Лучший педагог года

Занятие по художественно-речевому развитию детей старшего дошкольного возраста «Полхов-Майданская матрёшка» (3 фото)

Ольга Сердобинцева
Занятие по художественно-речевому развитию детей старшего дошкольного возраста «Полхов-Майданская матрёшка»

Виды детской деятельности: коммуникативная, продуктивная, музыкальная, игровая.

Цели: 1. Образовательные.

- закрепить знания детей об истории создания русской деревянной матрёшки, о её характерных особенностях;

-продолжить знакомство с творчеством русского народного художественного промысла «Полхов -Майдан» и его элементами росписи (шиповник, фрукты, ягоды,листья);

- закрепить практические навыки по рисованию элементов Майданской росписи;

- использовать нетрадиционную технику рисования - рисование черным маркером и гуашью;

Публикация «Занятие по художественно-речевому развитию детей старшего дошкольного возраста „Полхов-Майданская матрёшка“» размещена в разделах

- познакомить с термином «наводка» - основным приёмом Полхов- Майданской росписи.

2. Развивающие.

- развивать память, мышление, мелкую моторику рук, художественный вкус;

- развивать способность имитировать движения по ходу стихотворения.

3. Воспитательные.

- воспитывать умения работать в коллективе;

- согласовывать свои действия, договариваться, работая в паре;

- воспитывать уважение к творчеству Российских умельцев.

Планируемые результаты: дети могут поддержать беседу о создании матрёшек, её внешнем виде, об особенностях Полхов– Майданской росписи, рассуждают, высказывают свою точку зрения, способны выучить и рассказать небольшое стихотворение, спеть частушки, активно и доброжелательно взаимодействуют с педагогом и сверстниками во время динамической паузы и самостоятельной продуктивной деятельности, интересуется изобразительной деятельностью.

Материалы и оборудование:

- Презентация: слайд №2 «Образцы элементов Полхов- Майданской росписи»; слайд № 1 «Матрёшка».

- Матрёшки из бумаги (разные по размеру) на каждого ребёнка.

- Чёрный маркер, краски гуашь, кисти «Белка№3», салфетки на каждого ребёнка.

- Рюкзаки- корректоры осанки.

- Косынки для девочек, исполняющих частушки.

- Костюм художника : фартук и нарукавники.

- Символ мастерской по росписи игрушек- палитра.

Музыкальное сопровождение:

- Магнитофон и звукозапись «Русские народные мелодии в инструментальном исполнении».

- Русская народная мелодия «Частушки».

Интеграция образовательных областей:

Коммуникация, художественное творчество, музыка, здоровье, познание.

Предварительная работа:

Рассказ воспитателя об истории возникновения матрешек, их производства, изготовления и росписи;

рассматривание картинок с изображением матрешек из Сергиево Пассада, Семёновских, Загорских, Полховско- Майданских, сравнивание их по внешнему виду, облику, росписи;

разучивание динамической паузы, пальчиковой гимнастики, частушек на тему «Полховско-майданская роспись»;

чтение и заучивание стихов, загадок о матрёшках;

роспись силуэтов Полховско-майданских игрушек : матрёшек, грибочков-копилок, солонок и др. ;

дидактическая игра «Укрась матрёшку Полховско-майданским узором»;

создание авторских матрешек.

СОДЕРЖАНИЕ ОРГАНИЗОВАННОЙ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ:

ОРГ. МОМЕНТ: Под звуки русской народной мелодии дети входят в зал, занимают свои места на стульях. воспитатель садится напротив, обращает внимание на осанку.

ПОСТАНОВКА ЦЕЛИ: -Сегодня мы поговорим с вами., а впрочем, догадайтесь сами:

Алый шёлковый платочек,

Яркий сарафан в цветочек,

Упирается рука

В деревянные бока.

А внутри секреты есть,

Может три, а может шесть,

Разрумянилась немножко,

Это русская… (Матрёшка).

(На ИКТ слайд № 1.)

БЕСЕДА. – Вот матрёшка- русская красавица. А почему матрёшку так называют, «русская красавица»? (румяная, в нарядной одежде; на голове яркий платок; волосы в виде локонов, а на Руси это считалось красивым и привлекательным).

- А вы знаете откуда пришла к нам матрёшка? (она пришла к нам из Японии).

- Как вы думаете, сколько ей лет?

-Матрёшка очень молодая, ей чуть больше 100 лет и это не возраст для игрушки, ведь есть ещё и старше.

- Почему она была так названа - матрёшка? (1- в честь многодетной мамы; 2-в честь имени Матрёна, которое на Руси было распространённым).

-Из чего изготовляют матрёшек? (из берёзы и липы).

- Почему именно из этих пород деревьев? (у этих деревьев мягкая древесина).

- С помощью какого инструмента матрёшка становится такой точённой и красивой? (с помощью токарного станка и рубанка).

- Ребята, кто из вас помнит, как назывались на Руси игрушки из дерева? (таратушки).

ДИНАМИЧЕСКАЯ ПАУЗА

Пыль клубится по дорожке, (прыжки, с продвижением вперёд)

Едут с ярмарки матрёшки, (бег)

На баранах на быках, (хлопки)

Все с гостинцами в руках. (разводят в стороны руки)

Ростом разные подружки, (приседания)

Но похожи друг на дружку, (повороты, руки на поясе)

Все они живут друг в дружке, (наклоны в сторону)

А всего одна игрушка. (руки над головой в виде крыши дома)

Взял я в руки кисть и краски, (поочерёдные взмахи руками)

Стал волшебником из сказки (круговые вращения рук)

На матрёшке яркий сарафан

Расписал под Полховский –Майдан. (хлопки).

А сейчас, дорогие ребята,

На минуту закройте глаза.

Позабудьте заботы, усталость,

Ведь начнутся сейчас чудеса!

Занятие по художественно-речевому развитию детей старшего дошкольного возраста «Полхов-Майданская матрёшка»

(Открывается занавес, перед детьми мастерская по росписи матрёшек, там сидит художник, он расписывает игрушки) .

- Здравствуйте, ребята! Как вы думаете, куда вы попали? ( дети высказывают свои предположения: в музей, на фабрику, в магазин и т. д.)

- Вы попали в мастерскую, где расписывают матрёшек для малышей ясельных групп нашего детского сада.

Ой ты, барышня- матрёшка,

Разноцветная одёжка,

Так прекрасна и добра,

Твоя русская душа.

(Продолжает читать стихотворение ребёнок)

- У тебя душа большая,

Очень дружная, простая. (воспитатель раскрывает матрёшку)

Всех теплом ты согреваешь,

И секрет свой раскрываешь.

Пусть узнает целый свет-

Крепче русской дружбы нет. (дети берутся за руки. произносят хором) .

- Посмотрите на этих матрёшек, по мотивам какой росписи они украшены? (по мотивам Полхов- Майдан) .

- Что вы знаете об этой росписи? (на косынке нет концов; рисунок обведён чёрным контуром; мастера используют яркие, сочные тона красок: малиновый, розовой, красный, жёлтый, зелёный, рисунок обведён чёрным контуром, игрушки расписывают не художники, а простые жители села Полхово-Майдана, только Полхово-майданской росписи есть фрукты) .

- Сравните этих матрёшек? Чем они отличаются?

- Я совсем не успеваю закончить начатую работу, расписать матрёшек для малышей. Может быть вы мне поможете (Да, поможем) .

- Тогда выбирайте любую матрёшку, которая вам больше всего вам нравится и занимайте свои места за столами.

ПАЛЬЧИКОВАЯ ГИМНАСТИКА

Будем пальцы разминать

Элементы повторять

Яблоко и груша

Их не будем кушать.

Сладкая клубника

Яркая брусника

Вкусный, вкусный виноград

Рисовать их буду рад.

А шиповник красный

Он всегда прекрасный

Из бутона он раскрылся

На матрёшке появился.

(На ИКТ слайд № 2.)

- Приступайте к работе (звучит музыка) .

По окончании работы дети выставляют матрёшек на середину ковра и встают вокруг них.

РЕФЛЕКСИЯ:

- Какие замечательные матрёшки у вас сегодня получились.

- Зачем вам сегодня понадобился маркер?

- Кто запомнил, как называется чёрный контур в Полховско-Майданской росписи? (наводка)

- Какой элемент росписи вы использовали, чтобы украсить свою матрёшку?

- Девочки приготовили для вас частушки, послушайте их:

1ребё нок:

Ты играй, моя гармошка,

Ты, подруга подпевай,

Мастеров Руси Великой. Во весь голос прославляй.

2ребё нок:

Любовались гости чудом,

Громко восхищалися!

Полхово-майданской красотой

Сражены осталися.

1 ребё нок:

В Майдане делают игрушки

Сколько радости для глаз.

Подрастают мастерицы

Может быть и среди нас.

2ребё нок:

Все матрёшки хороши

С первой по седьмую.

Я себе играть возьму

Самую большую.

- Ребята, для кого вы сегодня расписывали этих матрёшек (для малышей детского сада) .

Дети дарят расписанных матрёшек воспитателям ясельных групп.

-И для вас, дети, есть сегодня подарки: это сладкие матрёшки- конфеты.

Под музыку дети уходят из зала.

Фото «Полхов-Майданская матрёшка»
Занятие по художественно-речевому развитию детей старшего дошкольного возраста - фото
Публикации по теме:

Подарки с ярмаркиПодарки с ярмарки Цель: Воспитывать любовь и уважение к народным промыслам России. Задачи: 1. Закреплять знания детей о народных промыслах-дымковской, филимоновской,.

Реализация городского проекта «Дети в музее» Мини-музей «Русская матрёшка» Авторы проектаДети, родители и воспитатели группы№7 Ткачева А. В, Курнакова Л. З ОУ ГБОУ детский сад №759 ВОУО ДО г. Москвы. Название проектаМНИ-МУЗЕЙ.

Библиотека изображений:
Автор публикации:
Занятие по художественно-речевому развитию детей старшего дошкольного возраста «Полхов-Майданская матрёшка»
Опубликовано: 19 сентября 2013 в 20:29
+7Карма+ Голосовать
Расскажите коллегам и друзьям!
Комментарии:
Всего комментариев: 3.
Для просмотра комментариев
Популярное из нового
День весенней безопасности. Передвижка «Паводок, весеннее половодье»

Стремительное таяние снега или выпадение большого количества осадков может стать причиной весеннего паводка. Необходимо знать правила поведения во время этого стихийного бедствия и рассказать о них...

27 апреля. Международный день настольных игр. Передвижка «Польза настольных игр»

Ежегодно в последнюю субботу апреля отмечается Международный день настольных игр. Настольные игры – полезный семейный досуг на все времена.


Горячие темочки



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД