Получи документы

«Хантыйское стойбище». Конспект занятия по реализации национально-регионального компонента (старший дошкольный возраст)

ИРИНА АСАЛИЕВА
«Хантыйское стойбище». Конспект занятия по реализации национально-регионального компонента (старший дошкольный возраст)

«Хантыйское стойбище».

Образовательная область «Познание», старший дошкольный возраст

Задачи:

образовательные:

продолжать знакомить детей с жизнью и бытом коренных народов округа.

развивающие:

развивать умение понимать и принимать другие народы такими, какие они есть.

воспитательные:

Публикация «„Хантыйское стойбище“, Конспект занятия по реализации национально-регионального компонента (старший дошкольный возраст)» размещена в разделах

воспитывать интерес и желание больше узнать о жизни и быте коренных народов; гуманное отношение к природе.

Материал. 12 жердей, мех, нарты, облас, туеса, две половицы, камни для очага, котел, циновки.

Обогащение и активизация словаря: туес, жердь, очаг, облос нарты, лабаз, половицы, циновки.

Ход занятия

Педагог. Ребята послушайте стихотворение, оно мне очень нравится. скажите о каком крое пишет поэт?

Песня о Приобье

Встает рассвет над тихими озерами,

И манит лес полянами зелеными,

Люблю бродить в реке, играя волнами,

Спугнув мальков на тихой теплой отмели.

«Люблю тебя, мой край, в метели снежные

люблю моей Оби разливы вешние».

Нельзя забыть твои места красивые,

Столетних сосен и березок с ивами.

Ты смотришь на меня глазами синими,

Люблю тебя, мое Приобье милое.

Е. Донченко

Дети стихотворение о нашем крае

Педагог. Почему вы так думаете?

Дети рассуждают по содержанию

Педагог. А как называется наш город?

Ответы детей?

Педагог. В каком округе мы живем?

Ответы детей?

Педагог. Почему он так называется?

Дети: потому что коренные жители ханты и манси и в честь них округ назван.

Педагог. Чем занимаются коренные жители?

Дети: охотой и рыболовством.

Педагог. Правильно, а еще оленеводством. Кем является олень для хантов.

Дети: олени для нас дом, мы накрываем оленьими шкурами чум, транспорт, другой в тундре не проедет, одежду мы шьем из оленьих шкур, это еще и

Педагог. Давайте подойдем к столу, на котором расположен уголок «Родного края» и внимательно рассмотрим его.

Дети рассматривают макет.

Педагог. Покажите и назовите предметы которые вы знаете объясните как они используются народом ханты.

Дети: по очереди называют предметы быта, и рассказывают о их назначении.

Педагог. Ребята, скажите, хорошо ли живется нашим ханты в этом стойбище.

Дети нет, не хорошо

Педагог. Почему вы так думаете?

Дети: у них нет дома.

Педагог. Как называется дом у хантов?

Дети: чум

Педагог. Почему ханты свой дом – чум строят из жердей?

Дети: чтобы быстро сворачивать его и разворачивать и легко перевозить.

Педагог. Как ханты находят место для чума?

Дети: Место подбирается ровное и сухое. Оно должно находиться недалеко от тайги и от реки.

Педагог. Давайте посмотрим у нас хорошее место для чума?

Ответов детей.

Педагог. Для того чтобы чум стоял крепко нам понадобится кольцо и три жерди.

Дети вместе с педагогом подбирают кольцо, надевают его на три жерди, укрепляют треног. Затем каждый из детей ставят следующие жерди так, чтобы они не упали.

Педагог. Ну, вот основание чума мы построили. В центре чума находится что?

Дети: очаг, его делают их камней.

Педагог. Почему ханты не бросают мусор в огонь?

Выслушать все варианты ответов детей.

Педагог. Правильно это делать нельзя, потому что огонь священен, он живой. Над очагом повесим котел. С двух сторон от очага мы положим половицы, доски на них будем сидеть, есть и даже спать. Весь пол накроем мехом. С одной стороны от очага – женская половина, с другой мужская. Женщина на мужскую половину не заходит – нельзя. Не ходит она и через чум тоже нельзя. Ну, вот чум внутри убран. А снаружи мы его накроем шкурой.

Педагог. У педагога коробка с утварью. Посмотрите, что это? Чье это

Дети: это туеса, изделие из бисера (достают примеряют, его поставим на женскую половину, а в другом гвоздики, его поставим на мужскую половину. Это детская колыбелька – на женскую половину.

Педагог. Красивый чум получился, а теперь давайте украсим его хантыйский национальным орнаментом.

Дети делают орнамент, украшают чум.

Проделана большая работа, стойбище разбито. В чуме можно жить. Сделал дело, гуляй смело. Ребята, в какие игры любят играть хантыйские дети?

Ответы детей.

Педагог. У меня есть любимая хантыйская игра, я вас сейчас научу.

Игра: «Поймай оленя»

Дети: Дети садятся на стульчики, звучит музыка, входит девочка в национальном костюме

Девочка. Здравствуйте, примите от нас небольшие сувениры. Мы их сами сделали.

Публикации по теме:

Презентация к конспекту занятия «Путешествие в хантыйскую сказку» младшая группа. О важности приобщения ребенка к культуре своего народа написано много, поскольку обращение к наследию родного края воспитывает уважение,.

Проект по патриотическому воспитанию: «В гостях у ханты в тайге», для детей 5–7 лет Пояснительная записка В проекте представлены материалы по организации совместной деятельности педагога, детей и родителей по воспитанию.

Библиотека изображений:
Автор публикации:
«Хантыйское стойбище». Конспект занятия по реализации национально-регионального компонента (старший дошкольный возраст)
Опубликовано: 30 марта 2014 в 15:27
+6Карма+ Голосовать
Расскажите коллегам и друзьям!
Комментарии:
Всего комментариев: 15.
Для просмотра комментариев
Популярное из нового
В 2024 году БАМ отмечает 50-летний юбилей. Передвижка «БАМ»

8 июля – памятная дата в честь строительства Байкало-Амурской магистрали, знаменитого БАМа. В этот день, 8 июля 1974 года, было подписано постановление о начале строительства Байкало-Амурской магистрали....

День весенней безопасности. Передвижка «Паводок, весеннее половодье»

Стремительное таяние снега или выпадение большого количества осадков может стать причиной весеннего паводка. Необходимо знать правила поведения во время этого стихийного бедствия и рассказать о них...


Горячие темочки



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД