Ольга Казакова
Экологическая тропинка на территории детского сада
▼ Скачать + Заказать документы
Консультация для педагогов
Маленький ребенок познает мир с открытой душой и сердцем. И то, как он будет относиться к этому миру, будет ли рачительным хозяином, понимающим природу, во многом зависит от взрослых, направляющих его воспитание.
«Экология» в переводе с греческого (экос - дом, жилище, родина; логос - учение) означает - наука о Доме-Родине. Такое толкование слова отражает сущность содержания экологического воспитания дошкольников.
Публикация «Экологическая тропинка на территории детского сада» размещена в разделах
Система экологического воспитания дошкольников на современном этапе предусматривает:
1. Создание условий для экологического воспитания детей.
2. Формирование системы целей и задач экологического воспитания.
3. Формирование системы знаний о природе.
4. Создание «Экологической тропы» и методика работы с ней.
5. Элементарная поисковая деятельность детей.
6. Кружковая работа.
7. Совместная работа с родителями.
К условиям, необходимым для экологического воспитания, относятся создание на территории дошкольного учреждения внешних природных зон - (сад, огород, экологическая тропа, зона отдыха, «птичья столовая»).
Экологическая тропа - это прогулка с детьми по специально разработанному маршруту и беседа с детьми.
В дошкольных учреждениях экологические тропинки выполняют познавательную, развивающую, эстетическую, оздоровительную функции
Главное в такой прогулке:
1. Разносторонние знания воспитателя, о растениях, насекомых, деревьях, а также органично введенные в рассказ правила взаимоотношения человека с природой.
2. Умение показать, задержать внимание детей, заинтересовать выбранным объектом.
3. Прогулка по экологической тропе должна побудить каждого ребенка задавать свои «почему», а значит пробудить интерес к неизведанному или же открыть новое в уже известном.
Основные критерии выбора маршрута и объектов экологической тропы — включение в нее как можно большего количества разнообразных и привлекающих внимание ребенка объектов, их доступность для дошкольников. В качестве объектов (видовых точек) экологической тропинки выбираются различные виды как дикорастущих, так и культурных растений (деревьев, кустарников, трав, мхи, грибы на живых и мертвых деревьях, старые пни, муравейники, гнезда птиц на деревьях, микроландшафты разных природных сообществ (луга, леса, клумбы, отдельные красиво цветущие растения, места регулярного скопления насекомых (например, жуков-солдатиков, небольшие водоемы, огороды, отдельные камни, альпийская горка, фонтаны, родники и т. п. Взаимодействие человека с природой (как положительное, так и отрицательное) может быть показано на примере вытоптанных участков, кормушек для птиц и т. д.
Этапы создания и оформления тропинки.
Последовательность действий по созданию тропинки может быть следующей:
- детальное обследование территории и выделение наиболее интересных объектов;
- составление картосхемы тропинки с нанесением маршрута и всех ее объектов (в виде кружочков с цифрами или рисунков-символов; могут быть составлены картосхемы разного назначения: в помощь воспитателям и для детей разного возраста). Картосхемы для детей должны содержать небольшое количество информации в виде понятных для ребенка рисунков объектов, стрелок, указывающих маршрут. Для малышей можно сделать яркие, крупные рисунки наиболее привлекательных для них объектов. Например, нарисовать в кружках бабочку, яркий цветок, дерево и соединить все эти рисунки линией — дорожкой, по которой они идут от одного объекта к другому;
- выбор вместе с детьми «хозяина» тропинки — сказочного персонажа, который будет давать ребятам задания и приглашать их в гости;
- фотографирование объектов и описание всех точек по схеме, оформленное в виде альбома (паспорта);
- изготовление табличек с рисунками, подписями для видовых точек, природоохранных знаков;
- составление рекомендаций по использованию объектов тропинки для работы с детьми.
Таким образом, при обеспечении определенных педагогических условий и использовании специальных организационно-методических приемов (соответствующих теме и содержанию занятия загадок, пословиц и поговорок, стихов, песен и т. п.) могут быть успешно решены задачи умственного, эстетического и трудового воспитания детей. Важно подчеркнуть, что указанные образовательные и воспитательные задачи решаются на фоне высокого уровня двигательной активности