Образовательная деятельность с детьми старшего дошкольного возраста «Хвойные и лиственные растения»

Юлия Сухарева
Образовательная деятельность с детьми старшего дошкольного возраста «Хвойные и лиственные растения»

Образовательная деятельность с детьми старшего дошкольного возраста

Выполнила учитель-логопед

I квалификационной категории

Сухарева Юлия Валерьевна

Тема: «Хвойные и лиственные деревья».

Цель: Закреплять представления о хвойных и лиственных деревьях, используя информационно-компьютерные технологии.

Задачи:

- продолжать формировать навыки звукового и слогового анализа слов;

- учить различать хвойные и лиственные деревья;

- закреплять образование относительных прилагательных от названий деревьев;

- совершенствовать умение составлять предложения и схемы к ним;

- развивать артикуляционную и общую моторику;

- развивать зрительное и слуховое внимание и восприятие, логическое мышление, память;

- развивать и активизировать словарный запас;

- воспитывать любовь к природе, умение слушать и слышать товарищей.

Методы и приемы: музыкальное и видео сопровождение, загадки, упражнения, игры, артикуляционная гимнастика, физминутка, звукобуквенный и слоговой анализ слов, составление предложений и схем, лабиринт.

Словарная работа: листопад, названия хвойных и лиственных деревьев, смешанный лес, березовый, дубовый, осиновый, рябиновый, сосновая, еловая, кедровый, вечнозеленые, стужа, отмирают, облетают.

Предварительная работа: беседы, чтение, заучивание стихов, отгадывание загадок о деревьях, работа над слоговой структурой слова, выделение составных частей дерева, узнавание деревьев по листьям, слушание и различение звуков живой природы, рассматривание осенних пейзажей И. И. Шишкина, И. С. Остроухова, И. И. Левитана.

Оборудование: интерактивная доска с проектором, компьютер, индивидуальные карточки с заданием (в виде листиков, цветные карандаши, зеркала, музыкальное сопровождение.

Речевая зарядка.

(Изображение на интерактивной доске).

Логопед: К нам на занятие залетел листочек:

«Легкий, воздушный, ветерку послушный»

Этот листочек очень веселый. Улыбнитесь ему в ответ. Возьмите зеркало в руки. Положите свой язычок на губку и подержите так же спокойно, как лежит листочек (лопатка). Ветерок поднимает листочек и опускает (качели, качает вправо – влево (часики). А вот и солнышко протянуло ему свой лучик (иголка). Вдруг по листочку закапал дождик (лошадка). Кончился дождик, поднялся ветер и закружил листочек (облизать губы)

Логопед: Ребята, как вы думаете, откуда прилетел к нам листочек?

Дети: (Предполагаемые ответы детей).

Логопед: Этот листочек прилетел к нам из леса.

(Изображение на интерактивной доске).

Логопед: Мы встречаем деревья повсюду. Нет их только в пустынях и на вершинах гор. Хвойные деревья получили свое название от хвои — зеленых игл, покрывающих их ветви. Все хвойные деревья вечнозеленые, им не страшны холода.

На лиственных деревьях листья распускаются каждый год. Поздней осенью они отмирают и облетают под воздействием сильных ветров и стужи. Как называется это явление?

Дети: листопад.

Логопед: Есть леса, где хвойные деревья растут вместе с лиственными, они называются смешанными.

Именно по смешанному лесу мы с вами сегодня будем путешествовать. Отправимся в путешествие мы не одни. (видео из мультфильма)

Логопед: Вы знаете кто это?

Дети: Машенька

Логопед: Давайте прогуляемся по лесным тропинкам вместе с Машенькой и посмотрим, какие хвойные и лиственные деревья растут в лесу. Что это?

Загадки:

1. Бусы красные висят,

Из кустов на нас глядят.

Очень любят бусы эти

Дети, птицы и медведи. (Рябина) 2. Что же это за девица?

Не швея, не мастерица

Ничего сама не шьет

А в иголках круглый год. (Ель)

3. Что за дерево стоит –

Ветра нет, а лист дрожит? (Осина)

Логопед: А вы знаете загадки о лиственных и хвойных деревьях? (на экране появляются картинки, дети загадывают к ним загадки)

Дети:

С моего цветка берёт Русская красавица стоит на поляне,

Пчёлка самый вкусный мёд. В зеленой кофточке, в белом сарафане. (Береза)

А меня все ж обижают,

Шкурку тонкую сдирают. (Липа)

У меня длинней иголки, чем у елки.

