Консультация «Игра как средство развития коммуникативных способностей у детей младшего дошкольного возраста»

Антонина Иванова
Консультация «Игра как средство развития коммуникативных способностей у детей младшего дошкольного возраста»

«Умение ребёнка позитивно общаться

позволяет ему комфортно жить в обществе людей…»

Выготский Л. С.

Способность осознавать и контролировать свои переживания, понимать эмоциональное состояние других людей формируется у детей лишь по мере личностного развития. Особенно трудным для ребенка бывает период, когда в его жизни происходят существенные изменения - он начинает ходить в детский сад.

Нашу группу посещают дети младшего дошкольного возраста с задержкой психического развития. В ходе наблюдения за детьми, в их повседневной деятельности, было замечено отклонение в поведении, связанное в первую очередь с функциональной незрелостью нервной системы. Поведение характеризуется как возбудимое, импульсивное, конфликтное и агрессивное. В некоторых случаях наблюдается, наоборот, заторможенность, скованность. Из выше перечисленного можно сделать вывод, в коллективе присутствует достаточно высокая напряжённость и конфликтность, в результате чего происходит непонимание и ведёт к проявлению агрессии. Всё это позволяет говорить о необходимости выстраивания специально организованной работы по формированию коммуникативных навыков и развитию умений общения.

Учитывая, что игра в дошкольном возрасте является ведущим видом деятельности, она и является одним из наиболее эффективных и доступных способов формирования коммуникативных навыков дошкольников.Именно в игре дети учатся общаться и взаимодействовать со сверстниками и взрослыми:

• активно вступать в диалог,

• задавать вопросы,

• слушать и понимать речь,

• строить общение с учетом ситуации,

• легко входить в контакт,

• ясно и последовательно выражать свои мысли,

• пользоваться формами речевого этикета,

• регулировать своё поведение в соответствии с нормами и правилами.

Игра представляет собой совместную деятельность детей. Общие интересы, цели, задания, совместные действия в игре способствуют воспитанию положительных взаимоотношений между сверстниками. Именно игра позволяет выявить задатки ребенка и превратить их в способности, развивает умения и навыки, стимулирует развитие дошкольника в целом.

Дошкольник, не умеющий играть, не может содержательно общаться, не способен к совместной деятельности, не интересуется проблемами сверстников. Чтобы избежать отчужденности, враждебности, агрессивности, а это все следствия не умения ребенка общаться с окружающими, приводят к необходимости создания условий, которые должны способствовать постепенному развитию игры, как специфически ведущей деятельности дошкольника – незаменимой школы общения, мышления и произвольного поведения.

В ходе работы был проведён анализ научно-методической литературы и в соответствии с рекомендациями ФГОС ДО по данной проблеме нами были выбраны современные технологии развития коммуникативных способностей у детей младшего дошкольного возраста: «В мире детских эмоций» авторы Данилина Т. А., Зедгенидзе В. Я., Стёпина Н. М. ; «Психологический тренинг для дошкольников «Давайте дружить!» автор Саранская О. Н. ; «Предупреждение и разрешение конфликтов у дошкольников» Зедгенидзе В. Я. ; Клюева Н. В., Касаткина Ю. В. «Учим детей общению»; Панфилова М. А. «Игротерапия общения»; Рылеева Е. В., «Вместе веселее!»; Семенака С. И. «Уроки добра»; Шипицина Л. М. «Азбука общения»; Яковлев В. И., и многие другие. На основе этих материалов были созданы картотеки игр,которые мы используем в своей работе:

• картотека эмоциональных игр и упражнений;

• картотека сюжетно-ролевых игр;

• картотека игр и упражнений для развития коммуникативных способностей.

При проведении игр и упражнений учитываем,что необходимо:

• продумывать не только содержание инструкции, но и способ ее подачи;

• воздействовать с помощью интонационно-выразительной окрашенности речи;

• прогнозировать возможные реакции детей на предлагаемые правила и условия;

• помнить, что каждый ребенок имеет свои коммуникативные права:

на систему ценностей,

на ответственность,

на личное достоинство и уважение этого достоинства,

на индивидуальность и своеобразие,

на независимость от других людей,

на собственные мысли,

на отстаивание своих прав.

Весь комплекс игр помогает в решении коррекционно-развивающих задач по формированию коммуникативных способностей дошкольников:

развивать связную речь детей в процессе создания сюжетного рассказа, сказки, используя различные приёмы. (Сюжетно-ролевые игры «День рождения Степашки», «Собираемся на прогулку», этюд «Встреча с другом» и др.)

• учить детей вести диалог, используя языковые средствазвучащей речи и невербальные компоненты: жест, мимику, средства интонационной выразительности. (Творческая игра «Кто здесь, кто», упражнение «Изобрази» и др.)

развивать творческие способности детей,психические процессы: восприятие, память, мышление, воображение внимание. (игра- драматизация «Репка», подвижная игра «Возьми игрушку» и др.)

• воспитывать коммуникативность, коллективизм, сотрудничество. (Хороводная игра «Ау!», «Поводырь», игры- ситуации «Что случилось?» и др.)

Список литературы

1. Крюкова С. В., Слободняк Н. П. «Удивляюсь, злюсь, боюсь, хвастаюсь и радуюсь. Программы эмоционального развития детей дошкольного и младшего возраста. Практическое пособие.» – М.: Генезис. 2002.- 208с., илл.

2. Крюкова С. В. Здравствуй, я сам! – М.: Генезис, 2002. – 144 с.

3. Кряжева Н. Л. «Развитие эмоционального мира детей» - Екатеринбург, 2004.

Публикации по теме:

«Нетрадиционная техника рисования как средство развития творческих способностей у детей дошкольного возраста» …Мир будет счастлив только тогда, когда у каждого человека будет душа художника, иначе говоря, когда каждый будет находить радость в своем.

Дидактическая игра как средство развития математических способностей детей среднего дошкольного возраста Под математическим развитием дошкольников понимаются качественные изменения в познавательной деятельности ребенка, которые происходят в.

Дидактическая игра как средство развития сенсорных способностей детей раннего возраста В раннем детстве ребенок особенно чувствителен к сенсорным воздействиям. Сенсорный, чувствительный опыт служит источником познания мира.

Дизайн — как средство развития творческих способностей детей дошкольного возраста. Сл. 2 Дизайн - как средство развития творческих способностей детей дошкольного возраста. Свое выступление мне хотелось бы начать со слов.

Семинар «Коммуникативные игры как средство развития коммуникативных способностей детей» Задачи: 1) Способствовать концентрации внимания педагогов на использовании коммуникативных игр как средства развития коммуникативных способностей.

Консультация для педагогов «Дидактическая игра как средство развития детей младшего дошкольного возраста»Консультация для педагогов «Дидактическая игра как средство развития детей младшего дошкольного возраста» Консультация для педагогов по моей теме самообразования Дидактическая игра как средство развития детей младшего дошкольного возраста..

Игра для развития коммуникативных навыков, мелкой моторики, творческих способностей у детей дошкольного возрастаИгра для развития коммуникативных навыков, мелкой моторики, творческих способностей у детей дошкольного возраста Создать мотивацию для развития творческих способностей детей, для обогащения сенсорного опыта, а так же для развития мелкой моторики рук.

Сюжетно-ролевая игра как средство формирования коммуникативных умений у детей дошкольного возраста Формирование коммуникативности - важное условие нормального психологического развития ребенка. А так же одна из основных задач подготовки.

Статья «Театрализованная деятельность как средство развития коммуникативных способностей детей дошкольного возраста» Маркова Т. А. МБОУ «Начальная школа – детский сад №44» г. Белгород Согласно новым требованиям государственного образовательного стандарта.

Экспериментальная деятельность как средство развития познавательных способностей детей дошкольного возраста С самого рождения ребенок является первооткрывателем, исследователем того мира, который его окружает. Для него все впервые: солнце и дождь,.

Библиотека изображений:
  • Птицы
  • Птицы
  • Найди отличия
Автор публикации:
Консультация «Игра как средство развития коммуникативных способностей у детей младшего дошкольного возраста»
Опубликовано: 21 сентября 2015 в 23:07
+7Карма+ Голосовать
Расскажите коллегам и друзьям!
Скачать и печатать
Комментарии:
Всего комментариев: 4.
Для просмотра комментариев
Популярное из нового
25 ноября. День дятла на МААМ

Дятел – удивительная птица. Не зря есть поговорка о том, что «голова не болит как у дятла». Действительно, эта птица целый день без устали долбит деревья, чтобы найти себе пищу и при этом прекрасно себя...

25 ноября. День московского Кремля на МААМ

«Начинается земля, как известно, от Кремля» — сегодняшний тематический день посвящен самой большой действующей крепости в Европе и нашему национальному символу — Московскому Кремлю. Воспользуйтесь нашей...

Отчет об ООД по математике в старшей группе компенсирующей направленности для детей с...
Фотоотчет ООД по математике в старшей группе, компенсирующей направленности для детей с ТНР. Тема: "Игрушки" ( по Н. В. Нищевой) Цель: способствование...
Фотоотчет о проведении подвижных игр на прогулках с детьми средней группы
Цель: развивать физические качества детей в игровой деятельности. Подвижная игра «Цветные автомобили» Цели и задачи: формировать у детей умение ходить и...
Сотрудничество музыкального руководителя с воспитателями второй младшей группы
Планирование сотрудничества музыкального руководителя с воспитателями второй младшей группы Цель . Способствовать созданию благоприятных условий для...