«Играй, твори и Фантазируй». Авторские дидактические игры, творческие задания для развития восприятия музыки.

Валентина Юрьевна Иванцова
«Играй, твори и Фантазируй». Авторские дидактические игры, творческие задания для развития восприятия музыки.

ИГРАЙ, ТВОРИ И ФАНТАЗИРУЙ.

Авторские дидактические игры, творческие задания для развития восприятия музыки.

«Загадочный музыкальный светофор».

Дидактическая игра на усвоение жанра музыки, её характера, определение музыкантов –исполнителей, музыкальных инструментов.

Игровой материал.

Демонстрационный: фланелеграф, большой светофор (объемный)

Раздаточный: карточки на каждого ребенка с изображением светофора и три фишки. Внутри кружочков-фонарей на светофорах дети, выполняющие три действия: поют, маршируют, пляшут(1 вариант, карточки с изображением артистов балета, артистов оперы, музыкантов, играющих на инструментах, иллюстрации к музыке разного характера, песенного и танцевального жанров (используются по заданной цели).

Ход игры. Музыкальный руководитель (показывает большой светофор).

Вот музыкальный светофор. С ним, дружок мой, ты не спорь!

Что покажет он — узнай, а захочешь — выполняй!

Дети сидят за столами. Перед ними карточки и фишки. Музыкальный руководитель исполняет произведение, дети закрывают фишкой соответствующий кружок на светофоре. Затем вызванный ребенок показывает нужное изображение на большом светофоре и имитирует действие. Дети называют произведение, определяют характер музыки, исполнителя, жанр. Педагог делает выбор в зависимости от возраста детей и поставленной цели.

Под музыкальные произведения, условно относящиеся к зеленому сигналу светофора, дети могут передвигаться в пространстве, проявляя свое творчество в движении. Игру можно проводить на музыкальной НОД или в свободное время.

«Играй, твори и Фантазируй». Авторские дидактические игры, творческие задания для развития восприятия музыки.

«Волшебный цветок» («Цветик-семицветик»).

Дидактическая игра на развитие памяти и музыкального слуха

Игровой материал

Демонстрационный: большой цветок, состоящий из семи лепестков разного цвета, которые вставляются в середину цветка с помощью липкой ленты. На обратной стороне лепестка — рисунки к сюжетам прослушиваемых произведений по разделу программы «Слушание музыки». Лепестков можно изготовить несколько по нужным темам: «Музыка П. И. Чайковского», «Детский альбом»А. Гречанинова, «Альбом «Времена года» А. Вивальди», «Наши игрушки», «Сказка в музыке» и т. д. Например:

1. «Ревушка» (Д. Б. Кабалевский).

2. «Клоуны» (Д. Б. Кабалевский).

3. «Новая кукла» (П. И. Чайковский).

4. «Мама» из цикла «Детский альбом» (П. И. Чайковский).

5. «Апрель. Подснежник» из цикла «Времена года» (П. И. Чайковский).

6. «Шествие гномов» (Э. Григ).

7. «Дед Мороз» (Р. Шуман).

Ход игры.Дети сидят полукругом. Приходит Фея цветов (воспитатель) и приносит необыкновенный музыкальный цветок. Вызванный ребенок вынимает из середины любой лепесток поворачивает его обратной стороной и видит рисунок по сюжету музыкального произведения. Если это произведение известно ему, то ребенок должен назвать его и имя композитора. Музыкальный руководитель проигрывает или включает запись. Все дети активно участвуют в определении характера и темпа музыки данного произведения, его жанра.

(Вариант: у детей карточки с иллюстрациями к знакомой музыке, музыкальный руководитель объясняет, что лепестки «разлетелись» и собрать волшебный цветок можно только тогда, когда они узнают и правильно назовут услышанную музыку).Если игра проводится на НОД, то достаточно использовать 2-3 лепестка, а если в свободное время, то все лепестки.

Разминка «Музыкальный фотопортрет», «Забавный клоун».

Музыкальный руководитель предлагает ребятам фотопортрет с ярко выраженным эмоциональным состоянием героя. Дети выбирают из нескольких музыкальных отрывков подходящий по настроению. В слуховой разминке удобно использовать презентации фотопортретов. Используя схемы (как вариант) «забавного клоуна», дети моделируют настроение и характер музыки.

Разминка «Угадай-ка!».

Музыкальный руководитель проигрывает несколько небольших по форме музыкальных произведений. Дети определяют их музыкальный регистр. Данная разминка направлена на выработку быстроты реакции в определении регистра и частей в музыке. Можно использовать карточки, представленные ниже.

Методическая технология «Настроение».

Определенные понятия (грусть, радость, веселье, мечтательность, злость, удивление) «озвучиваются» музыкой. Из нескольких предложенных отрывков ребята выбирают тот, который соответствует тому или иному понятию и используя мимику, пластику и жесты показать. Как вариант, используются кубики «настроения».

«Волшебный мешочек». («Чудо- мешок»)

Цель. Развивать музыкальную память, совершенствовать образную речь.

Игровой материал. Небольшой красиво оформленный мешочек. В нем игрушки: мишка, собачка, кошка и котенок, зайка и зайчонок, петушок,курочка и цыпленок, птичка и птенчик. Можно использовать персонажи из кукольного театра, музыкальные инструменты.

Ход игры. Участников может быть любое количество. (Для малышей) «Дети, — говорит взрослый, — к нам пришли гости. Но где же они спрятались? Может быть, здесь? (Показывает мешочек.) Сейчас мы послушаем музыку и узнаем, кто там». Детям проигрываются на любом музыкальном инструменте или напеваются мелодии знакомых произведений: «Петушок», «Кошка», «Собачка», «Птичка» и др. Дети узнают музыку, кто-либо из них достает из мешочка соответствующую игрушку и показывает всем.

Детям старшего возраста «чудо-мешок» «помогает» в определении характера и настроения в музыке (см. конспект НОД).

Дети «наполняют» мешок необычными словами о музыке, а он раздвигается и становится полным (из плотной ткани)

Публикации по теме:

Структура доминантной образовательной деятельности по восприятию музыки в детском саду Длительность доминантной образовательной деятельности по восприятию музыки зависит от выбора нестандартных форм, методов и частей, в зависимости.

Воспитание у дошкольника осознанного отношения к слушанию музыки Воспитание у дошкольника осознанного отношения к слушанию музыки Ребёнку музыка нужна для его личностного развития и роста, нужна как вода.

Библиотека изображений:
  • Лэпбуки на МААМ: купить лэпбук, скачать шаблоны
  • Лэпбуки на МААМ: купить лэпбук, скачать шаблоны
  • Птицы
Автор публикации:
«Играй, твори и Фантазируй». Авторские дидактические игры, творческие задания для развития восприятия музыки.
Опубликовано: 13 марта 2015 в 19:03
+76Карма+ Голосовать
Расскажите коллегам и друзьям!
Скачать и печатать
Комментарии:
Всего комментариев: 42.
Для просмотра комментариев
Популярное из нового
25 августа. День шахтёра

В последнее воскресенье августа в Российской Федерации и ещё пяти республиках бывшего Союза отмечается праздник людей одной из самых мужественных и суровых профессий – День шахтёра. Волевые, серьёзные и...

25 августа. Смотр самодельных пальчиковых игрушек на МААМ

«Все в наших руках» – говорят дошкольные педагоги, имея в виду взаимосвязь мелкой моторики рук с развитием речи ребенка. Современные ученые доказали, что речевые области мозга действительно формируются...

Изготовление методического пособия для развития детей младшего возраста «Волшебная...
Память является одним из основных психических процессов и свойств личности. Это одно из условий для развития интеллектуальных способностей. Ребёнок...
Конспект занятия для младшей группы по нетрадиционному рисованию «Прогулка в зимний лес»
МДОУ детский сад №21 «Калинка» Конспект занятия для младшей группы ( от 3 до 4 лет) по художественно-эстетическому развитию на тему «Прогулка в зимний лес»...
Игра «Мозаичная скала»
Игра - это одно звено из множества звеньев, которые помогают не только развивать ребенка, но и найти, те тонкие нити сблизиться с ребенком, узнать его...