Лена Рафалович
«Грозди рябины волшебные…» Сборник фольклорных произведений. Часть 2
▼ Скачать + Заказать документы
Легенды о рябине
Рябина
РЯБИНА - (лат. Sorbus aucuparia) - от кельтского слова «sor» — терпкий, и латинского aucupari, что означает «ловить птиц». Такое название связано, вероятно, с ловлей дроздов, которые любят лакомиться ягодами рябины.
Русское название произошло от древнеславянского «рябъ» – рябой (по В. И. Далю — крапинка, веснушка). Действительно, плоды рябины заметны издали, яркими крапинками, украшая лес.
Публикация «„Грозди рябины волшебные…“ Сборник фольклорных произведений, Часть 2» размещена в разделах
- Дерево Рябина
- Деревья и кустарники
- Литературная деятельность
- Народная культура, фольклор
- Писатели для детей. Все писатели по фамилиям
- Темочки
В народе рябину называют птицелов, зимняя ягодка - только после заморозков рябина становится вкусной. Есть и совсем необычное название – удел быка, за ярко-красный цвет ее ягод, на который резко реагируют быки.
Происхождение названия рябины поморская легенда объясняет так. Жили как-то муж с женой, и было у них двое детей. Старшая, нелюбимая дочь, была злой, завистливой и имя ей дали неласковое - Восьмуха. А младший, сынок, был добрым, приветливым, родители звали его Романушкой и души в нем не чаяли. Невзлюбила Восьмуха Романушку и задумала его погубить. Завела как-то ребенка в гнилое болото и утопила. Но не удалось ей сгубить его совсем. Выросло на том месте приветливое кудрявое деревце, растет с тех пор по всей русской земле и назвали его люди ласково рябинкой.
Другая старинная легенда рассказывает, что рябина появилась от большой любви. В нее превратилась жена, у ног которой погиб ее любимый супруг. Злые люди хотели их разлучить, но ни с помощью золота, ни с помощью власти они этого не добились. Тогда убили мужа, но даже смерть не разлучила их. Жена, поцеловав его в последний раз, взмолилась Богу, чтобы он не разлучал ее с любимым. В тот же миг она превратилась в рябину на его могиле. С той поры и колышется она на ветру, и пламенеют осенью гроздья ее ягод красных, как кровь, пролитая во имя верной и негасимой любви.
А согласно белорусским преданиям, рябину создал сатана на месте пролившихся слез изгнанной из рая Евы - в знак своей победы над человеком. Однако Господь, увидев, что листья на дереве напоминают по форме крест, забрал рябину из дьявольского сада. Потеряв власть над деревом, в отместку дьявол, чтобы нанести людям вред, сделал их горькими.
Наши предки, древние славяне, считали рябину, наряду с дубом, березой, вербой, священным деревом. Они верили, что в кроне рябины прячутся перуновы молнии (такие же красные, как ее ягоды). Ветка рябины с ягодами воспринималась как символ палицы Перуна, способной защитить человека от всех бед. Издревле существовал запрет pyбить, ломать, обрывать цветы и ягоды рябины. Разрешалось срезать ее крупные ветви только для посохов священнослужителей и странников, отправлявшихся в дальний путь. А мелкие ветки с цветами или плодами - для украшения жилищ и проведения ритуальных действий.
Бытовало поверье - кто ее поломает или сpyбит, тот вскоре yмрет сам или же yмрет кто-либо из его близких. Поэтому, прежде чем сломать рябиновую ветку, дереву кланялись, просили прощения поясняли, зачем берут его частицу, а иначе — быть бедам, самая мелкая из которых - зубная боль.
Не только у славян, у многих народов лучшая палочка для волшебника – рябиновая, лучший венок для невесты – из ее цветов, лучший оберег от злых сил – гроздья ее ягод.
