Лучший педагог года

Игра как средство обучения плаванию детей дошкольного возраста

ирина коробова
Игра как средство обучения плаванию детей дошкольного возраста

«Игра как средство обучения плаванию детей дошкольного возраста»

Инструктор по физической культуре: Коробова И. Н.

Сегодня я познакомлю Вас с опытом работы по теме "Игра как средство обучения плаванию детей дошкольного возраста".

Актуальность темы

Публикация «Игра как средство обучения плаванию детей дошкольного возраста» размещена в разделах

Игра с давних пор составляет неотъемлемую часть жизни человека: она занимает досуг, воспитывает, удовлетворяет потребность в общении, получении важнейшей информации, дает приятную физическую нагрузку.

Педагоги всех времен отмечали, что игра оказывает благотворное влияние на формирование детской души, развитие физических сил и способностей. В игре растущий человек познает жизнь.

К ТОМУ ЖЕ ИГРОВОЙ МЕТОД –

ОБЯЗАТЕЛЬНОЕ МЕТОДИЧЕСКОЕ ТРЕБОВАНИЕ ФИЗИЧЕСКОГО ВОСПИТАНИЯ, ПОТОМУ ЧТО:

игра созвучна природе ребенка;

она влияет на развитие памяти, мышления, воображения, всех познавательных процессов;

требует включенности в правила;

ставит в условия поиска;

пробуждает интерес к победе;

облегчает преодоление трудностей в усвоении учебного материала;

помогает эмоционально окрасить занятие;

позволяет увеличивать число повторений одних и тех же упражнений;

движения, связанные с каким – либо образом или сюжетом, увлекают детей;

В своей работе по данной теме руководствуюсь своей рабочей программой по физическому развитию (плавание) детей 3-7 лет, и составлена на основе программы:

-Е. К. Воронова «Программа обучения плаванию в детском саду».

-Т. И. Осокиной «Как научить детей плавать».

Опираюсь на методические разработки следующих авторов:

- М. Д. Маханева, Г. В. Баранова «Фигурное плавание в детском саду»

- Н. Ж. Булгакова Игры у воды и на воде.

- Н. В. Микляева, обучение плаванию и аквааэробике в группах оздоровительной направленности.

Основное содержание моей рабочей программы составляют физические упражнения и игры, которые помогают детям освоить навыки плавания. В процессе непосредственной образовательной деятельности по плаванию мы знакомим детей с множеством упражнений, развивающих функциональные возможности организма, координацию движений, укрепляем мышцы, но и решаем конкретную задачу — обучение навыку плавания. Однако достаточно сложная структура движений и специфика выполнения большинства упражнений труднодоступны для понимания детей дошкольного возраста. Поэтому я решила систематизировать игровые приемы и использовать игры как основное средство мотивации к обучению детей плаванию.

Первоначально была определена цель

Цель:

Внедрение в практику работы игровых приёмов как средства мотивации детей дошкольного возраста обучению плаванием

Выделены следующие задачи

- формирование устойчивого интереса к занятиям плаванием;

- развитие двигательных умений и навыков в воде, как основы дальнейшего обучения плаванию;

-обеспечение эмоционального благополучия при выполнении физических упражнений в воде;

- укрепление здоровья, содействие гармоничному психофизическому развитию;

-создание условий для творческого самовыражения детей в процессе игровых действий в воде.

Считаю важным учитывать

принципы

организации дидактического пространства[/b]

1

Принцип «открытого обучения».

Открытое обучение не ограничивается строго регламентированными рамками и допускает вариации как по воле педагога, так и по воле ребенка. Обучению плаванию должны предшествовать педагогические наблюдения меня как инструктора, поскольку дети своим поведением в воде сами подсказывают, с чего следует начинать. Если ребенок боится брызг -- учим его опускать лицо в воду, боится упасть - учим вставать, боится захлебнуться - учим правильно дышать, пытается поднять со дна игрушку - учим нырять, и т. д.

2.

Принцип учета ведущей деятельности.

Ребенку хочется купаться и резвиться, взрослому - научить ребенка плавать. Значит, надо превратить все задания и упражнения в игру, потому что игра ведущий вид деятельности

3.

Принцип свободного выбора

. Ребенок сам выбирает игровые задания, виды деятельности, объем нагрузки (сколько «бассейнов» я намерен сегодня проплыть, сколько раз я окунусь, самостоятельно переходит из одной игровой зоны в другую.

4.

Принцип дополнения естественного двигательного пространства ребенка дидактическим.

Наша с вами задача - вовремя заметить проснувшийся интерес к новым упражнениям и организовать процесс обучения предлагая, но не навязывая ребенку новые виды заданий.

5.

Принцип «от простого к сложному

». Этот принцип предполагает последовательный переход от простого передвижения по дну к разучиванию определенных плавательных движений и способствует превращению игровой ситуации в учебную. Данный принцип - условие освоения ребенком все более сложных приемов плавания.

6.

Принцип «от целого к частному

». Техника различных способов плавания осваивается от общих представлений о конкретном способе к разучиванию отдельных движений, которые затем соединяются.

7. П

ринцип учета возрастных различий и индивидуальных психофизических особенностей детей считаю наиболее важным

. Последовательность заданий и вся схема обучения зависит от возрастной категории детей и их индивидуальных различий. Требует отказа от строгого следования общей схемы обучения, и допускает импровизации в зависимости от конкретной ситуации.

Условием эффективности применения игровых методов является наличие оптимального количества игровых и обучающих средств, их разнообразие (по назначению, по форме, по цвету и т. д.); в нашем детском саду созданы оптимальные условия для развития двигательной активности ребёнка. Это физкультурный зал и бассейн с необходимым оборудованием и инвентарём, который мы систематически пополняем и обогащаем в зависимости от конкретно поставленных задач. Положительные эмоции и желание ребенка плавать зависят от развивающей среды акватории бассейна, физкультурного зала, правильно организованного педагогического пространства.

ОБРАЗНО – ИГРОВЫЕ ПРИЁМЫ НАИБОЛЕЕ ЧАСТО ИСПОЛЬЗУЮТСЯ МНОЮ В ООД

-Цель: Через воображаемый подражательный образ направлять детей на выполнение движений и на приобретение разнообразных двигательных навыков, как правило на ранних этапах обучения.

Вариант1 : Одно движение имеет разные образы. (скольжение как стрела, как торпеда, как акула и т. д.)

Вариант 2: Один и тот же образ воплощается в разных движениях. (например образ мотора используем для обучения разным движениям – движение ногами «как мотор», движения руками «как мотор», упражнения на дыхание и т. д)

На помощь приходят образные выражения, сравнения с движениями животных, птиц, сказочные персонажи, бытовые жесты и умения.

Моя задача заинтересовать образом и помочь им войти в него. Если дополнить музыкальным сопровождением – развивается творческий подход к выполнению подражательного движения. (широко применяю в упражнениях на релаксацию)

В ПРАКТИКУ РАБОТЫ Я АКТИВНО ВКЛЮЧАЮ СЮЖЕТНО - ИГРОВЫЕ ПРИЁМЫ

ЭТО МОГУТ БЫТЬ КАК СЮЖЕТНО ИГРОВЫЕ ЗАНЯТИЯ, ТАК И ПРОСТО СЮЖЕТНЫЕ ИГРЫ И ИГРОВЫЕ ЗАДАНИЯ

- Цель формируется с помощью сюжетной игры, в которую заложена определенная мотивация.

Например, в игровом задании “Помоги Буратино найти золотой ключик” с самого начала перед детьми ставится цель, для достижения которой необходимо преодолевать двигательные трудности, разрешать проблемную ситуацию. Причём присутствие самого Буратино вовсе не обязательно (Выручайте, дети! Может, ключик в море? Не могу нырять я, дерево не тонет)

-Игровой сюжет может быть связан с неожиданностями, например, “Путешествие в морское царство”, где разные герои дают задания, от выполнения которых зависит достижение цели. На нашем занятии был один герой – капитан, в роли которого выступала я.

Предметно образные занятия

Такие приёмы хорошо включать в работу с разновозрастными детьми от младшего до подготовительного

- Цель: Учить детей придавать снарядам и предметам игровой образ и характер, чтобы разнообразить и обогатить двигательную деятельность на данном снаряде и с данным предметом.

- Варианты :

- Дети выполняют разнообразные движения, упражнения и игры с одним и тем же предметом, или на одном и том же снаряде.

- Например, “День мяча”, “День обруча» «Непослушные мячи»

-На занятии используются разнотипные снаряды или предметы для организации разнообразной двигательной деятельности. Например, “обруч, нудлс в игру с собой бери”.

Этот приём позволяет закрепить полученные двигательные навыки.

По литературным произведениям и сказкам. Этот приём целесообразнее всего использовать при проведении развлечений и праздников, а так же допускается при организации ООД.

Цель: Обогащать двигательную деятельность детей, развивать воображение и артистичность, посредством активного включения в сюжет произведения, учить преодолевать двигательные трудности в достижении цели

Варианты:

Занятие строим на одном литературном произведении. («Русалочка»)

Занятие строим на встрече с одним из персонажей литературного произведения, например “Доктор Айболит закаляться нам велит!” От лица данного персонажа организуется вся двигательная деятельность. Занятие может быть сюжетно – игровым или просто обучающим.

“В гостях у литературных героев”. Во время двигательной деятельности дети “случайно” находят заранее спрятанные предметы из знакомых литературных произведений, например “ золотой ключик“.

Занятие построено на встрече с героями из разных сказок (например, “Путешествие в страну сказок”).

На протяжении всего занятия присутствует один сказочный герой (например, Буратино или Русалочка).

Методические рекомендации: Используемые литературные произведения и сказки должны быть знакомы детям и доступны их восприятию.

Круговая тренировка

Метод круговой тренировки развивает у детей моторную память, творческое мышление, умение ориентироваться в пространстве, быстроту реакции, ловкость и самостоятельность в выполнении движений.

При таком методе

Подбираются разнообразные снаряды или предметы для выполнения однотипных движений, например, ракушки, тоннели,, бусы, сокровища - для обучения ныряния; например:скольжение с нудлом, с мячом

Движения выполняются по карточкам. Дети переходят от станции к станции и смотрят по карточке, что им предстоит выполнить. (для совершениствования того или иного плавательного навыка)

Нетрадиционные средства обучения: аквааэробика; обучение элементам синхронного плавания; упражнения релаксации, упражнения-имитации, игровые упражнения с использованием вспомогательного оборудования;

С помощью «Аквакубика» выбираются игры и упражнения, для освоения различных упражнений. Содержание кубика может отражать разные игровые задачи. Раскрутив волшебный кубик, выбирается картинка. Например, выпала картинка с изображением морской звезды, дети выполняют упражнение «Морская звезда» и т. д. Также выбираются игры, в которые дети будут играть.

Украшением открытых мероприятий, развлечений, спортивных праздников на воде считаю аквааэробику и использование элементов синхронного плавания.

С детьми старшего и подготовительного возраста, которые уже освоили основные элементы плавания можно смело разнообразить занятия упражнениями из цикла «Рисунки на воде». Мы учимся выполнять композиции, объединенные плавательными движениями и элементами статического плавания (умение неподвижно лежать на воде) синхронно под музыку. Упражнения позволяют детям закрепить и совершенствовать приобретенные навыки, повышают интерес, дают возможность не только детям, но и педагогу проявлять акватворчество, так как многие упражнения и композиции создаются вместе.

Аквааэробика – дети выполняют физические упражнения в воде под музыку. Музыкальный ритм организует движения, создает хорошее настроение, вызывает положительные эмоции, усиливает воздействие физических упражнений на организм, способствует повышению работоспособности, бодрости, здоровья, тонуса нервной системы. В комплекс аквааэробики можно включать небольшие синхронные упражнения.

Тематика комплексов аквааэробики разнообразна. Планируя конспект, подбирается соответствующий комплекс и музыкальный репертуар. Если тема конспекта «Путешествие в подводный мир» и детей ждет встреча с подводными жителями, целесообразно взять комплекс аквааэробики по теме. Упражнения можно выполнять как без предметов, так с ними. Это мячи, нудлы, обручи, гантели.

Вывод:

Благодаря игровым заданиям дети приобретают разнообразные умения, которые позволяют им чувствовать себя уверенно и в физическом и эмоциональном отношении. Ребенок осознает свою успешность от занятия к занятию («Вчера ты не умел проплыть до маленькой рыбки, сегодня доплыл до средней, а в следующий раз он постараешься доплыть до большой рыбки»). Предвосхищая будущий результат, дается оценка умениям ребенка («Сегодня ты уже смелее ложился на спинку, скоро научишься скользить как рыбка») Чем увлекательнее и занимательнее игровые приемы, тем интереснее и насыщеннее страна детства.

Наши наблюдения показали, что при использовании игровых приемов создается положительный эмоциональный фон, это способствует более успешному усвоению упражнений. Задания игрового характера позволяют повысить эффективность обучения плаванию детей.

Публикации по теме:

Презентация «Отчет по самообразованию «Дидактическая игра как форма обучения детей младшего дошкольного возраста» Дидактические игры широко распространены в системе дошкольного образования. Ценность дидактических игр заключается в том, что они создаются.

«Игра — как средство познавательной активности детей младшего дошкольного возраста» «Игра – как средство познавательной активности детей младшего дошкольного возраста». Слайд 2 «Без игры нет, и не может быть полноценного.

Игра как средство обучения плаванию детей дошкольного возраста Здравствуйте, уважаемые коллеги!Меня зовут Шамина Галина Евгеньевна, я работаю инструктором по плаванию в МБДОУ «Детский сад №458», педагогический.

Игра как средство развития детей младшего дошкольного возраста Игра пронизывает всю жизнь ребенка, она способствует физическому и духовному здоровью, является источником обширной информации, методом.

Лэпбук, как современное средство обучения детей дошкольного возраста грамотеЛэпбук, как современное средство обучения детей дошкольного возраста грамоте Лэпбук, как современное средство обучения детей дошкольного возраста грамоте. Автор: Кайтан И. М. В условиях модернизации образования каждый.

Детская игра как средство социализации детей дошкольного возраста ДЕТСКАЯ ИГРА КАК СРЕДСТВО СОЦИАЛИЗАЦИИ ДЕТЕЙ ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА Е. Н. Клименко, воспитатель МБДОУ «ДС №369 г. Челябинска» Игра- это путь.

Игра как средство умственного развития детей дошкольного возраста " Без игры нет и не может быть полноценного умственного развития. Игра - это огромное светлое окно, через которое в духовный мир ребёнка.

Технология проблемного обучения как средство развития познавательной активности у детей дошкольного возраста Резюме: в статье обозначена проблема развития у ребенка познавательной активности в условиях современного детского сада. Предложенные методы.

Сюжетно-ролевая игра, как средство саморазвития детей дошкольного возраста В настоящее время главной ценностью общества является человек, как основа и движущая сила социального развития. Изменения, происходящие.

Эссе «Игра, как средство развития речи детей дошкольного возраста» «Без игры нет, и не может быть полноценного умственного развития. Игра – это огромное светлое окно, через которое в духовный мир ребенка.

Библиотека изображений:
Автор публикации:
Игра как средство обучения плаванию детей дошкольного возраста
Опубликовано: 6 сентября 2018 в 23:25
+8Карма+ Голосовать
Расскажите коллегам и друзьям!
Комментарии:
Всего комментариев: 3.
Для просмотра комментариев
Популярное из нового
22 апреля. День Матери Земли. Передвижка «День Земли»

Сегодняшний праздник отмечается во всем мире, ведь он посвящен нашему общему месту обитания — планете Земля.

21 апреля. День домашнего спорта. Передвижка «Физическое воспитание в семье»

День домашнего спорта – это замечательный повод организовать физкультурное развлечение для дошколят и напомнить их родителям об основных принципах физического воспитания в семье.


Горячие темочки



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД