Людмила Богданова
Конспект экспериментально-исследовательской деятельности «Играем с песком»
▼ Скачать + Заказать документы
Конспект экспериментально-исследовательской деятельности
Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение детский сад №3 «Светлячок» г. Осташков
Конспект экспериментально – исследовательской
деятельности
Тема: «Играем с песком»
Старший дошкольный возраст.
Воспитатель: Богданова Л. А.
г. Осташков
Цель: Расширить кругозор, разивать диалогическую и монологическую речь, фантазию, образное и логическое мышление, тактильную чувствительность и мелкую моторику.
Публикация «Конспект экспериментально-исследовательской деятельности „Играем с песком“» размещена в разделах
- Игры с песком
- Исследовательская деятельность
- Исследовательская деятельность. Конспекты занятий, НОД
- Исследовательская и экспериментальная деятельность
- Конспекты занятий. Все конспекты
- Опытно - экспериментальная деятельность
- Опыты и эксперименты. Конспекты занятий, НОД
- Песок. Все материалы с использованием песка
- Песок. Свойства песка, опыты и исследования
- Темочки
Материал и оборудование: Покрывало. Ящик с песком (песочница).Песочные часы. Лист цветного картона. Мелкие игрушки. Наждачная бумага. Гуашь. Опрыскиватель. Таз с водой. Лупа, тарелка, ложка, салфетка на каждого ребёнка.
Ход:
Дети встают вокруг ящика с песком, прикрытого покрывалом.
Вос-ль: Как аы думаете, что спрятано под покрывалом? (предположения детей). Можно узнать,что здесь спрятано, отгадав загадку:
Он и желтый, и сыпучий,
Во дворе насыпан кучей.
Если хочешь можешь брать,
Целый день в него играть. (песок).
Сегодня мы поиграем в необычные песочные игры (снимаю покрывало с ящика) Какой песок в ящике? (сухой). Погрузите в него руки. Что вы чувствуете? (дети описывают свои ощущения) Как называются частички песка? (песчинки). Рассмотрите их в лупу. Что вы видите? (песчинки примерно одинаковые по размеру, различаются по цвету и форме). Песчинки не связаны между собой, поэтому песок можно пересыпать с места на место. Мы говорим: "Песок сыпучий". Это свойство используется в песочных часах (показ). Мелкие песчинки тонкой струйкой перетекают из одной ёмкости часов в другую. Что образовали песчинки в нижней части колбы часов? (горку). Как вы думаете, если насыпать песок, находящийся в нашем ящике, в одно место, песчинки образуют горку? (да). Убедитесь в этом. (дети насыпают горку из песка).
Вос-ль: Замечательная горка! Давайте пофантазируем. Представьте,что внутри неё спрятан клад старинный.
Проводится игра " Мой клад".
В песок закопано несколько игрушек. Ведущий (вос-ль или ребёнок) описывает, но не называет игрушку. Ребёнок, отгадавший, что это за игрушка, находит её в песке на ощупь.
Вос-ль: Вспомните сказку К. И. Чуковского " Федорино горе ". Чем Федора хотела почистить посуду? (песочком). Как вы думаете, песок действительно может очищать посуду? (предположения детей). Потрите песчинки между пальцами. Что вы чувстуете? (песчинки твёрдые, царапают кожу.) Попробуйте почистить песком различные предметы. (Дети натирают песком лист цветного картона, игрушки: пластмассовый и деревянный кубики, металлическую кастрюльку и т. п.) Затем рассматривают предметы через лупу, делают вывод: песчинки оставляют на их поверхности царапины.
Вос-ль: Это свойство песка используется человеком. Рассмотрите в лупу эту бумагу. Её называют наждачной бумагой или шкуркой. (дети рассматривают кусочки наждачной бумаги в лупу). Как её получают? Бумагу или ткань смазывают клеем и покрывают тонким слоем песка, а затем и спользуют для шлифования металлических и деревянных издеий.
Где ещё применяют песок? (предположения детей). Правильно, песок используют при строительстве дорог и зданий, при производстве стекла и посуды. И, конечно, в песок с удовольствием играют дети. Вы все не раз делали куличики.
Смачиваю песок водой из опрыскивателя, предлагаю детям прикоснуться к нему, проверить его сыпучесть, рассмотреть через лупу. (дети выполняют задание и объясняют как и почему изменились свойства песка.)
Вос- ль: Как вы думаете, почему красивые куличики получаются только из влажного песка? (вода скрепляет песчинки). Что произойдет с куличиками, когда песок высохнет? (когда песок высохнет, куличики рассыплются.) Правильно, только влажный песок прекрасно сохраняет форму.
Проводится игра " Следопыты".
Вос-ль просит детей отвернуться и прикладывает к песку игрушки. Затем дети поочерёдно отгадывают, какие предметы на песке отпечатки (следы). Вариант игры: вос-ль делает на песке 5-6 отпечатков различных игрушек. Дети рассматривают их, находят игрушки, которыми были сделаны отпечатки, и выставляют их в заданной последовательности.
Вос-ль: Знаете ли вы, что с помощью песка можно рисовать? Для этого необходим цветной песок. Давайте его сделаем. (дети расскладывают песок по тарелкам, добавляют в него разведённую гуашь, тщательно перемешивают и выставляют сушиться на солнце.
Вос-ль: После того как песок высохнет, мы переложим его в пакеты и размельчим молотком. Насыпая сухой цветной песок на картон, смазанный клеем, мы получим необычные картины!
Дети рисуют песком.
Рассказы детей.
Литература:
1. М. А. Зыкова. Т. А. Соловьева «Ознакомление с окружающим миром.
2. О. В. Дыбина «Занятия по ознакомлению с окружающим миром».
3. Н. Е. Веракса. О. Р. Галимов «Познавательно-исследовательская деятельность дошкольников».
4. Е. А. Мартынов. И. М. Сучкова «Организация опытно-экспериментальной деятельности детей 2-7 лет». Для воспитателей ДОУ программа «Детство».