В народном творчестве рябина, наряду с березой, является поэтическим символом России. Испокон веков она являлась так же символом плодородия и благополучия. Ее ягоды (как и калины) считаются символом семейного счастья, сильной и верной любви, а значит и крепкой семьи. Поэтому молодожёны сажали её у своего дома, гроздья ягод выкладывали на подоконник или между рамами. По старинному поверью пока ягоды сохраняют свой цвет, семейному союзу ничего не грозит и, кроме того, считалось, что рябина охраняет дом от злых сил. Традиция эта жива до сих пор, хотя большинство уже не знают ее смысла. Поссорившимся влюбленным советовали посидеть вместе в тени рябины. Под рябиной встречались и расставались, у рябины просили совета.
В народных песнях рябина ассоциируется с образом тоскующей в разлуке с любимым женщины. Ярче всего, по-моему, рассказывается об этом в древненовгородской легенде. Однажды купеческая дочь полюбила простого парня, но её отец и слышать не хотел о зяте бедняке. Чтобы избавить семью от позора он пошел к колдуну, а дочь случайно узнала об этом и решила убежать из родного дома. Темной дождливой ночью поспешила она на берег реки к месту встречи с любимым. В тот же час появился там и колдун, но парень заметил его. Для того чтобы отвести опасность от девушки и отвлечь его, храбрый юноша бросился в воду.
Колдун дождался, пока тот переплывет реку, и когда парень уже выбирался на берег, взмахнул волшебным посохом. Тут сверкнула молния, ударил гром, и юноша превратился в дуб. Все это случилось на глазах у девушки, из-за дождя опоздавшей к месту встречи. Колдун и ее заколдовал. Девичий тонкий стан стал стволом рябины, а руки-ветви протянулись в сторону любимого. Так и стоят на разных берегах два любящих друг друга одиноких дерева. Весной рябинка надевает белый наряд, а осенью роняет в воду красные слезы, горюя о том, что «широка река, не перешагнуть, глубока река, а не утонуть», и никак «нельзя рябине к дубу перебраться, знать, судьба такая - век одной качаться». Быть может, именно эта легенда легла в основу популярной в народе песни «Тонкая рябина».
И хотя рябина – невысокое хрупкое деревце, а ни засухи, ни мороза не боится и около 100 лет живет и плодоносит. Не удивительно, что в русском фольклоре она воспринималась деревом, обладающим сильным характером: «Ее кудри треплет ветер, обрывая белый цвет, но сильнее, чем рябина дерева на свете нет». Считали, что она способна отогнать от тяжелобольного смерть, вернуть его к жизни, может преградить путь призракам и привидениям, может своей силой наделять людей.
Одно из башкирских племен, живших на берегах Яика (р. Урал) – усергены – храбро сражались с налетевшими саранчой монгольскими ордами. Получив отпор, монголы не пошли дальше на Урал, а повернули в другую сторону. Люди других родов объясняли храбрость и воинственность усергенов тем, что родовым деревом их племени была рябина, и кровь у них была рябиновая.
Издревле считалось, что рябина является мощным и действенным оберегом. Если присмотреться, то можно увидеть, что на нижней стороне ее ягод находится рисунок, напоминающий звёздочку. В языческой культуре звезда являлась одним из самых древних и важнейших символов – символом защиты. Вероятно, поэтому появилось представление о рябине, как о дереве, способном защитить от злых сил, порчи, болезней, и оно характерно для многих народов нашей страны.
Так, в одной чувашской легенде рассказывается, что злые духи решили погубить Бога, мол, он не дает им творить злые дела. Окружили они Бога и начали спорить, как убить его. Бог в это время убежал от них, залез на рябину и спрятался в ее кроне. Так рябина спасла Бога. Поэтому, считают чуваши, ее сила способна защитить человека от любой напасти.
У вепсов (финно-угорский народ, живут в основном в Карелии) был обычай – обращаться к рябине, чтоб защитила от пожара. Считалось, что ее яркие ягоды смогут остановить красные языки пламени. А на Руси с той же целью сажали рябину вокруг избы, а в сенях висели ее гроздья на случай угара от печей.
Популярный злой персонаж удмуртского фольклора Палэсмурт живет в лесу. Он представляет собой как бы рассечённого вдоль человека — с половиной головы, половиной тела, одной рукой и ногой, одним глазом, видны его внутренности. Он всегда вредит людям, для защиты от него надо было помянуть небесного бога или спрятаться за рябиной.
Девушка-чувашка в подвенечном наряде
Рябина, как и яблоня, считается женским деревом. Именно их она в первую очередь берет под свою защиту, дарит красоту и здоровье. Недаром ни одна свадьба на Руси не обходилась без рябины. В Воронежской губернии сваха сыпала жениху за голенище рябиновые коренья, чтобы на него не навели порчу на свадьбе. Рябиновыми листьями выстилали обувь новобрачных, а венки из ее веток с россыпями ягод надевали им на головы. Считалось, что в таком наряде молодые спрятаны от сглаза с головы до ног. Ее ветками очищали спальню для первой брачной ночи, невеста надевала рябиновые бусы, а жених мог прикрепить гроздья к поясу — дабы не сглазили.
С рябиной связано множество примет – если порвется венок из рябины, надетый невесте на голову во время свадьбы, то значит, не по любви выходит она замуж или жизнь ее сложится несчастливо. Если венок из ягод долго сохраняет свою свежесть и не засыхает, значит, искреннее чувство в сердцах молодых, и все у них будет хорошо. Если бусы из ягод, повешенные около кровати девушки, вдруг рвутся и рассыпаются по полу, значит, скоро будет свадьба. А в какой стороне света больше ягод насыпалось, оттуда и придет жених.
Если девушка вдруг под окном увидела ягоды, рассыпанные по снегу, или веточку, воткнутую в окно, или просто несколько ягод на подоконнике – значит, скоро будет она счастлива. Бытовало также поверье, что если девушка попарится в бане рябиновым веником, а потом бросит его на двор суженого, то он её отыщет "по запаху", а девушка всегда будет молодой и красивой. Если рябина, растущая во дворе, вдруг прекращает плодоносить, болеет и чахнет, это значит, что-то не к добру в этой семье. То же самое означает, если вдруг зачахли и умерли саженцы рябины, посаженные с целью оберегать дом от зла и беды.
У рябины искали помощи при бесплодии, женских болезнях, фригидности. Ягоды рябины традиционно входили в состав приворотных зелий, помогая преодолеть неразделенную любовь, из них делали обереги, для защиты от чужих чар, отвода порчи, защиты от сглаза. Даже в наши дни девушки и женщины в деревнях осенью делают бусы из ягод рябины, не задумываясь, что раньше подобные бусы были важным ритуальным оберегом. Эти бусы носили целый год, до появления новых спелых ягод. Такой талисман всегда считался лучшей защитой от чужой магии любого сорта. Когда изготавливались новые бусы, старые сжигались или закапывались
Рябина служила оберегом не только для женщин. Согласно народным поверьям она охраняет воина в походе. Снаряжая мужей на войну, жены пришивали к их одежде крестики из рябиновых прутиков, перевязав их красной ниткой. Рябиновые грозди клали в походные сумки как средство от цинги и усталости в дороге. Было поверье: если человек страдает бессонницей, это означает, что его нечисть мучает, сна не дает. Надо взять ветку рябины, очертить ею окружность вокруг себя – сгинет нечисть и пройдет бессонница. У марийцев младенца символически парили рябиновым веником, считая, что тогда ребенок будет защищен от болезней. Олонецкий знахарь лечил так: находил в лесу подходящую рябину, расщеплял ее ствол пополам, пролезал через отверстие, а затем оставлял в этом расщепленном стволе письмо для лешего с вопросами.
В старину рябину применяли в похоронных обрядах, считая, что она охраняет живых от мира мертвых. Поэтому была традиция ставить на свежую могилу крест из рябиновых веток, которые перевязывали красными нитками. Этот крест помогает покойнику успокоится в могиле и не тревожить живущих. В Новгородской губернии, вернувшись с кладбища, вешали над дверью рябиновые прутья, чтобы покойник не возвратился домой.
