Художественно-эстетическое развитие дошкольников посредством приобщения к истокам русской народной культуры

Любовь Тепайкина
Художественно-эстетическое развитие дошкольников посредством приобщения к истокам русской народной культуры

«Самым высоким видом искусства, самым талантливым, самым гениальным является народное искусство, то есть то, что запечатлено народом, что народом сохранено, что народ пронес через столетья…»

В. А. Сухомлинский.

Художественно-эстетическое воспитание является неотъемлемой частью в формировании всесторонне развитой и гармоничной личности. Начавшись в раннем дошкольном возрасте, оно в дальнейшем содействует человеку в развитии его способностей.

С введением Федерального государственного образовательного стандарта дошкольного образования создаются широкие возможности для творческого самовыражения детей: поддерживающие инициативу, стремление к импровизации при самостоятельном воплощении ребенком художественных замыслов. Происходит вовлечение детей в разные виды художественно-эстетической деятельности, в сюжетно-ролевые и режиссерские игры, освоение различных средств, материалов, способов реализации замыслов (в том числе и в совместной детской деятельности).

Нередко я замечаю, что проблемы родителей в бурном ритме современной жизни возникают из-за постоянной трудовой занятости - они мало разговаривают со своими детьми, а также проводят с ними мало времени. Поэтому дети нередко растут в условиях скудности эстетического воспитания.

А кто, как не мы, взрослые, должны показать детям дорогу в этот сказочный и добрый мир, возродить в детских душах прекрасное и вечное? Нам необходимо развить у детей такие качества, как культура, эстетика, художественный вкус, доброта, благородство.

Я, как воспитатель, решила обратиться к русской народной культуре, как средству художественно-эстетического развития дошкольников. Это направление в моей работе является приоритетным.

Почему я выбрала русскую народную культуру? В первую очередь потому, что русская культура – это кладезь мудрости и опыта, красоты слова и музыки, неповторимости мастерства, величайшего трудолюбия. Ценность народного искусства определяется еще и тем, что оно воздействует на чувства ребенка благодаря средствам выразительности, и это воздействие носит естественный, ненасильственный характер.

Я спроектировала свою дальнейшую педагогическую деятельность и поставила перед собой цель: разработать систему педагогических условий для художественно- эстетическогоразвития детей через приобщение их к истокам русской народной культуры.

Для этого перед собой поставила следующие задачи:

• знакомить детей с наследием русской народной культуры;

• воспитывать интерес и любовь кнародному творчеству, обычаям, традициям, обрядам;

развивать эмоциональную отзывчивость, фантазию, творческие способности дошкольников;

• создать разнообразную творческую среду соответственно возрасту;

• привлечь родителей в воспитательно – образовательный процесс.

Новизна моего опыта заключается в осуществлении художественно-эстетического цикла через интеграцию художественно-творческой деятельности, как одной из форм взаимопроникновения различных направлений по приобщению детей к русской народной культуре.

Над этой проблемой я работаю в течение трех лет с постепенным усложнением материала. Руководствуюсь образовательной программой дошкольного учреждения,программой «Приобщение детей к истокам русской народной культуры» под редакцией Князевой О. Л. Маханевой М. Д.

Для реализации поставленных задач в детском саду создана предметно-пространственная развивающая среда:

-мини-музей- который располагается в специально отведенной комнате;

-тематические уголки в группе –

«Народные ремесла и промыслы России»,

«Русские музыкальные инструменты»,

«Русский народный костюм».

- информационные уголки для родителей;

- наличие методической литературы, перечень которой постоянно пополняется;

- электронные образовательные ресурсы – аудио, видео материалы (энциклопедии, сказки, музыкальные произведения и т. д.);

- наличие детской художественной литературы – иллюстрированные русские народные сказки, былины, потешки и т. д. ;

- наличие материала для детского творчества– стандартные наборы, а также подручный и бросовый материал (крупа, тесто, ткань, тесьма, сухоцветы, веревка, лыко и т. д.).

В работе использую различные методы и приемы:

• метод одномоментности (обеспечивает самостоятельный творческий поиск детьми средствами выразительности);

• метод обследования, наглядности (рассматривание подлинных изделий, иллюстраций, видеофильмов и т. п.);

• словесный метод (беседа, использование художественного слова и т. п.);

• практический метод (самостоятельное выполнение детьми декоративных изделий);

• эвристический метод (развитие находчивости и активности);

• проблемно-мотивационный метод (стимулирует активность детей за счет включения проблемной ситуации в ход занятия).

Художественно-эстетическое развитие посредством приобщения детей к русской народной культуре стараюсь осуществлять через интеграцию образовательных областей: речевое развитие, познавательное развитие, физическое развитие, социально-коммуникативное развитие.

Приоритетами данного опыта являются:

• Проведение систематических интегрированных занятий-игр;

• Создание атмосферы русского народного быта;

• Широкое использование фольклора (сказок, песен, частушек, пословиц, поговорок и др.);

• Знакомство с народным декоративно-прикладным искусством;

• Знакомство с русскими народными играми;

• Проведение народных праздников.

Проведение систематических интегрированных занятий-игр.

Подойдя творчески к реализации данного направления, мною были разработаны конспекты занятий. Интерес к теме возникает у ребёнка тогда, когда будет затронута его эмоционально-чувственная сфера. Это достигается благодаря включению в программу занятий - игр элементов театрализации и практической деятельности, во время которой дети имеют возможность сделать что-то самостоятельно. Например, в ходе НОД «Хлебосольство на Руси» дети с удовольствием обыгрывали угощение хлебом-солью.

Создание атмосферы русского народного быта.

С этой цельюмы посещаем районный краеведческий музей, где дети имеют возможность познакомиться с богатым историческим материалом. Большой цикл занятий рассчитан на проведение их в мини-музее детского сада. Здесь дети с удовольствием все трогают, рассматривают, используют в деле. Наблюдая за ними, я убеждаюсь, что, только прикасаясь к настоящим предметам старины,они могут познать значимость, красоту простых, но удивительных вещей.

Широкое использование фольклора (сказок, песен, частушек, пословиц, поговорок и др.)

Как на занятиях, так и во всех режимных моментах использую фольклор. Например, при умывании:

От водички, от водицы

Всё улыбками искрится!

От водички, от водицы

Веселей цветы и птицы!

Таня умывается,

Солнцу улыбается!

Когда просыпаемся:

Потягунюшки, порастунюшки

Поперек толстунюшки,

А в ножки – ходунюшки,

А в ручки – хватунюшки.

Знакомство с народным декоративно-прикладным творчеством.

Большая работа по этой теме ведется в рамках дополнительного образования. Два раза в неделю дети посещают кружок «Народные промыслы», руководителем которого я являюсь.

Детям нравятся русские игрушки, деревянные ложкии другие предметы народных умельцев. На занятиях кружка дети с удовольствием рисуют, лепят, конструируют по образцам моделей.

В зависимости от изучаемой темы, в группе оформляются выставки детских работ.

Знакомство с русскими народными играми.

Русские народные игры использую на занятиях, на прогулке, на праздниках и развлечениях.

Часто предлагаю детям самим выбирать игры, которых они знают немало. Они любят хороводные игры («Карусель», «Гори, гори ясно», игры-забавы («Тень-тень, потетень»); игры-состязания («Снежки»). На прогулке дети любят играть в «Салочки», «Лиса и цыплята».

Я собрала картотеку русских народных игр, подобрала необходимые атрибуты к ним.

Проведение народных праздников.

Помимо традиционных праздников (Рождество, Масленица, Пасха) в нашей группе проводятся:

• Праздник птиц

• Посиделки

• Ярмарка и др.

Работа с родителями

Также в приобщении детей к истокам русской народной культуры велика роль семьи. Родители с удовольствием откликаются на совместные народные мероприятия, шьют костюмы для праздников. Одной из родительниц была изготовлена серия обереговыхкукол, которые используются на занятиях.

Для родителей мною были проведены:

- родительские собрания,

- мастер-классы,

- изготовлены памятки.

Результативность

Работая по данной темев течение трех лет, можно говорить о результатах образовательной деятельности по данному направлению. Дети:

• эмоционально-эстетически откликаются на проявления прекрасного;

• различают и называют предметы народных промыслов;

• любят по собственной инициативе рисовать, лепить, конструировать;

• проявляют творческую активность и самостоятельность;

• проявляют участие в процессе выполнения коллективных работ.

Мои воспитанники участвуют в различных конкурсах как муниципального, так и республиканского уровня, где занимают призовые места.

Своим педагогическим опытом делилась с коллегами детского сада на педагогических советах, семинарах-практикумах. Разработала презентации занятий: «Дымковская игрушка», «Русская изба», «Народный костюм», изготовила дидактические игры «Русская матрешка», «Наряди Акулину», которые используют в работе воспитатели нашего детского сада. Свои разработки разместила на профессиональных сайтах педагогических работников: МААМ. ru, nsportal.

Являюсь членом творческой группы ресурсного центра по художественно-эстетическому развитию дошкольников.

Совместнос детьми и родителями старшей группы реализуем проект «Русская горница».

В дальнейшем я планирую:

• активно вовлекать родителей воспитанников в создание совместных проектов;

• расширить сотрудничество с социальными институтами города по художественно-эстетическому развитию.

Трудностей и проблем при использовании данного опыта не испытываю, наоборот, эта работа увлекает меня. В современном мире существует достаточный методический и художественный материал по данному направлению, к которому у меня есть доступ (печатные издания, интернет-источники). Со стороны руководства детского сада и родителей я нашла положительный отклик по данному направлению работы. Дети, как показывает практика, охотно знакомятся с русской народной культурой.

Для проведения большинства занятий не нужно специального оборудования. Но конечно при подготовке к занятиям очень удобно, когда в группе есть тематические уголки, комплекты дидактических игр, картинок, книг, которые постоянно используются на занятиях по всем темам.

Опыт работы могут использовать воспитатели ДОУ, педагоги дополнительного образования, родители.

Данный опыт поможет педагогам в организации и проведении занятий, натолкнет на более совершенные творческие решения.

Работа по ознакомлению с русской народной культурой может проводиться во всех группах ДОУ. Использование данной технологии не поздно начать применять с любого дошкольного возраста.

Публикации по теме:

Приобщение детей к истокам русской и армянской народной культуры Россия – родина для многих. Но для того, чтобы считать себя её сыном или дочерью, необходимо ощутить духовную жизнь своего народа и творчески.

Консультация «Фольклор как средство приобщения детей младшего дошкольного возраста к истокам русской народной культуры» Консультация: "Фольклор как средство приобщения детей младшего дошкольного возраста к истокам русской народной культуры" Детство - период.

Мини-музей «Русская изба» как средство приобщения детей к истокам русской народной культурыМини-музей «Русская изба» как средство приобщения детей к истокам русской народной культуры Задачи: - познакомить детей с предметами быта, интерьером. - формировать первоначальные представления о народных традициях. - приобщить.

Библиотека изображений:
  • Русские народные сказки
  • Русские народные сказки
  • Русские народные сказки
Автор публикации:
Художественно-эстетическое развитие дошкольников посредством приобщения к истокам русской народной культуры
Опубликовано: 21 октября 2018 в 14:23
+13Карма+ Голосовать
Расскажите коллегам и друзьям!
Скачать и печатать
Комментарии:
Всего комментариев: 3.
Для просмотра комментариев
Популярное из нового
Посткроссинг «Встреча старых друзей или снова здравствуйте!»
Посткроссинг. «Встреча старых друзей или снова здравствуйте! » Блог Лариса Гацко Унылое утро. Все спешат с угрюмыми лицами «кутаясь зябко в пальтецо»,...
Фотозарисовки паркового ансамбля Версаля в Париже
Дворцово-парковый ансамбль Версаля заслуженно считается красивейшим местом и известнейшей достопримечательностью Франции....
Развитие дыхания у детей младшего возраста. Дидактическая игра «Кто быстрее?»
При проведении игр, направленных на развитие у ребенка дыхания, необходимо знать и помнить, что дыхательные упражнения различной сложности быстро утомляют...
Фотоотчет по изготовлению открытки «Ваза с цветами» с детьми младшего дошкольного...
Добрый день уважаемые коллеги. Приближается чудесный праздник –День Мам! Это добрый и веселый праздник, ведь в этот день чествуют самых родных, любимых...
Консультация для педагогов «Непрерывная образовательная деятельность — одно из...
Доброго времени суток, уважаемые посетители моей странички. Предлагаю Вашему вниманию образовательную деятельность с детьми второй младшей группы. Не...