Методическая разработка «Играем со сказками»

Токарева Ирина
Методическая разработка «Играем со сказками»

Методическая разработка

Тема:

«ИГРАЕМ СО СКАЗКАМИ»

Токарева Ирина Александровна.

Муриково 2018

СОДЕРЖАНИЕ

1. Актуальность работы.

2. Методические рекомендации по использованию сказки в воспитательно-образовательной работе с дошкольниками.

3. Методические рекомендации по проведению игр, игровых и творческих заданий.

4. Использование сказки в работе с родителями.

5. Заключение.

1. Актуальность работы.

Ребенок познает окружающий мир и себя через игру. Конструируя ситуации и отношения из реальности, он начинает в них разбираться, понимать, как устроен мир. Задача родителей – обогатить его игровое пространство необходимыми и полезными игрушками, а также предоставить себя в качестве внимательного и поддерживающего партнера по играм. Не забывайте также, что играя со своим ребенком, вы сможете больше узнать о его эмоциональных переживаниях, важных для него проблемах. Моделируя в игре тревожащие ребенка ситуации, вы поможете ему справиться с негативными переживаниями.

Ребенок играет и познает себя

В игре ребенок осваивает огромное количество необходимых навыков именно тех, что пригодятся ему в жизни. Причем далеко заглядывать не приходится, новые знания пригодятся ему уже сейчас. С младенчества ребенок начинает знакомиться с произведениями русской и мировой литературы, с лучшими образами устного народного творчества, и как добрый, мудрый друг в его жизнь входит сказка.

Правильно подобранные сказки с учетом возрастных и психоэмоциональных особенностей детей способны не только положительно влиять на эмоциональное состояние малышей, но также корректировать их поведение. Сказка в этом возрасте должна не только нравиться ребенку, но и быть поучительной, приносить ему пользу. Самое важное для малыша – правильное осознание смысла прочитанного.

Сказки всегда несут скрытый смысл. Дети не любят нравоучений, поэтому именно через истории можно донести до них что-то важное. Языком художественных образов, на ярких примерах, сказка помогает детям разобраться в характерах героев, их поступках, их отношениях с другими персонажами сказки, учит детей жизни, и показывает хорошее и плохое. Все эти моменты делают сказки ценным материалом для воспитания детей дошкольного возраста. Сказки развивают фантазию, мышление, внимание и память. Почти все дети любят повторять троекратные фразы из сказок, любят при чтении сказок добавлять окончание фраз, им нравятся песенки и небольшие стишки из сказок. Этот процесс повторения способствует развитию духовности ребенка, его нравственности, развивает речь малыша, творческие способности.

Известно, что для дошкольника игра – ведущий вид деятельности и она важна для приобретения ребенком социальных навыков общения и взаимодействия со сверстниками, не говоря о том, что в процессе игровой деятельности происходит проникновение ребенка в мир взрослых людей. Полученный социальный опыт становится его личным достоянием и дает возможность применять на практике то, что ему знакомо и побуждать к усвоению нового.

Для повышения эффективности работы по ознакомлению детей со сказками используются игры, создаются игровые ситуации, где отрабатываемый материал включается во все виды деятельности детей младшего дошкольного возраста.

Цель работы:

Познакомить детей с русскими народными сказками, используя дидактические, настольные и театрализованные игры, прививать любовь и интерес к русскому народному творчеству

Задачи: 1. Создать условия и осуществить конкретные учебные и воспитательные мероприятия по ознакомлению детей с русскими народными сказками с использованием различных видов игр.

2. Содействовать накоплению игрового опыта детей, предлагая им различные сюжеты из сказок и способы взаимодействия со сверстниками.

3. Развивать творческие способности детей, закреплять у них желание выражать в игровой деятельности полученные знания, умения, навыки.

4. Способствовать самовыражению детей в процессе игровой и продуктивной деятельности.

5. Формировать у детей знания о русских народных сказках, воспитывать интерес к русскому народному творчеству.

6. Формировать эмоциональную отзывчивость на литературное произведение (сказку, развивать с ее помощью фантазию, мышление, внимание, память.

Ожидаемые результаты:

Использование различных видов игровой деятельности в режимных моментах, будет способствовать лучшему запоминанию детьми русских народных сказок; развитию творчества, воображения, фантазии.

2. Методические рекомендации по использованию сказки в воспитательно-образовательной работе с дошкольниками.

Работа с народными и авторскими сказками может проводиться с использованием разнообразных стратегий и организационных форм. Кроме занятий, это могут быть разнообразные игры и упражнения, рисование, лепка, конструирование, творческие задания.

Во-первых, перед началом занятия с помощью музыки создается эмоциональный фон; выбирается место занятия; выносится необычный предмет.

Во-вторых, эмоционально рассказывается сказка и рассказ сопровождается вопросами, детям даются задания ("Найдите и назовите сказку", "Где живет сказка?" и др., мы вовлекаем ребенка в действие, в игру.

Цель - вызвать интерес к проблеме, эмоционально вовлечь в ситуацию, использовать свой личный опыт.

В-третьих, дети вспомнили знакомую сказку, ее героев, их проблемы, и у них возникло желание играть с ней, создать с помощью подручных средств задуманный образ и выражать его вербальными и невербальными средствами.

Цель - развивать творческую активность, умение взаимодействовать с окружающими.

В-четвертых, дети переходят к свободной игровой или продуктивной деятельности.

Цель - использовать полученные знания в различных видах деятельности.

Моделирование сказок

Использование моделей для составления сказки позволяет детям лучше усвоить последовательность действий персонажей сказки и ход сказочных событий; развивает абстрактно-логическое мышление, умение оперировать символами и знаками; обогащает словарь, активизирует речь; воздействует на все органы чувств.

Можно использовать в качестве заместителей разнообразные геометрические фигуры. Замена осуществляется на основе цвета и соотношения величин героев.

Например, в сказке "Три медведя" это три коричневых круга разного диаметра, а в сказке "Теремок - полоски разной высоты и цвета (соответствует цвету персонажа: лягушка - зеленый; лиса - оранжевый и т. д.).

Пиктографические изображения

Ребенок (сначала вместе со взрослым) выделяет количество картинок, которые будут являться "планом" сказки и с помощью пиктограммы изображает их.

Выразительные движения

Главной задачей при использовании в работе со сказкой выразительных движений является развитие творческих способностей детей. Усвоение того или иного выразительного движения, жеста происходит в специально подобранных упражнениях, также в свободных играх. Вспомогательными средствами освоения выразительных движений выступают слово и музыка.

Проблемные ситуации

(от греческого problema - задача, задание и латинского situation - положение) - это ситуации, для овладения которыми индивид или коллектив должны найти использовать новые для себя средства и способы деятельности; учат мыслить и творчески усваивать знания. Выход из проблемной ситуации - это открытие нового, еще неизвестного знания. Проблемные ситуации активизируют познавательную, речевую, творческую деятельность детей и строятся по материалам развития действия, на событийной стороне произведения. Создание проблемной ситуации требует постановки проблемного вопроса:

Почему поссорились лиса и заяц? («Лиса и заяц». Русская народная сказка).

Творческие задания.

Могут быть индивидуальными и коллективными. Результатом выполнение творческих заданий является появление продукта, отличающегося новизной, оригинальностью, уникальностью (нового образа, рисунка, сказки)

Приведу примеры выполнения детьми творческих заданий по сказке "Репка".

1. Рассказать знакомую сказку по кругу.

Разыграть сказку. Дети распределяют роли.

Рассказать о пользе репы и о том, какие блюда из нее можно приготовить.

2. Придумывание своей сказки "Морковка" (по аналогии).

3. Оформление книги "Полезные сказки" (обложка, иллюстрации).

4. Изготовление костюмов-нагрудников "Овощи" (ткань, бумага).

5. Разыгрывание придуманных сказок.

Могут быть и другие творческие задания:

1. Сказки, но по-новому -

Дети наделяют знакомых героев сказок противоположными для них качествами

Колобок - добрый - волк

Лиса - хитрая – колобок.

2. Сказки о бытовых предметах -

- Началом сказки является рассказ о любом бытовом предмете. (Реальное начало - сказочное продолжение)

3. Узнай сказку по песенке героев -

- Не садись на пенек, не ешь пирожок ("Маша и медведь").

Скрипи, нога, скрипи, липовая! ("Медведь - липовая нога") .

Козлятушки, ребятушки!

Отворитеся, отопритеся! ("Волк и семеро козлят").

4. Продолжи сказку -

- Вместо известной концовки сказки надо придумать свою. Дети учатся фантазировать, размышлять.

5. От точек - к сказке.

- Точка - шифр, знак. Соединяя точки, ребенок получает рисунок героя сказки или предмета из сказки, вспоминает эту сказку, рассказывает ее.

6. Нарисуй сказку -

- Дети рисуют иллюстрации к знакомым или своим сказкам, используя нетрадиционные способы (монотопия, пальцевая живопись, рисование акварелью по-мокрому).

7. Игровые задания.

При выполнении игровых заданий опираемся на изобразительные умения детей.

Какой-либо сказочный персонаж загадывает детям загадку, а разгадку дети рисуют.

3. Методические рекомендации по проведению игр, игровых и творческих заданий.

Искренняя заинтересованность взрослого в росте творческого потенциала детей, улыбка и похвала. Но не перехваливание! Привлекайте к оценке самого ребенка:

Что тебе сегодня удалось? Что не совсем получилось?

Необходимость чередовать разные типы заданий, не играть в одну игру много раз подряд.

Взрослый - рядом, но не надо выполнять задание за ребенка.

Начинать с заведомо легких заданий, учитывать темперамент каждого ребенка, продумать варианты одного и того же упражнения.

Не предлагать сразу много игр, заданий. На одном занятии брать несколько игр, различных по своему характеру.

Учитывая образный характер мышления дошкольника, проводить оживление разных игровых ситуаций.

Создать свободную, непринужденную обстановку, сосредоточить внимание на самой игре, а не на дисциплине.

Закреплять умения, приобретенные в играх (давать на дом варианты игр).

4. Использование сказки в работе с родителями.

Необходимо отметить особую роль родителей в работе со сказкой, объяснение важности сказки в развитии внутренней жизни ребенка, творчества, эмоциональной сферы, чувств. Игра и сказка не должны представляться как временные явления в развитии ребенка.

Используются следующие виды работы с родителями:

Тематические родительские собрания о воспитательно-образовательных возможностях сказок.

Посещение детского кукольного театра.

Дни открытых дверей (Родители могут вместе с детьми участвовать в играх, выполнять творческие задания и т. д.).

Подготовка костюмов и атрибутов к спектаклям и праздникам, участие в них (Новый год. Сказка "Колобок").

Выполнение родителями и детьми домашних заданий творческого характера (Придумывание загадок; оформление книги сказок).

Устройство выставки работ детей и родителей ("Наши любимые сказки", "Зимние сказки").

5. Заключение.

Роль детских сказок не ограничивается только приятным время препровождением. Сказку можно использовать как способ снятие тревоги у ребенка. Задача воспитание детей сказками довольно сложная. Надо учесть ряд моментов, связанных с особенностями вашего ребенка. В сказке заложена многовековая народная мудрость. В сказках всегда побеждает добро, а зло должно погибнуть. Это очень важно в воспитании детей на сказках.

Моральное воспитание ребенка возможно через все виды народных сказок, ибо нравственность изначально заложена в их сюжетах.