Очень прямо я расту в высоту.

Если я не на опушке

Ветви - только на макушке. (Сосна)

Логопед: Ребята, а какие еще есть деревья в лесу?

Логопед: Как же все-таки красиво в осеннем лесу, но нужно не забывать о том, что прогулка по лесу может оказаться опасной. Во время нашего путешествия, любуясь замечательными хвойными и лиственными деревьями, мы поняли, что заблудились.

Найти дорогу домой нам помогут лесные жители, но для этого нам с вами придется пройти испытания. Вы готовы?

Дети: Да!

Логопед: Маша, а ты готова? Тогда в путь! (видео, Маша идет по лесу и встретила ежа).

Задание 1 (звукобуквенный анализ слов)

Логопед: А вот и первое испытание, вам необходимо взять кленовый листочек с заданием и выполнить звукобуквенный анализ слов.

(Сосна, липа)

Один ученик выполняет задание на интерактивной доске, остальные работают самостоятельно.

Логопед: Ребята, молодцы, вы замечательно справились с заданием, наше путешествие продолжается, кто же встретится дальше на нашем пути?

(видео из мультфильма)

Логопед: Зайчик предложил нам пройти еще одно испытание

Задание 2 «Найди пару»

На доске появляются ветки лиственных и хвойных деревьев.

Логопед: Например: «У дуба на ветках листья – это лиственное дерево»

Дети по одному выходят к доске и подбирают к каждой веточке деревья (береза, ель, осина, сосна) и объясняют свой ответ:

«У березы на ветках листья – это лиственное дерево»,

«У ели на ветках иголки – это хвойное дерево» и т. д.

Логопед: Молодцы ребята, отправляемся дальше.

(видео из мультфильма)

Логопед: Посмотрите, кто сидит возле дерева?

Дети: Мишка

Задание 3 (образование прилагательных от существительных)

Логопед: Перед ним лежит много листиков, шишек, орехов. Давайте поможем ему подобрать правильные названия для них.

Например: Лист дуба - дубовый

Дети: Лист березы – березовый

Лист осины – осиновый

Лист рябины – рябиновый

Ветка сосны – сосновая

Шишка ели – еловая

Орешек кедра– кедровый

Логопед: Как быстро мы справились с заданием, но ведь это еще не конец пути, нам предстоит еще много пройти, а для того, чтобы мы не устали Маша предлагает нам немного размяться.

Физминутка

Раз, два, три, четыре, пять

Будем листья собирать

Листья березы

Листья рябины

Листики тополя

Листья осины

Листики дуба мы соберем

Маше осенний букет отнесем. (шагать на месте)

(приседать)

(руки перед собой.

изображать руками ступеньки:

по очереди укладывать ладошки

друг на друга)

(встать, руки сжать в замок)

(шагать на месте)

(видео из мультфильма)

Логопед: А кто это к нам подкрался сзади?

Дети: Волки

Логопед: Мы их не испугались, они тоже хотят нам помочь выбраться из леса, поэтому у них есть задание для нас.

Задание 4 «Части дерева»

Логопед: Посмотрите внимательно и расскажите, какие части дерева вы знаете (сосна, рябина?

Работа на интерактивной доске.

Дети: У сосны: ствол, ветки, корни, шишки, иголки.

У рябины: ствол, ветки, корни, листья, ягоды.

Логопед: Ребята, чем эти деревья похожи, а чем отличаются?

Дети: (Предполагаемые ответы детей).

(видео из мультфильма)

Задание 5 (слоговой анализ слов)

Логопед: Ребята, белочка готовит запасы на зиму: собрала шишки, орехи, ветки. Для того, чтобы ей было легче разложить все на свои места нам необходимо эти слова разбить на слоги.

У вас на столе есть дубовый листочек с заданием. Необходимо нарисовать столько кружочков, сколько слогов в слове.

Самостоятельная работа детей. На доске высвечиваются правильные ответы, ребята произносят слова по слогам и отхлопывают количество слогов.

Логопед: Молодцы, ребята, а теперь можно смело отправляться дальше.

(видео из мультфильма)

Задание 6 «Закончи предложение»

Логопед: Встреча с лягушкой в лесу оказалась для Маши большой неожиданностью, а сама лягушка приготовила для вас непростое задание.

Посмотрите внимательно на картинки, на них изображены незаконченные предложения, подберите нужные слова и закончите их.

Логопед читает начало предложения, ученики заканчивают его, затем произносят полностью.

Логопед: А теперь возьмите березовый листик и на нем составьте схему того, предложения, которое вы назвали.

(Самостоятельная работа детей)

Задание 7 «Лабиринт»

Логопед: Мы уже совсем близко к дому, лесные обитатели помогли нам найти дорогу. Когда мы хотели с ними попрощаться, вдруг начался сильный листопад. Мы с Машенькой решили на память собрать листики в корзину, а волк, ежик, зайчик, белочка, медведь и лягушка нам помогли.

Давайте проведем по каждой дорожке пальчиком и узнаем, у кого какой листочек оказался в корзине. Назовите, кто какой листик нашел? (Белочка нашла зеленый дубовый лист. и т. д.) (Дети по очереди подходят к доске и выполняют задание).

(видео из мультфильма)

Логопед: Молодцы, ребята, это было последнее наше испытание, с корзиной в руках, наполненной листьями, мы оказались дома, на этом наше путешествие по смешанному лесу окончено.

Почему лес, по которому мы гуляли, называется смешанным?

Дети: (предполагаемые ответы детей)

Чем отличаются лиственные деревья от хвойных?

Дети: (предполагаемые ответы детей)

Какие герои, вам, запомнились?

Дети: (предполагаемые ответы детей)

Чье задание, вам, понравилось больше всего?

Дети: (предполагаемые ответы детей)

Логопед: Спасибо, вам, мне очень понравилось работать с вами, надеюсь, вам, тоже. Если, вы, остались довольны нашим занятием, при выходе из класса, повесьте на дерево красный листик, если вы хотите продолжить прогулку по лесу на следующем занятии, то повесьте желтый листик, если вам занятие не понравилось, оставьте на дереве зеленый листик. Мне бы очень хотелось продолжить нашу прогулку, и я осталась довольна вами, поэтому я оставлю на дереве и красный и желтый листики.

(музыкальное сопровождение)

Публикации по теме:

«На помощь Мухе Цокотухе». Образовательная деятельность с детьми младшего дошкольного возраста Цель: Сформировать у детей представления о насекомых, формирование грамматического строя речи Задачи: Речевое развитие: Помочь детям практически.

«Путешествие фасолинки». Непосредственно образовательная деятельность с детьми среднего дошкольного возраста«Путешествие фасолинки». Непосредственно образовательная деятельность с детьми среднего дошкольного возраста Образовательная область: Познание; интеграция с образовательными областями: Художественное творчество, Коммуникация. Цель: познакомить с.

Образовательная деятельность по музыке для детей старшего дошкольного возраста «Зимние забавы» Образовательная деятельность по Музыке для детей старшего дошкольного возраста (из однодневного проекта «ЗИМНИЕ ЗАБАВЫ») Составители:.

Библиотека изображений:
  • Деревья и листья
  • Деревья и листья
  • Деревья и листья
Автор публикации:
Образовательная деятельность с детьми старшего дошкольного возраста «Хвойные и лиственные растения»
Опубликовано: 11 февраля 2019 в 22:36
+3Карма+ Голосовать
Расскажите коллегам и друзьям!
Скачать и печатать
Комментарии:
Всего комментариев: 2.
Для просмотра комментариев
Популярное из нового
Как слепить пожарного из пластилина
Каким вы представляете себе пожарного? Скорее всего, это будет упитанный мужчина с усами, в красной униформе с желтыми полосочками. Лепка пластилиновых...
Видеоролик песни «Армия идёт»
Видеоролик песни " Армия идёт" 13 февраля работники культуры БДЦ г. Сурска и воспитанники художественной самодеятельности приняли активное...
Лэпбук «Пожарная безопасность» для детей старшего дошкольного возраста
Лэпбук «Пожарная безопасность» для детей старшего дошкольного возраста Вопросы пожарной безопасности для детей очень важны, поэтому, родители,...
Осенний праздник во второй младшей группе «Воронушка»
«Воронушка» Осенний праздник во второй младшей группе Оборудование: Искусственные деревья «Капельки» из картона ( к каждой «капельке» прикреплена...
Фотоотчет о коллективной работе детей старшей группы «Транспорт»
В течение недели, посвященной лексической теме «Транспорт. Профессии на транспорте», дети знакомились с видами транспорта в соответствии со средой...