МААМ-картинки

Играем пальчиками и развиваем речь

Светлана Дербенева
Играем пальчиками и развиваем речь

«Истоки способностей и дарования детей – на кончиках их пальцев. От них идут тончайшие ручейки, которые питают источник творческой мысли. Другими словами: чем больше мастерства в детской руке, тем умнее ребёнок» -говорил известный педагог Василий Александрович Сухомлинский. Действительно, научные исследования доказали прямую зависимость между ступенью развития моторики и развитием речи у ребёнка. Чем лучше развита мелкая моторика у малыша, тем лучше и раньше будет развита его речь. Всё это обусловлено тем, что нервные окончания на пальцах связаны самым непосредственным образом с речевыми центрами в головном мозге. Но мелкая моторика влияет не только на речь, она способствует благоприятному развитию головного мозга в целом.

Публикация «Играем пальчиками и развиваем речь» размещена в разделах

В каком возрасте необходимо начинать развивать мелкую моторику? Чем раньше, тем лучше. Не зря ещё с давних времён существует множество специальных потешек («Ладушки-ладушки», «Сорока» и другие). Эти несложные забавы весьма полезны для малышей. Кроме них существует большое количество пальчиковых игр, которые помогают развивать не только ловкость рук, но и имеют обучающее значение (помогают запомнить названия пальцев и пр.).Например упражнение «Семья» : берём по очереди в руку каждый пальчик малыша, массируем лёгкими движениями, приговаривая: «Этот пальчик-дедушка, этот пальчик- бабушка, этот пальчик - папа, этот пальчик-мама. Ну, а этот пальчик я. Вот и вся моя семья!»

Когда пальцы ребёнка окрепнут и станут более ловкими можно расширять спектр полезных развлечений : лепка из пластилина, солёного теста, глины, шнуровка, складывание пазлов и мозаики, рисование.

В магазинах сейчас продаётся огромное количество развивающих игр и пособий. Однако всё необходимое и не менее интересное для разрабатывания детских ручонок можно найти и дома, стоит лишь проявить фантазию. Отличный материал для этих целей фасоль, горох, макаронные изделия, различные крупы. Прекрасный эффект дают «ванночки» : в большую ёмкость (миску, тазик) насыпаем сухую фасоль, горох, гречку или просто песок. Затем прячем среди крупы или бобовых мелкие предметы (игрушки, небольшие детали конструктора). Задача ребёнка - найти их. Можно устроить малышу мини – песочницу. Также в большой ёмкости, дать формочки и игрушки – пусть возится на здоровье. Вместо песка можно использовать манку. А насыпав манку или песок на поднос, можно пальчиками рисовать картины. Также манку (и любую крупу) можно использовать для создания аппликаций : нанести на картон несложный рисунок, смазать клеем ПВА и посыпать крупой, излишки крупы встряхнуть. Прекрасные аппликации получаются из фасоли, макаронных изделий. Ребёнку предложите увлекательное занятие – изготовление бус из макарон. Их можно окрашивать гуашью, а высушив и нанизав на нитку, порадовать маленькую модницу.

Ещё одна возможность совмещения приятного с полезным рисование гуашью, а рисует ребёнок пусть пальчиками. Помимо развития мелкой моторики такая живопись помогает юному художнику отвлечься, расслабиться и успокоиться. Другой вид пальчикового рисования – рисование пластилином по картону. На плотный лист бумаги наносится рисунок, пластилин необходимо размять – и можно начинать творить. А есть и ещё одна интересная игра – с прищепками. Для этого необходимы цветные пластмассовые прищепки и не слишком тугие (чтобы были по силам малышу). Прикрепите прищепки к картонному кругу, чтобы получилось «солнце» или «цветок». Можно оформить игрушку в виде ёжика, у которого прищепки играют роль иголок. Предложить ребёнку снять все прищепки, а потом прикрепить обратно.

Развитие мелкой моторики оказывает влияние не только на речь, но и на внимание, память, мышление. Ко всему прочему не следует забывать, что правильная работа всех мышц кисти необходима для завязывания шнурков, застёгивания пуговиц, рисования, письма и прочего.

Однако, стоит запомнить одну простую вещь. Игры для развития мелкой моторики должны проводиться под наблюдением взрослых. Иначе ребёнок может проглотить какую - нибудь мелкую деталь или подавиться ей. Играть в игры и выполнять упражнения, развивающие мелкую моторику, нужно систематически. Занимайтесь с ребёнком каждый день и скоро вы заметите, что движения вашего малыша с каждым разом становятся всё более плавными,чёткими и скоординированными.

Публикации по теме:

Инновационный образовательный проект «В театр играем — речь развиваем» ИННОВАЦИОННЫЙ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЙ ПРОЕКТ «В театр играем – речь развиваем» Актуальность Речь – самый простой и самый сложный способ самоутверждения.

Фотоотчет «Пальчиками играем — речь развиваем» в средней группе с ТНРФотоотчет «Пальчиками играем — речь развиваем» в средней группе с ТНР Пальчиками играем – речь развиваем! Уровень развития мелкой моторики – один из показателей интеллектуальной готовности ребенка к школьному.

Консультация для родителей «Играем — речь развиваем» Уважаемые родители! Скоро ваш малыш скоро пойдет в школу, и вы, конечно же, хотите, чтобы школьная жизнь началась для него безболезненно.

Консультация для родителей «С пальчиками играем — речь развиваем» При изучении деятельности головного мозга и психики детей ученые отмечают большое стимулирующее влияние на них функции руки. Существует.

Консультация для родителей «С крупой играем — речь развиваем»Консультация для родителей «С крупой играем — речь развиваем» Одно из направлений развития ребёнка и гарант успешности в обучении его письму-это развитие мелкой моторики и координации движений пальцев.

Мастер-класс для воспитателей «Играем с пальчиками — развиваем речь»Мастер-класс для воспитателей «Играем с пальчиками — развиваем речь» Мастер-класс для воспитателей «Играем с пальчиками — развиваем речь»Цель мастер-класса:Повышение профессиональной компетентности воспитателей.

Проект в средней группе «Пальчиками играем — речь развиваем»Проект в средней группе «Пальчиками играем — речь развиваем» В декабре в средней группе №9 прошел проект, под руководством воспитателя Якубовской Снежаны Ивановны. Целью проекта было - развитие общей.

Программа по самообразованию «Играем пальчиками-развиваем речь» (вторая младшая группа)Программа по самообразованию «Играем пальчиками-развиваем речь» (вторая младшая группа) роблема речевого развития детей дошкольного возраста на сегодняшний день очень актуальна. Всё чаще встречаем детей с задержкой развитием.

Рекомендации для воспитателей «Играем — речь развиваем. Игры по картинкам». Старший дошкольный возрастРекомендации для воспитателей «Играем — речь развиваем. Игры по картинкам». Старший дошкольный возраст В ходе игр по развитию речи у детей обогащается словарный запас,они учатся правильно строить речевые высказывания,уточняют и закрепляют.

С пальчиками играем — речь развиваемС пальчиками играем — речь развиваем Массаж кистей и пальцев рук с помощью массажной щётки «Здравствуй правая (левая) рука» Здравствуй, правая рука! Педагог берёт правую.

Библиотека изображений:
Автор публикации:
Играем пальчиками и развиваем речь
Опубликовано: 24 ноября 2020 в 13:06
+3Карма+ Голосовать
Расскажите коллегам и друзьям!
Комментарии:
Всего комментариев: 3.
Для просмотра комментариев
Популярное из нового
В 2024 году БАМ отмечает 50-летний юбилей. Передвижка «БАМ»

8 июля – памятная дата в честь строительства Байкало-Амурской магистрали, знаменитого БАМа. В этот день, 8 июля 1974 года, было подписано постановление о начале строительства Байкало-Амурской магистрали....

День весенней безопасности. Передвижка «Паводок, весеннее половодье»

Стремительное таяние снега или выпадение большого количества осадков может стать причиной весеннего паводка. Необходимо знать правила поведения во время этого стихийного бедствия и рассказать о них...


Горячие темочки



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД