Галина Мичурина
«Путешествие в королевство Музыки». Музыкально-познавательный досуг в рамках проекта «Классическая музыка в детском саду»
▼ Скачать + Заказать документы
Музыкально — познавательный досуг для детей подготовительной группы
Мероприятие в рамках проекта "Классическая музыка в детском саду"
Цель:
1. Поддерживать интерес и любовь к музыке, воспитывать музыкальную культуру, учить слушать и исполнять лучшие произведения мировой классической музыки.
Публикация «„Путешествие в королевство Музыки“, Музыкально-познавательный досуг в рамках проекта „Классическая музыка в детском саду“» размещена в разделах
- Музыка. Проекты, планы, недели
- Музыка. Сценарии музыкальных развлечений
- Темочки
- Конкурс для воспитателей и педагогов «Лучший сценарий праздника» февраль 2015
2. Закрепить знания детей о музыкальных инструментах симфонического оркестра, понятия: оркестр, дирижер.
3. Познакомить детей с историей возникновения музыкальных инструментов.
Материал:
Видеопроектор с иллюстрациями:
1. «Музыкальное Королевство»
2. Фея Музыки (сказочное изображение прекрасной девушки, играющей на
арфе)
3. Ноты.
4. Изображение «Лучник».
5. Изображение иллюстраций струнных инструментов (скрипка, альт,
виолончель, контрабас).
6. Иллюстрация «Скрипка».
7. Иллюстрация «Бог Пан».
8. Иллюстрация «Нимфа».
9. Изображением «Река с растущим на берегу тростником».
10. Изображение иллюстраций деревянных духовых инструментов (фагот,
флейта, кларнет, гобой).
11. Изображение «Пещера».
12. Заставка «Ноты на нотном стане».
13. Картинки-отгадки: скрипка, контрабас, фагот, труба, тромбон.
14. Заставка к «Вальсу».
15. Изображение костра.
16. Изображение иллюстраций ударных музыкальных инструментов
(барабан, литавры, гонг, колокольчик, бубны, треугольник, ксилофон).
17. Иллюстрация «Подводный мир».
18. Изображение «Морская раковина на берегу».
19. Иллюстрация «Девочка слушает раковину».
20. Изображение иллюстраций медных музыкальных инструментов (труба,
туба, тромбон, валторна).
21. Иллюстрация «Симфонический оркестр».
Атрибуты: шкатулка с тетивой (леской, тростинка, сундучок, большая морская раковина, ленточки для танца, детские музыкальные инструменты.
Предварительная работа: Знакомство с инструментами симфонического оркестра, разучивание танцев, оркестровых номеров.
Ход мероприятия:
Дети входят в зал под звучание классической музыки и рассаживаются на стулья.
Музыкальный руководитель: Ребята, сегодня я получила письмо. Посмотрите (показывает письмо, на котором изображены ноты, скрипичный ключ). Как вы думаете от кого оно? (Ответы детей). Оно от Феи Музыки. Она приглашает нас в гости - в Музыкальное Королевство. Вы любите путешествовать? (Ответ детей). Тогда в путь.
Звучит музыка («Вальс цветов» П. И. Чайковского, дети импровизационно двигаются. В зал входит Фея Музыки.
Фея Музыки: Здравствуйте дети, здравствуйте взрослые! Рада приветствовать вас в своём Музыкальном Королевстве. Сегодня мне бы хотелось вам рассказать и показать инструменты симфонического оркестра. И помогут мне в этом жители моей сказочной страны.
Звучит «Вальс-шутка» Д. Шостаковича из танцевальной сюиты «Танцы кукол». Дети исполняют «Танец ноток».
По окончании танца нотки оставляют шкатулочку.
(На экране появляется изображение древнего лучника, натягивающего тетиву. Фея достает тетиву из шкатулки, показывает детям).
Фея: Ребята, это - тетива для лука. (Обращает внимание на экранную иллюстрацию).
Предки наши из лука стреляли -
Это было давным-давно.
Натянув тетиву, пускали
Стрелы в цель - одну за другой.
На охоте гонясь за добычей,
Лучник стрелы послал в полёт.
Отпустив тетиву привычно,
Он вдруг понял: она поёт!
Натянул потуже на луке
И вторую к ней тетиву,
Тронул пальцами их, и звуки
Полились в небес синеву.
А потом он вечером лунным
Для любимой мотив сыграл.
Так на свет появились струны,
Арфа, скрипка, гитара, домбра…
(Е. Н. Егорова)
М. Р. Спасибо, дорогая Фея за интересный рассказ. Мы теперь с вами, ребята, знаем, как появились струнные музыкальные инструменты. Обратите внимание на экран и постарайтесь назвать инструменты, которые там будут появляться.
(На видеопроекторе появляются изображения струнных музыкальных инструментов, дети их называют - скрипка, виолончель, контрабас, альт, арфа).
Сегодня вы увидите и услышите один из этих инструментов.
Выступление ученика музыкальной школы.
Фея: А сейчас я хочу позвать своих помощниц-птичек. «Ну-ка, птички, летите скорей ко мне». (Звучит музыка, птицы кружат по залу, отдают Фее тростинку. На экране -фотография с изображением реки и растущими на берегу тростинками.)
Музыкальный руководитель: Дети, посмотрите, что принесли птицы. Это тростинка. Мы, ребята, с вами знаем, что тростник растёт на берегу реки, но как он связан с музыкой? (Ответы детей).
Фея: Я вам расскажу одну сказку. Давным-давно жил на свете бог Пан. Он никому не делал зла, но люди его боялись, потому что лицо у него было страшное и безобразное. Тело покрыто шерстью, а на ногах у него были копыта. И вот однажды, увидел Пан прекрасную лесную нимфу Сирингу, хотел поговорить с ней, но она испугалась, убежала, скрылась у реки и превратилась в тростинку. Прибежал Пан к реке, увидел тростник, срезал тростинку, поднес к губам, и зазвучала нежная мелодия. Так обыкновенная тростинка, чудесно ожила… .Так родилась флейта.
М. Р. : Ребята, какая красивая поэтичная история! Мы с вами знаем, что у флейты много родственников. Это целое семейство деревянных духовых инструментов. И я предлагаю вам их вспомнить. (На видеопроекторе появляются изображения деревянных духовых инструментов – флейты, гобоя, кларнета, фагота, дети их называют).
Сегодня, ребята, у нас с вами есть потрясающая возможность увидеть и услышать настоящий живой инструмент из семейства деревянных духовых.
Выступление ученика музыкальной школы.
Звучит музыка Э. Грига «В пещере горного короля». Мальчики исполняют «Танец троллей». Убегая оставляют сундучок.
Фея: Ребята, вы, конечно, узнали злых троллей из пещеры Горного короля.
М. Р. Они оставили нам сундучок. Попробуем открыть его. Ничего не получается. Погодите, погодите… .Здесь какая-то надпись. Сейчас я вам её прочитаю. «Чтобы открыть сундук, нужно выполнить три задания».
Задание 1-е - исполнить музыкальное произведение на детских музыкальных инструментах.
Дети исполняют «Итальянскую польку» С. В. Рахманинова в оркестре.
Задание 2-е - отгадать загадки.
В симфоническом оркестре её голос самый главный,
Самый нежный и певучий, коль смычком проводишь плавно.
Голос трепетный, высокий узнаём мы без ошибки.
Назовите-ка, ребята, инструмент волшебный… (Скрипка)
Струнный, смычковый в оркестре не новый.
В джазе он часто бывает щипковый.
Голосом низким приветствует вас
Важный, солидный, большой… (Контрабас)
Деревянный духовой,
Не кларнет и не гобой,
Низким голосом поёт,
Называется (Фагот)
Звучит сигнал, на бой зовёт!
«Вставай, солдат!» - она поёт. (Труба)
Этот медный духовой
То короче, то длиннее.
Ведь кулису он имеет!
Громче всех в оркестре он.
Как зовут его? (Тромбон)
Задание 3-е - исполнить танец.
Девочки исполняют «Вальс» с лентами на муз. М. Глинки из оперы «Иван Сусанин».
М. Р. : Ну что, ребята, задания мы выполнили. Теперь попробуем открыть сундук?
(Педагог достает из сундука и предлагает вниманию детей обыкновенный камень)
М. Р. : С виду обыкновенный камень (удивляется).
Фея: Знаете, ребята, порой самые обыкновенные предметы могут рассказать необыкновенные истории. Послушайте одну такую историю.
Времена такие были
Много лет назад тому назад,
Что в пещерах люди жили,
И отметить каждый рад
Был удачную охоту,
У горящего костра.
Ели мясо и в охотку
Танцевали до утра.
Веселясь, стучали люди
Палочками в полый ствол…
Так на белом свете, дети,
Инструмент произошёл.
Не свистит и не поёт он,
А звучит: Барам-бам-бам!
Знаете, как он зовётся?
Ну, конечно, … барабан!
(Е. Н. Егорова)
М. Р. : А кто знает, как же называется группа инструментов, куда входит барабан?
Дети: Ударные инструменты.
(На экране – изображение ударных музыкальных инструментов.)
Музыкальный руководитель: Обратите внимание, ребята, как их много - барабан, литавры, тарелки, бубны, ксилофон, гонг. Это самая большая и разнообразная группа. У меня тоже есть ударный инструмент. (Показывает детям барабан). Вы, конечно же, все его узнали. Давайте с вами сыграем в игру, которая называется «эхо». Я вам буду играть ритмический рисунок на барабане, а вы постараетесь его точно повторить.
Музыкальный руководитель. стучит ритм на барабане - дети отхлопывают его в ладоши.
Фея: Мои юные друзья, а сейчас вас ждёт ещё один сюрприз.
Дети исполняют танцевальную композицию на муз. К. Сен-Санса «Аквариум».
Русалка преподносит детям морскую раковину.
Музыкальный руководитель: Ребята, посмотрите, какая красивая морская раковина! Я думаю, наша Фея приготовила ещё одну удивительную историю. Давайте её послушаем.
Фея:
Однажды человек на берег вышел,
Морскую раковину подобрал,
Поднёс её он к уху и услышал
Шум волн: как будто бы за валом вал
Накатывает на песок прибрежный.
Задумался, находку покрутив,
В её отверстие подул он нежно
И услыхал приятный вдруг мотив.
Ещё раз дунул – энергично, сильно,
Чтоб громкий, резкий отзыв получить.
Так выучился звучно и красиво
На раковине человек трубить.
(Е. Н. Егорова)
М. Р. : Это про какие же инструменты здесь говорилось? (На экране – изображение медных духовых инструментов). Вы их видите сейчас все на экране. Сегодня у вас есть возможность познакомиться поближе с одним из этих инструментов.
Выступление учащегося музыкальной школы. (Любой медный духовой инструмент).
Музыкальный руководитель: Вот так обыкновенная тетива, тростинка, морская раковина и камень стали родоначальниками всех существующих музыкальных инструментов.
(На экране появляется изображение симфонического оркестра).
Музыкальный руководитель: Посмотрите, ребята. Вы хорошо знаете инструменты симфонического оркестра, и музыканты с инструментами уже появились на сцене и готовы исполнить для нас музыкальное произведение. Давайте их поддержим.
Детский оркестр. Штраус. Полька «Трик-трак».
Фея: Вот и закончилось наше с вами путешествие по волшебной музыкальной стране. Я думаю, что вам было интересно, вы узнали много нового, смогли увидеть и послушать живые музыкальные инструменты. Вам понравилось, дети?
М. Р. Спасибо, дорогая Фея за столь увлекательное путешествие по Королевству Музыки. А я хочу пригласить к нам сюда тех людей, которые помогли сделать это путешествие незабываемым. Давайте поблагодарим наших артистов. (Цветы артистам).
Фея: А теперь нам с вами пора прощаться. До свидания, до новых встреч. (Фея и артисты уходят.)