Формируя нравственные представления у ребёнка в дошкольном возрасте, мы обеспечиваем становление в будущем такой личности, которая будет сочетать в себе духовное богатство, истинные нравственные качества и нравственную чистоту. Основной целью воспитания, основанной на выбранном нами приоритете общечеловеческих ценностей, является формирование чувствующего, думающего и любящего и активного человека, готового к творческой деятельности в любой области.

По словам философа и педагога И. А. Ильина: «Сказка будит и пленяет мечту, она дает ребенку первое чувство героического - чувство испытания, опасности, усилия и победы: она учит его созерцать человеческую судьбу, сложность мира, отличие правды от кривды. В сказке народ сохранил свое видение, своё страдание, свой юмор и свою мудрость»

Публикации по теме:

Методическая разработка «Дикие животные» .

Методическая разработка ОД «Природа и здоровье»Методическая разработка ОД «Природа и здоровье» Конспект Интегрированной образовательной деятельности, с использованием игровых и здоровьесберегающих технологий, посвященный году экологии.

Методическая разработка «День Радуги» Цель: способствовать формированию у детей младшего дошкольного возраста отношения к цвету как важнейшему свойству предметов, знакомить с.

Методическая разработка «Дорожка здоровья»Методическая разработка «Дорожка здоровья» В наш век, заполненный до краев делами, причем, всегда неотложными, мы родители часто забываем, что самое главное – вовремя остановится.

Методическая разработка «Кукла Василиса». Методические рекомендации по использованию пособия «Кукла Василиса» Представляем вашему вниманию многофункциональное пособие «Кукла Василиса».

Методическая разработка «Пальчиковые игры» Тема: «Кто как говорит. Утенок» Программное обеспечение: «Воспитание и обучение детей в домах ребенка» под редакцией Р. В. Тонковой-Ямпольской,.

Методическая разработка образовательного маршрута Методическая разработка образовательного маршрута для организации совместной деятельности дошкольников с родителями в сети Интернет Тема:.

Методическая разработка по сенсорному воспитанию Методическая разработка раздела основной общеобразовательной программы Сенсорное воспитание Тема: «Ознакомление детей младшего дошкольного.

Методическая разработка развлечения «Кинофишка» Методическая разработка развлечения на тему: «Кинофишка» для детей старшей группы с участием родителей воспитанников. Пояснительная Записка.

Методическая разработка. Государственное бюджетное дошкольное образовательное учреждение детский сад № 14 общеразвивающего вида Кронштадтского района Санкт-Петербурга.

Библиотека изображений:
  • Консультации для родителей, папки-передвижки, памятки
  • Лэпбуки на МААМ: купить лэпбук, скачать шаблоны
  • Профессии и труд
Автор публикации:
Методическая разработка «Играем со сказками»
Опубликовано: 25 января 2018 в 20:31
+9Карма+ Голосовать
Расскажите коллегам и друзьям!
Скачать и печатать
Комментарии:
Всего комментариев: 4.
Для просмотра комментариев
Популярное из нового
И снова благодарность порталу МAAM
И снова благодарность порталу МААМ Уважаемые коллеги и друзья по сайту МААМ! Хочу разделить с вами радость и поделиться впечатлениями. Сегодня я успешно...
Мастер-класс для детей «Забавные поросята» Старшая группа
В приближении новогодних праздников люди издавна стараются украсить свои жилища, поставить елочку и заранее подготовить подарки. Также особое внимание...
Фотоотчет «Изготовление дисков со снежинками из бросового материала с детьми...
Уважаемые коллеги! Тороплюсь вам рассказать как мы с детками изготовили разноцветные диски со снежинками для украшения нашего участка. Тороплюсь потому, что...
Фото отчет мероприятий «Мы на севере живем» с детьми второй младшей группы
Цель : Формирование познавательного интереса к окружающей среде, воспитание эмоционального отношения к природе, быту, культуре, обычаям, искусству коренных...
Лэпбук «Зима для самых маленьких»
Лэпбук – это исследовательская и творческая работа одновременно, а еще – отличная мысль для совместных занятий с ребенком. Все материалы лэпбука...