С приходом христианства отношение к рябине не изменилось, просто приняло другие формы. Наши предки посвятили рябине особенный день, в который отмечали ее именины. В народе его назвали днем «Петра – Павла Рябинников». Приходился он на 23 сентября, день святителей Петра и Павла. По поверью с этого дня солнце на зиму спать ложится, до весны глаза закрывает, заканчивается Бабье лето и приходит настоящая осень. Уже наступают первые заморозки, горьковатая рябина становится сладкой и ее можно собирать, делать заготовки на зиму, обязательно оставляя немного ягод птицам. Красивая традиция, рожденная поверьем, что того, кто в этот день соберет с дерева всю рябину, впереди будут ждать несчастья.
Гроздья рябины связывали в пучки и развешивали под крышами домов, на воротах, в сараях со скотиной. Таким образом крестьяне «открещивались» от происков нечистой силы, от «лихих людей и плохих вестей». В этот день устраивали народные гуляния, пекли пироги с мясом, грибами, ягодами. Девушки делали куклу-оберег «Рябинку» как символ материнства и семейного лада, водили хороводы. Праздники сопровождались особым колокольным звоном, который в народе назывался – “Рябиновый звон”. А 31 октября отмечали День красной рябины и прилетевших синиц.
На Руси, в Украине и Белоруссии в старину существовало почти забытое сегодня понятие «рябиновая или воробьиная» ночь. Так называли ночи с сильной грозой или зарницами и считали их временем разгула нечистой силы. Существовало поверье, что в каждом году непременно бывают три рябиновые ночи: первая -когда рябина цветет, вторая — когда образуются ее ягоды, и третья — когда ягоды эти совершенно созреют (весной, летом и осенью). В Белоруссии рябиновая ночь представлялась одновременно и как время разгула нечисти, и как время, когда буря и удары молнии уничтожают нечистую силу. В Древней Руси с рябиновой ночью также связывалась своеобразная небесная битва. На Киевщине же воробьиной называли ночь на 1 сентября, когда "черт меняет воробьев». Фактически рябиновой или воробьиной можно назвать любую грозовую ночь с ветром и зарницами.
О рябине существует немало примет. В старинном травнике читаем: «В случае, если рябина в сем году обильно уродилась, то ждать нужно напастей страшных – войны или голода с мором повальным». Исследователи связывают появление такой негативной приметы со страхом простого народа перед рябиной, как перед колдовским деревом и тем, что ее ягоды цветом напоминают кровь.
Самая, пожалуй, известная народная примета - обильный урожай рябины предвещает холодную зиму. Об этом есть красивая древняя индейская легенда. Однажды, много лет назад наступила холодная зима. Охотники бродили по лесу в поисках пищи, с трудом пробираясь сквозь огромные сугробы. Чем больше они ходили, тем больше страх сковывал их души: лес был буквально усеян погибшими от холода птицами и мелкими животными. Племена объединились и вознесли свои молитвы к Великому Маниту с просьбой помочь им. Великий Дух ответил: “Возьмите по капле крови от каждой мертвой птицы и животного и смажьте ею дерево”. Индейцы выполнили приказ. На следующее утро на всех деревьях, которые они смазали кровью, появились гроздья красных ягод, а на ветвях сидели птицы и мелкие зверьки и с радостью их поедали. Счастливые индейцы танцевали до поздней ночи, восхваляя Великого Маниту, который пообещал им, что всякий раз, когда будет приближаться холодная зима, на рябине будет много ягод.
И, в заключение, интересный факт. Рябина обладает бактерицидными свойствами, поэтому является, наряду с серебром, отличным средством для очищения воды. Исстари, когда люди ходили на покосы, они бросали в заводи гроздь рябины, чтобы вода была питьевой. А охотники, рыболовы и туристы пользуются этим приемом до сих пор: в затхлую воду опускают на два часа ветку рябины с листьями – и вода обеззараживается, становиться пригодной для питья.