Юлия Колесникова
Игра как средство общения и развития ребёнка
▼ Скачать + Заказать документы
«Без игры нет и не может быть полноценного умственного развития. Игра - это огромное светлое окно, через которое весь духовный мир ребенка вливается живительный поток представлений и понятий. Игра - это искра, зажигающая огонек пытливости и любознательности».
В. А. Сухомлинский.
Публикация «Игра как средство общения и развития ребёнка» размещена в разделах
- Игры для детей
- Развитие ребенка. Материалы для педагогов
- Социализация. Социально-личностное и коммуникативное развитие
- Темочки
В настоящее время игровой деятельности придается огромное и немаловажное значение. Игра занимает важное и может быть первое место в жизни ребенка. Успешная игровая деятельность является для детей необходимой для развития психических процессов и функций, а также для успешной социализации в целом.
Развитие общения и воспитания детей в игре будет эффективно, если обеспечить систему использования игр на занятиях, в повседневной жизни, комплексное решение задач относительно развития психически познавательных процессов.
Значение игры в формировании личности в начальный период жизни ребёнка.
«Давайте поиграем!»
Нет в мире человека, который бы не произносил эту фразу хотя бы несколько раз в жизни. А на протяжении нашей жизни игра меняется, но она всё равно остаётся. И нет человека, который не приобщался бы к игре. Человек играл даже тогда, когда недопонимал, что это игра. На сегодняшний день игра окончательно и бесповоротно доказывает свою значимость как ценностный вид деятельности.
Для чего играют люди? Осваивая определённую игру, человек тем самым осваивает окружающий мир, его правила и порядки, изучает незнакомое, видит изменения при своих определённых действиях и т. п. Играет для того, чтобы овладеть опытом предыдущих поколений, для того, чтобы приобрести умения и навыки, для того, чтобы подготовиться к выполнению своих профессиональных обязанностей, для того, чтобы дать себе отдохнуть и вдохнуть полной грудью радость жизни.
Играть мы очень любим.
Ведь без игры никак
Нельзя прожить на свете.
Жизнь без неё пустяк!
Играем мы с машинкой,
Играем мы с юлой,
Играем с куклой тоже
И с шариком порой.
Игра нам дарит счастье
И радость, и любовь.
Поэтому желаем
Играть мы вновь, и вновь.
Игра - что может быть значимее и интереснее для ребенка?
Игра занимает весьма важное, даже центральное место в жизни ребенка, являясь преобладающим видом его самостоятельной деятельности. Поэтому ни в воем случае нельзя препятствовать игре. Просто если Вы наблюдаете, что игра может повлечь опасность для здоровья, нужно также аккуратно предупредить ребёнка об этом «Можешь упасть и будет больно», «Можешь поцарапаться», «Можешь заболеть» и т. п. В игре дети должны отражать получаемые им при ознакомлении с окружающим знания и представления. Игра должна носить коллективный характер, необходимо каждого ребенка включать в игру. Он должен не только подчиняться коллективной игре, но и хотеть играть в то, во что хочет играть вся группа. Главным условием полноценной игры является эмоциональное состояние ребенка, его умение наблюдать, видеть достоинства товарищей, веселиться, прощать и любить. В игре ребенок воспроизводит быт и труд взрослых, разные события в жизни семьи, отношения между людьми. Играя, он учится подчинять свои желания определенным требованиям и правилам, что является важнейшей предпосылкой воспитания воли. Игра- источник развития моральных качеств личности. В. А. Сухомлинский считал, что духовная жизнь ребенка полноценна лишь тогда, когда он живет в мире игры, фантазии, сказки, творчества. Без этого он - засушенный цветок. Современные условия жизни очень сложны, что часто дети могут играть только в детском саду, дома на игру не остается времени – родителям зачастую не хватает времени уделить должное внимание ребёнку. Они стараются дать детям как можно больше знаний, помочь получить достойное образование.
Сюжет и содержание игры воплощаются в роли. Развитие игровых действий, роли и правил игры происходит на протяжении дошкольного детства по следующим линиям: от игр с развернутой системой действий и скрытыми за ними ролями и правилами — к играм со свернутой системой действий, с ясно выраженными ролями, но скрытыми правилами — и, наконец, к играм с открытыми правилами и скрытыми за ними ролями. У старших дошкольников ролевая игра смыкается с играми по правилам.
Таким образом, игра изменяется и достигает к концу дошкольного возраста высокого уровня развития. В развитии игры выделяются две основные фазы или стадии. Для первой стадии (3—5 лет) характерно воспроизведение логики реальных действий людей; содержанием игры являются предметные действия. На второй стадии (5—7 лет) моделируются реальные отношения между людьми и содержанием игры становятся социальные отношения, общественный смысл деятельности взрослого человека
В среднем и старшем дошкольном возрасте дети, несмотря на присущий им эгоцентризм, договариваются друг с другом, предварительно распределяя роли, а также и в процессе самой игры. Содержательное обсуждение вопросов, связанных с ролями и контролем за выполнением правил игры, становится возможным благодаря включе-нию детей в общую, эмоционально насыщенную для них деятельность.
К примеру, можно предложить детям поиграть в пассажирский автобус, распределяя роли: водитель, контролёр, охранник, пассажиры.
Водитель (Саша) : осторожно, двери закрываются.
Контролёр (Аня) : покупайте, пожалуйста, билетики.
Пассажиры входят и покупают билетики, автобус отправляется.
Проводя подобные игры, воспитатель даёт детям понять, что игра есть подобие настоящей жизни и определённые роли есть у каждого из нас.
Попытаться перенести игровую деятельность в семью, организовать единое игровое пространство - важная задача педагога. Нельзя изменить ребенка: он хочет играть с другими детьми и радоваться этому. Ему важно, чтобы с ним играли, дали возможность поиграть с товарищами, помогли в игре приобрести новых друзей и испытать очень важное чувство- чувство коллективизма. Одним из самых важных моментов, определяющим успешность «втягивания» детей в мир игры, является поведение взрослого во время игры. В совместной игре позиция воспитателя меняется на «игрового партнера», с которым ребенок должен чувствовать себя на равных. Не должно быть давления со стороны педагога. Можно сделать вывод, что воспитатель должен играть с детьми для того, чтобы они овладели игровыми умениями в полной мере. Комфортная жизнь ребенка в условиях детского сада зависит еще и от того, сумеет ли он развернуть совместную игру со сверстниками. Совместно играя, ребёнок должен оценить, что он не один и следует ценить желание играть и у других детей, т. е. должно развиваться умение делиться, играть вместе и сотрудничать.
Итак, игра относится к косвенному методу воздействия: ребенок не ощущает себя объектом воздействия взрослого, он является полноправным субъектом деятельности.
Игра – первая деятельность, которой принадлежит особенно значительная
роль в развитии личности, в формировании свойств и обогащении его
внутреннего содержания.
В ранние, дошкольные годы жизни ребенка игра является тем видом деятельности, где формируется его личность.
Игра становится для него своеобразной школой жизни.