Папки-передвижки

Конспект НОД по ознакомлению с окружающим миром «Хлеб — всему голова»

Галина Асаева
Конспект НОД по ознакомлению с окружающим миром «Хлеб — всему голова»
▼ Скачать + Заказать документы

Программное содержание:

- Уточнить представления детей о труде хлеборобов, о том, какой путь проходит зерно, прежде чем стать хлебом.

- Углубить знания детей о том, что техника помогает людям, облегчает их труд.

- Активизировать внимание и память детей, развивать логическое мышление: учить сравнивать, анализировать.

- Развивать монологическую и диалогическую речь детей.

- Воспитывать уважение к хлебу, благодарность тем, кто его растит.

Словарная работа:

- Обогащение словаря - серп.

- Активизация словаря - хлебороб, комбайн, сеялка, молотилка, ость, каравай, снопы, колосок.

Публикация «Конспект НОД по ознакомлению с окружающим миром „Хлеб — всему голова“» размещена в разделах

- Методические приемы: вопросы детям, художественное слово, поощрение, рассказ воспитателя.

Предварительная работа:

Посев семян пшеницы на тарелке с детьми в уголке природы - наблюдение за ростом, экскурсии на колхозное поле, отгадывание загадок о хлебе, объяснение и заучивание пословиц и поговорок о хлебе, рассматривание колосков пшеницы и ржи.

Ход занятия

- Ребята, я сейчас загадаю вам загадку, если отгадаете, то узнаете, о чем сегодня будем говорить:

Отгадать легко и быстро:

Мягкий, пышный и душистый,

Он и черный, он и белый,

А бывает подгорелый,

Без него плохой обед,

Вкусней его на свете нет.

- О чем говорится в этой загадке? (О хлебе)

- Какой он, хлеб? {Мягкий, пышный, душистый, белый, черный)

- Молодцы, ребята! Сегодня мы с вами поговорим о хлебе и вспомним, откуда хлеб попадает к нам на стол. Я хочу пригласить вас на выставку.

- Куда мы пришли? (На выставку)

- Что видим там? (Трактор пашет землю)

- Верно, это тракторы плугами режут рыхлый чернозем. Для чего он это делает? (Чтобы земля была мягкая, пушистая, чтобы зернам было уютно)

- Землю вспахали, а потом что делают? {Сеют зерно)

- Верно!

На широкие долины

Вышли новые машины

Глянь в раскрытое окно

Сеют сеялки зерно.

А что нужно для того, чтобы зерна проросли? (Чтобы было тепло,

поливать землю, удобрять)

- Молодцы! Да, для этого нужны условия. Но вот солнышко согрело землю, дождик полил, люди удобрили поле, и наши зерна превратились во что? (В колосья)

- Что здесь изображено? (Комбайн убирает пшеницу)

- Сейчас собирать урожай людям помогают умные машины, а в старину это делали так. Брали мужчины косы, а женщины серпы и шли в поле. Я принесла серп, чтобы вы посмотрели на это орудие труда и запомнили, что им на Руси убирали хлеб. Срезали колосья и собирали их в снопы. Очень тяжел труд хлеборобов. Русский народ всегда с огромным уважением относился к хлебу. Самых дорогих гостей встречали хлебом и солью. Про хлеб говорили так: «Хлеб на стол, так и стол - престол, а хлеба ни куска, так и стол доска».

А какие пословицы и поговорки о хлебе, о труде вы знаете? («Я обед не в обед, коли хлеба нет», «Без труда не выудишь и рыбку из пруда», «Хочешь есть калачи, не сиди на печи», «рабочие руки не знают скуки» и т. д.)

- Молодцы, ребята! Сколько пословиц и поговорок вы знаете! Верно, Хлеб - всему голова.

Психогимнастика

Представьте, что мы в поле.

- Я превращаю вас в маленькие зернышки и сажаю в землю. (приседают)

- Теплое солнышко пригревало землю, дождик поливал (медленно поднимаются)

- Зернышки росли, росли и стали колосками

- Колоски тянутся к солнышку (встать на носки, потянуться)

- Сильно припекло солнышко,завяли наши колоски (опускают руки, приседают)

- Но вот полил дождик, ожили колоски, снова тянутся к солнышку (поднимаются, становятся на носки,руки вверх)

- В поле выросли замечательные колоски (улыбаются друг другу)

- А теперь изобразите колоски - толстячки, превратитесь в колоски -

худышки.

Молодцы! Как красиво вы изобразили колоски. А теперь давайте

подберем к слову «хлеб» родственные слова.

- Назови хлеб ласково. (Хлебушек)

- Крошки хлеба какие? (Хлебные)

- Квас из хлеба как называется? (Хлебный)

- Посуда для хлеба. (Хлебница)

- Кто выращивает хлеб? (Хлебороб)

- Кто печет хлеб? (Хлебопек)

- Назови завод, где выпекают хлеб. (Хлебозавод)

- Как называются изделия из теста? (Хлебобулочные)

- Молодцы, вы подобрали много родственных слов.

А сейчас давайте сядем за столы. У нас собраны колоски.

Рассмотрите, какие они? (Пузатые, колючие, много зернышек)

- А что это за колоски? (Колоски пшеницы и ржи)

- Как вы узнали, где колосок пшеницы, а где колосок ржи?

(У пшеничного колоска ость короче, а у ржаного длиннее)

- А что дальше делают с колосками? (Достают зерна - молотят. Это делают специальные машины - молотилки)

- Попробуйте руками достать зерна. Трудно это сделать?

- А зачем зерна достают? (Из них делают муку)

- Ребята, посмотрите, у меня зернышки пшеницы. Давайте попробуем их промолоть и посмотрим, что получится.

- Посмотрите, что получилось? (Мука)

- У вас на столах стоят розеточки с мукой. У меня получилась такая же мука, как у вас? (Да)

- Сравните муку в ваших розеточках. Какая она по цвету? (Светлая и темная)

- На ощупь? (Мягкая)

- Как вы думаете, в какой из этих розеток пшеничная, а в какой ржаная

мука?

- Какой хлеб получится из пшеничной муки? (Белый)

- А из ржаной? (Черный)

Ребята, возьмите салфетки и хорошо вытрите ими руки.

В этой розеточке лежит черный и белый хлеб. Понюхайте, какой он ароматный. А как еще можно сказать о хлебе? (Душистый, мягкий и т. д.)

- Попробуйте на вкус. Какой на вкус черный хлеб? (С кислинкой)

- Какой на вкус белый хлеб? (Сладкий)

- Вкусный хлеб? (Да)

- Чтобы мы могли принести домой обычный батон белого хлеба, на славу поработали и комбайнеры, и трактористы, и шоферы, и пекари. Много рук прикоснулись к пшеничному зерну, пока оно не превратилось в каравай хлеба! Много труда надо приложить людям, чтобы в каждом доме был хлеб. Поэтому, как мы все должны относиться к хлебу? (Бережно)

- Что значит бережно? (Не крошить хлеб за столом, никогда не выбрасывать, брать столько хлеба, сколько можешь съесть)

- Куда деть крошки? Кому сейчас голодно? (Птичкам)

- Да, ребята, очень трудно растить хлеб и убирать его.

Батоны, булки

Не добудешь на прогулке

Люди хлеб в полях лелеют,

Сил для хлеба не жалеют.

Стук в дверь. Входит повар.

- Здравствуйте, вот услышала, что вы о хлебе говорите. За то, что вы к хлебу умеете бережно относится, я принесла вам в подарок каравай.

Каждому знакомы Мудрые слова:

Хлеб - хозяин дома!Всему он голова!

Каравай мы вам подносим, Поклоняясь, отведать просим.

- Спасибо! Ребята, наше занятие окончено.

Публикации по теме:

Интегрированное занятие по теме: «Хлеб». «Приготовление бутербродов» Интересное занятие помогает детям старшей группы уточнить и обобщить представления детей о труде хлеборобов, о том какой путь проходит зерно.

Перспективный план по краеведению (региональный компонент) № Месяц Тема Программное содержание Литература 1 Сентябрь Беседа о городе Липецке Познакомить детей с городом Липецком и местами отдыха.

Библиотека изображений:
Автор публикации:
Конспект НОД по ознакомлению с окружающим миром «Хлеб — всему голова»
Опубликовано: 19 января 2015 в 10:41
+4Карма+ Голосовать

Юридическая информация: публикация «Конспект НОД по ознакомлению с окружающим миром «Хлеб — всему голова»» (включая файлы) размещена пользователем Галина Асаева (УИ 293160) на основе Пользовательского Соглашения МААМ. СМИ МААМ действует в соответствии со ст. 1253.1 ГК РФ. Используя МААМ принимаете Пользовательское Соглашение.

Расскажите коллегам и друзьям!
Поделитесь в сетях и мессенджерах:


Комментарии:
Всего комментариев: 2.
Для просмотра комментариев



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД