Лучший педагог года

«Игра в жизни современного ребенка»

Ольга Колчина
«Игра в жизни современного ребенка»

Игра в жизни современного ребенка

Вы знаете, уважаемые коллеги, следуя Федеральным Стандартам мы в своей работе должны предусмотреть зону ближайшего развития детей. И так, нашим деткам исполняется 3 года. И в наших группах начинается развиваться игра. Вот об этом хотелось бы сейчас поговорить, пока мы только начинаем.

Знаете ли вы, что…

Оказывается, современная детская игра находится в глубоком упадке. Специалисты говорят о возникшей проблеме игры. Как? Возразите вы. И начнете доказывать - мы только и делаем, что играем. Постоянно используем на занятиях и в совместной деятельности игровые приемы, занятия проводим в игровой форме, с помощью игровых приемов адаптируем детей, вовлекаем, умываем. Игру используем для приобретения новых умений, представлений, для формирования полезных навыков и пр. Об этом, в частности, свидетельствуют многочисленные методы педагогической работы, в которых так или иначе присутствуют термины «игровая форма», «игровые средства», «игровые технологии», «игровые занятия» и пр. Игра подменяется игровыми приемами и методами обучения, игровыми технологиями и все более становится не самостоятельной деятельностью ребенка (при том - ведущей, а средством обучения.

Публикация «„Игра в жизни современного ребенка“» размещена в разделах

В режиме дня детских образовательных учреждений на свободную игру фактически не остается времени.

Все это и является одной из главных причин «ухода игры» из дошкольного образования. Мы подменяем игру игровыми формами обучения. Игра как бы не исчезает, а становится средством обучения, т. е. «полезной» и направленной на усвоение нового.

(Исследования специалистов показали, что низкий уровень игры, когда он сводится к однообразным действиям с игрушками, наблюдался у 60% детей. Средний уровень, когда ребенок принимает роль и намечает сюжет, встречался в два раза реже (у 35% детей). Высокий уровень, для которого характерны развернутые ролевые отношения и создание игрового пространства, зафиксирован только в исключительных случаях (у 2-х детей из ста) исследование детей проводилось в д/садах г. Москвы)

Ценность игры для детского развития признается практически всеми специалистами. Действительно, в современной дошкольной педагогике значение игры не отрицается. А, напротив, постоянно подчеркивается. Однако значение игры преимущественно рассматривается как чисто дидактическое.

В связи с этим необходимо четко обозначить отличия игры как самостоятельного вида деятельности.

1. Прежде всего, игра – это свободная активность, лишенная принуждения и контроля со стороны взрослых. Взрослые не имеют права вмешиваться в игру, запрещать или прерывать её. Они могут только наблюдать, участвовать или помогать по просьбе детей. Игра является главной и фактически единственной формой проявления инициативности и самостоятельности детей 3-5 лет. Такая самостоятельная активность позволяет ребенку почувствовать и увидеть результаты своей активности, воплощение своего замысла и, в конечном счете, себя, что имеет неоценимое значение для формирования самосознания и чувства своей активности.

В отличие от этого использование игровых приемов обучения предполагает не только инициативу взрослого, но и его прямое руководство. Ребенок выполняет задания и инструкции взрослого, отвечает на его вопросы, следует его указаниям и пр. Все это никак не ведет к развитию его инициативности и самостоятельности.

2. Игра привносит эмоциональный подъем, причем источником удовольствия является сам процесс деятельности, а не её результат или оценка. Играющие дети получают удовольствие от того, что они сами строят воображаемую ситуацию и выполняют принятые ими роли и соблюдают правила, придуманные ими самими. Они сами хотят действовать правильно, в соответствии со своими представлениями о должном. Достаточно вспомнить меткое определение Л. С. Выготского: игра – это «правило, ставшее аффектом», или «понятие, превратившееся в страсть». Ребенок сам пытается преодолеть импульсивные действия, чтобы получить удовольствие более высокого порядка. Именно это определяющим образом влияет на развитие мотивационной сферы, становление иерархии мотивов и личностных механизмов поведения.

В случае игровых форм обучения (а не настоящей игры) действия ребенка направлены преимущественно на оценку взрослого, и ведущей здесь становится мотивация достижения, которая всегда порождает сравнение с другими и конкурентные установки. Доминирование подобных установок уже в дошкольном детстве влечет за собой множество межличностных и внутриличностных проблем (демонстративность, обидчивость, агрессивность и пр.)

3. Игра – это проба, спонтанное, активное опробование себя и предмета игры. Она не может подчиняться какой-либо программе, обязательным правилам или строгому плану. Это всегда импровизация, неожиданность, сюрприз. Даже если это игра по правилам, то выигрыш заранее не определен и элемент случайности неизбежен. Такая спонтанная импровизация становится источником поиска новых замыслов и решений. Она стимулирует творческую активность детей, их самовыражение. Благодаря этому игра становится источником творческого воображения и общей креативности.

В отличие от этого игровые методы обучения предполагают следование определенным образцам, однозначные правильные действия или ответы на вопросы, что никак не способствует формированию творческого начала. Игры по разработанному взрослым сценарию, как и использование игрушек или сказочных сюжетов на занятиях, не имеет ничего общего с настоящей игрой.

Развитая игра предполагает создание и удержание воображаемой ситуации и одновременное существование ребенка в реальном и воображаемом пространстве («как будто», «понарошку»)

Очевидно, что для реализации образовательной программы, построенной на игре, дети должны уметь играть. Для того чтобы выполнить свою ведущую роль и действительно стать средством развития ценных личностных качеств, сама игра должна иметь определенный уровень развития, соответствующий возрасту. Это значит, что дети должны принимать роли или наделять ими игрушки, осуществлять игровое и реальное взаимодействие, удерживать определенный сюжет, использовать предметы-заместители, моделировать игровое пространство. (Слайд 3)

Исследование показало, что игра может задавать зону ближайшего развития, т. е. быть ведущей деятельностью, только в случае своего полноценного развития.

У дошкольников с низким уровнем развития игры остаются неразвитыми произвольность, самоорганизация и мотивационная сфера личности. Использование игры в качестве основной работы с детьми дошкольного возраста предполагает достаточно высокий уровень развития игры. Однако, как показывают исследования, реальный уровень развития игры у современных дошкольников довольно низкий.

Прямым следствием дефицита игры является целый комплекс проблем в развитии современных детей, которые отмечают и психологи, и педагоги. Среди них – ситуативность поведения, зависимость от взрослого, от среды, невозможность самоорганизации детей, дефицит воображения и внутреннего плана действия, недоразвитие воли и произвольности, коммуникативные трудности, бессодержательное общение, неразвитость мотивационно-смысловой сферы. Все эти качества и способности в дошкольном возрасте складываются и развиваются в игре, поэтому её отсутствие (или примитивный уровень) ведут к деформации развития данных ключевых личностных образований.

Все это вызывает естественную тревогу педагогов и побуждает к поиску путей восстановления полноценной игры в жизни детей и в дошкольном образовании.

Специалисты намечают ряд следующих условий, способствующих возвращению игры.

Прежде всего, это – открытость образовательной программы. В настоящее время дети и взрослые в детских садах существуют в жестких рамках образовательных занятий, предписанных программой. Ни взрослые, ни дети не имеют возможности выбрать занятия и материалы для собственной активности. В такой ситуации нет и не может быть места для свободной игры. Учитывая мощный развивающий потенциал игры, образовательная программа для дошкольников должна предусматривать специальное время для этой деятельности (не менее 1-2 часов в день) и возможность свободного и содержательного общения детей. Это – необходимое условие для появления детской игровой инициативы.

Еще одним важным условием развития игры является адекватная предметно-пространственная среда. Такая среда предполагает гибкость и трансформируемость пространства, возможность использования разных предметов (мебели, тканей, мягких модулей и пр.) для самостоятельного построения игровой ситуации.

Полифункциональность среды и игровых материалов, наличие предметов-заместителей (природного или бросового материала, многофункциональных игрушек) также стимулируют создание игровых замыслов.

Между тем в наших детских садах преобладают стационарные игровые уголки и закрытые реалистические игрушки с фиксированным способом действия (резиновые или пластмассовые овощи и фрукты, пластмассовая кухонная утварь, посуда, инструменты и пр.). Такие игрушки провоцируют детей на стереотипные и однообразные способы действий. К тому же дети быстро теряют к ним интерес, поскольку их набор остается неизменным довольно продолжительное время.

Результаты обследования показали, что уровень игры детей зависит от организации предметной среды. Там, где дети могут самостоятельно создавать игровое пространство с помощью предметов-заместителей и подручных материалов, уровень игры существенно выше.

Но, конечно, главным условием формирования игры является позиция воспитателя, его игровая компетентность. Дошкольный педагог сам должен уметь играть и заряжать детей своей эмоцией. Для этого нужны специфические личные качества: открытость, артистичность, эмоциональная выразительность и – сто особенно важно – серьезное отношение к игровой ситуации.

Еще одно важное качество воспитателя, способствующее игре, - тактичность и чуткость. Игрой нельзя управлять директивно, давая указания и контролируя действия детей. Здесь важно быть непосредственным участником действия, удерживая в то же время общий план общий план и замысел. Самый важный и тонкий момент при руководстве игрой – это соблюдение меры собственной активности, понимание того, когда нужно взять на себя ведущую роль, когда подыграть детям, а когда «уйти в сторону» и ограничиться скрытым наблюдением. Поддержка игры предполагает косвенное, не директивное руководство. Здесь недопустимы как авторитарная, дидактическая позиция взрослого, так и его полное устранение от игры детей, игнорирование их инициативы. Однако практика показывает, что именно эти две тактики наиболее часто встречаются в детских садах.

И, конечно, для дошкольного педагога важно знание разнообразных игр. Без игровой компетентности педагога невозможна развитая игра детей. А игра – практически единственная область, где дошкольник может проявить свою инициативу, именно в игре дети учатся контролировать и оценивать себя, понимать, что они делают, и начинают хотеть действовать правильно. Самостоятельное регулирование своих действий превращает ребенка в сознательного субъекта своей жизни, делает его поведение осознанным и произвольным.

Следует отметить, что в последнее время во всем мире разворачивается общественное движение в защиту детской игры. 1 февраля 2013 г. ООН объявила о принятии Комментария к ст. 31 Конвенции о правах ребенка, провозглашающей право на игру.

Воспитатель Колчина О. Г.

«Серпантин» 2015 г.

Прикреплённые файлы:

prezentacija_rpaad.pptx | 447,49 Кб
 
Публикации по теме:

Игра в жизни ребенка Как нам уже давно стало известно, что игра это самый главный и основной вид деятельности ребенка. Она является ведущим видом деятельности.

Игра в жизни ребенкаИгра в жизни ребенка Дошкольное детство - важный период становления личности. В эти годы ребенок получает знания об окружающем мире, у него формируется определенное.

Консультация для педагогов «Игра — естественный спутник жизни ребенка» Современный этап модернизации отечественного образования предполагает повышение его качества во всех типах образовательных учреждений, в.

Консультация для родителей «Игра в жизни ребенка пятого года жизни» Игра занимает важнейшее место в жизни ребенка. В практике детского сада широко используются игры: дидактические, ролевые, строительные,.

Консультация для воспитателей «Игра в жизни ребенка» Муниципальное автономное дошкольное образовательное учреждение «Центр развития ребенка – детский сад №90» Консультация для воспитателей.

Консультация для воспитателей «Игра в жизни ребенка» Мария Киреева Консультация для воспитателей «Игра в жизни ребенка» Муниципальное автономное дошкольное образовательное учреждение «Центр.

Консультация для воспитателей «Игра в жизни ребенка» Мария Киреева Консультация для воспитателей «Игра в жизни ребенка» Муниципальное автономное дошкольное образовательное учреждение «Центр.

Мастер-класс «Музыкальная игра в жизни ребенка» Мастер-класс на тему:»Музыкальная игра в жизни ребенка» «Играйте с детьми в музыкальные игры» Музыкальное воспитание должно осуществляться.

Практикум-семинар для родителей «Игра в жизни ребенка» Выступление старшего воспитателя на практикуме-семинаре для родителей. Старший воспитатель: Добрый вечер, всем присутствующим! Сегодня у.

Проблемы современного ребенка и способы их решения Современный мир меняется очень быстро, меняются и дети, растущие в этом мире. Если дети 1980-1990-х годов больше времени проводили в семье,.

Библиотека изображений:
Опубликовано в разделах:
Автор публикации:
«Игра в жизни современного ребенка»
Опубликовано: 12 января 2018 в 13:46
+1Карма+ Голосовать
Расскажите коллегам и друзьям!
Комментарии:
Всего комментариев: 0.
Для просмотра комментариев
Популярное из нового
День весенней безопасности. Передвижка «Паводок, весеннее половодье»

Стремительное таяние снега или выпадение большого количества осадков может стать причиной весеннего паводка. Необходимо знать правила поведения во время этого стихийного бедствия и рассказать о них...

27 апреля. Международный день настольных игр. Передвижка «Польза настольных игр»

Ежегодно в последнюю субботу апреля отмечается Международный день настольных игр. Настольные игры – полезный семейный досуг на все времена.


Горячие темочки



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД