Галина Асаева
Конспект НОД по ознакомлению с окружающим миром «Хлеб — всему голова»
▼ Скачать + Заказать документы
Программное содержание:
- Уточнить представления детей о труде хлеборобов, о том, какой путь проходит зерно, прежде чем стать хлебом.
- Углубить знания детей о том, что техника помогает людям, облегчает их труд.
- Активизировать внимание и память детей, развивать логическое мышление: учить сравнивать, анализировать.
- Развивать монологическую и диалогическую речь детей.
- Воспитывать уважение к хлебу, благодарность тем, кто его растит.
Словарная работа:
- Обогащение словаря - серп.
- Активизация словаря - хлебороб, комбайн, сеялка, молотилка, ость, каравай, снопы, колосок.
Публикация «Конспект НОД по ознакомлению с окружающим миром „Хлеб — всему голова“» размещена в разделах
- Занятия по ознакомлению с окружающим миром
- Конспекты занятий. Все конспекты
- Хлеб. Все о хлебе для детей
- Хлеб. Конспекты занятий, НОД
- Темочки
- Методические приемы: вопросы детям, художественное слово, поощрение, рассказ воспитателя.
Предварительная работа:
Посев семян пшеницы на тарелке с детьми в уголке природы - наблюдение за ростом, экскурсии на колхозное поле, отгадывание загадок о хлебе, объяснение и заучивание пословиц и поговорок о хлебе, рассматривание колосков пшеницы и ржи.
Ход занятия
- Ребята, я сейчас загадаю вам загадку, если отгадаете, то узнаете, о чем сегодня будем говорить:
Отгадать легко и быстро:
Мягкий, пышный и душистый,
Он и черный, он и белый,
А бывает подгорелый,
Без него плохой обед,
Вкусней его на свете нет.
- О чем говорится в этой загадке? (О хлебе)
- Какой он, хлеб? {Мягкий, пышный, душистый, белый, черный)
- Молодцы, ребята! Сегодня мы с вами поговорим о хлебе и вспомним, откуда хлеб попадает к нам на стол. Я хочу пригласить вас на выставку.
- Куда мы пришли? (На выставку)
- Что видим там? (Трактор пашет землю)
- Верно, это тракторы плугами режут рыхлый чернозем. Для чего он это делает? (Чтобы земля была мягкая, пушистая, чтобы зернам было уютно)
- Землю вспахали, а потом что делают? {Сеют зерно)
- Верно!
На широкие долины
Вышли новые машины
Глянь в раскрытое окно
Сеют сеялки зерно.
А что нужно для того, чтобы зерна проросли? (Чтобы было тепло,
поливать землю, удобрять)
- Молодцы! Да, для этого нужны условия. Но вот солнышко согрело землю, дождик полил, люди удобрили поле, и наши зерна превратились во что? (В колосья)
- Что здесь изображено? (Комбайн убирает пшеницу)
- Сейчас собирать урожай людям помогают умные машины, а в старину это делали так. Брали мужчины косы, а женщины серпы и шли в поле. Я принесла серп, чтобы вы посмотрели на это орудие труда и запомнили, что им на Руси убирали хлеб. Срезали колосья и собирали их в снопы. Очень тяжел труд хлеборобов. Русский народ всегда с огромным уважением относился к хлебу. Самых дорогих гостей встречали хлебом и солью. Про хлеб говорили так: «Хлеб на стол, так и стол - престол, а хлеба ни куска, так и стол доска».
А какие пословицы и поговорки о хлебе, о труде вы знаете? («Я обед не в обед, коли хлеба нет», «Без труда не выудишь и рыбку из пруда», «Хочешь есть калачи, не сиди на печи», «рабочие руки не знают скуки» и т. д.)
- Молодцы, ребята! Сколько пословиц и поговорок вы знаете! Верно, Хлеб - всему голова.
Психогимнастика
Представьте, что мы в поле.
- Я превращаю вас в маленькие зернышки и сажаю в землю. (приседают)
- Теплое солнышко пригревало землю, дождик поливал (медленно поднимаются)
- Зернышки росли, росли и стали колосками
- Колоски тянутся к солнышку (встать на носки, потянуться)
- Сильно припекло солнышко,завяли наши колоски (опускают руки, приседают)
- Но вот полил дождик, ожили колоски, снова тянутся к солнышку (поднимаются, становятся на носки,руки вверх)
- В поле выросли замечательные колоски (улыбаются друг другу)
- А теперь изобразите колоски - толстячки, превратитесь в колоски -
худышки.
Молодцы! Как красиво вы изобразили колоски. А теперь давайте
подберем к слову «хлеб» родственные слова.
- Назови хлеб ласково. (Хлебушек)
- Крошки хлеба какие? (Хлебные)
- Квас из хлеба как называется? (Хлебный)
- Посуда для хлеба. (Хлебница)
- Кто выращивает хлеб? (Хлебороб)
- Кто печет хлеб? (Хлебопек)
- Назови завод, где выпекают хлеб. (Хлебозавод)
- Как называются изделия из теста? (Хлебобулочные)
- Молодцы, вы подобрали много родственных слов.
А сейчас давайте сядем за столы. У нас собраны колоски.
Рассмотрите, какие они? (Пузатые, колючие, много зернышек)
- А что это за колоски? (Колоски пшеницы и ржи)
- Как вы узнали, где колосок пшеницы, а где колосок ржи?
(У пшеничного колоска ость короче, а у ржаного длиннее)
- А что дальше делают с колосками? (Достают зерна - молотят. Это делают специальные машины - молотилки)
- Попробуйте руками достать зерна. Трудно это сделать?
- А зачем зерна достают? (Из них делают муку)
- Ребята, посмотрите, у меня зернышки пшеницы. Давайте попробуем их промолоть и посмотрим, что получится.
- Посмотрите, что получилось? (Мука)
- У вас на столах стоят розеточки с мукой. У меня получилась такая же мука, как у вас? (Да)
- Сравните муку в ваших розеточках. Какая она по цвету? (Светлая и темная)
- На ощупь? (Мягкая)
- Как вы думаете, в какой из этих розеток пшеничная, а в какой ржаная
мука?
- Какой хлеб получится из пшеничной муки? (Белый)
- А из ржаной? (Черный)
Ребята, возьмите салфетки и хорошо вытрите ими руки.
В этой розеточке лежит черный и белый хлеб. Понюхайте, какой он ароматный. А как еще можно сказать о хлебе? (Душистый, мягкий и т. д.)
- Попробуйте на вкус. Какой на вкус черный хлеб? (С кислинкой)
- Какой на вкус белый хлеб? (Сладкий)
- Вкусный хлеб? (Да)
- Чтобы мы могли принести домой обычный батон белого хлеба, на славу поработали и комбайнеры, и трактористы, и шоферы, и пекари. Много рук прикоснулись к пшеничному зерну, пока оно не превратилось в каравай хлеба! Много труда надо приложить людям, чтобы в каждом доме был хлеб. Поэтому, как мы все должны относиться к хлебу? (Бережно)
- Что значит бережно? (Не крошить хлеб за столом, никогда не выбрасывать, брать столько хлеба, сколько можешь съесть)
- Куда деть крошки? Кому сейчас голодно? (Птичкам)
- Да, ребята, очень трудно растить хлеб и убирать его.
Батоны, булки
Не добудешь на прогулке
Люди хлеб в полях лелеют,
Сил для хлеба не жалеют.
Стук в дверь. Входит повар.
- Здравствуйте, вот услышала, что вы о хлебе говорите. За то, что вы к хлебу умеете бережно относится, я принесла вам в подарок каравай.
Каждому знакомы Мудрые слова:
Хлеб - хозяин дома!Всему он голова!
Каравай мы вам подносим, Поклоняясь, отведать просим.
- Спасибо! Ребята, наше занятие окончено.