрываются такие качества личности, как: умение полностью спланировать свою деятельность сначала и до конца, умение приобрести и добыть из среды всё необходимое для этого ресурса, умение потом это всё визуализировать, рассказать, показать.