Ирина Белова
Анализ программы и технологии физического воспитания детей «Играйте на здоровье» Л. Н. Волошиной
Пояснительная записка
Отличительной чертой физического воспитания дошкольников является его тесная связь с психическим, личностным, интеллектуальным, эстетическим развитием ребенка.
Использование в дошкольном возрасте игр с элементами спорта, как средства и формы организации физического воспитания, обеспечивает единство личностного, физического и психического развития ребенка, создает условия для гуманизации педагогического процесса, превращает ребенка из объекта социально - педагогического воздействия в субъект активной творческой деятельности на основе развития внутренних мотивов к самосовершенствованию. Обучение этим играм обеспечивает всем детям равные права в овладении ценностями физической культуры и каждому ребенку право выбора, предоставляет возможности для проявления личных интересов и способностей. Естественно, что достичь этих результатов возможно при условии ненасильственного стимулирования моторного развития. Утрата массовости физкультурного движения, упадок «дворового спорта», невозможность для многих семей пользоваться платными услугами в сфере физического воспитания детей, вызывают необходимость активизации и систематизации процесса обучения играм с элементами спорта в дошкольных учреждениях.
Публикация «Анализ программы и технологии физического воспитания детей „Играйте на здоровье“ Л, Н, Волошиной» размещена в разделах
- Анализ работы, отчеты, из опыта работы
- Анализ. Аналитический отчет, справка
- Воспитание детей. Материалы для педагогов
- Здоровьесберегающие технологии в ДОУ
- ЗОЖ, здоровье. Программы
- ЗОЖ, здоровьесбережение
- Физическое развитие. Образовательные технологии
- Темочки
Игра представляет собой первую доступную для дошкольников форму деятельности, которая предполагает сознательное воспроизведение и усовершенствование движений. В этом отношении моторное развитие, совершаемое дошкольником в игре, является настоящим прологом к сознательным физическим упражнениям школьника (Запорожец А. В. ,1986). Значение двигательных действий в общем развитии ребенка очень велико. Е. А. Аркин (1968) подчеркивал, что не только отдельные стороны детской организации находят в двигательной деятельности «орудия выявления и источник развития: ребенок в целом, как личность, находит впервые в движениях, в действиях путь к самоутверждению, к признанию себя и своих сил».
Игры с элементами спорта требуют от детей большой самостоятельности, быстроты, ловкости движений, ориентировки в пространстве. Они являются высшей формой обычных подвижных игр. Ребенок в кратчайшие промежутки времени должен увидеть создавшуюся обстановку (расположение партнеров и противника, положение мяча, шайбы, оценить, выбрать наиболее правильные действия и применить их. Все это требует от играющих развития определенных умений и навыков.
Разнообразные способы достижения цели, относительная самостоятельность действий, отсутствие жесткой регламентации, допускают возможность широкого выбора самостоятельной деятельности, развитие творческих двигательных способностей благоприятно сказывается на проявление самостоятельности, инициативности, находчивости. Игры с элементами спорта отличаются большим разнообразием взаимодействия сенсорных систем различной модальности, что также является важнейшим фактором совершенствования организации движений. По сравнению с подвижными играми, игры с элементами спорта более сложная форма деятельности. Следовательно, и влияние их на организм занимающихся шире и глубже.
Цели и задачи:
Цель программы : оптимизировать деятельность педагогов по обучению детей элементам спортивных игр и упражнений, достижения «запаса прочности» здоровья у воспитанников, развития их двигательных способностей, улучшения физической подготовленности.
Основные образовательные задачи программы :
- формирование устойчивого интереса к играм с элементами спорта, спортивным упражнениям, желания использовать их в самостоятельной двигательной деятельности;
- обогащение двигательного опыта дошкольников новыми двигательными действиями;
- обучение правильной технике выполнения элементов спортивных игр;
- содействие развитию двигательных способностей;
- воспитание положительных морально – волевых качеств;
- формирование навыков и стереотипов здорового образа жизни.
Структурно – содержательная характеристика раздела:
В программе отражена система обучения элементам спортивных игр, состоящая из 11 разделов.
1. Катание на санках.
2. Скольжение по ледяным дорожкам.
3. Ходьба на лыжах.
4. Хоккей.
5. Баскетбол.
6. Футбол.
7. Городки
8. Бадминтон.
9. Настольный теннис.
10. Катание на велосипеде.
11. Летающий мяч.
В каждом разделе представлены задачи обучения, диагностика (оценка уровня физической подготовленности к усвоению конкретного спортивного упражнения или игры, программа обучения элементам спортивной игры, методические рекомендации и материал для бесед с детьми с целью усвоения знаний о спортивных играх.
Предметно – развивающая среда
Физкультурный инвентарь: мячи (диаметром 20-25 см, ракетки, городки.
Спортивное оборудование: велосипеды, лыжи, санки.
Индивидуально - дифференцированный подход в обучении
1. Учет возрастных возможностей.
2. Подбор игр, заданий с учетом исходного уровня глазомера, согласованности движений, мелкой моторики рук у младших дошкольников.
3. Увеличение или уменьшение расстояний в действиях с мячом, шайбой.
4. Использование на разных этапах обучения мячей разного веса и диаметра.
5. Рациональная дозировка физической нагрузки с учетом возможностей и состояния ребенка.
6. Объединение детей в подгруппы с высоким, средним и низким уровнем физической подготовленности.
7. Усложнение и упрощение предложенных в программе игр – заданий.
Использование методики в разных видах деятельности:
1. Физкультурные занятия (в разных его частях).
2. Спортивные праздники и развлечения;
3. На прогулке;
4. В самостоятельной игровой деятельности.
5. Эстафеты, соревнования.
Перспективное планирование
по программе и технологии физического воспитания детей «Играйте на здоровье»
Автор (Л. Н. Волошина)
Перспективный план физкультурных занятий – игр с элементами спорта
Месяц № Название занятий
Гр. Младшая средняя старшая Подготовит.
Сентябрь С элементами баскетбола С элементами баскетбола С элементами баскетбола С элементами баскетбола
Октябрь С элементами баскетбола С элементами баскетбола С элементами баскетбола С элементами баскетбола
С элементами футбола С элементами футбола С элементами футбола С элементами футбола
Ноябрь С элементами футбола С элементами футбола С элементами футбола С элементами футбола
Декабрь Катание на санках
Ходьба на лыжах Катание на санках
Ходьба на лыжах Катание на санках Катание на санках
Скольжение по ледяным дорожкам Скольжение по ледяным дорожкам
Январь С элементами хоккея
Катание на санках, лыжах С элементами хоккея
Катание на санках, лыжах С элементами хоккея С элементами хоккея
Скольжение по ледяным дорожкам Скольжение по ледяным дорожкам
Февраль Ходьба на лыжах Ходьба на лыжах Ходьба на лыжах Ходьба на лыжах
Катание на санках Катание на санках Катание на санках Катание на санках
Март Ознакомление с игрой «Городки» Ознакомление с игрой «Городки» Ознакомление с игрой «Городки» Ознакомление с игрой «Городки»
Апрель С элементами тенниса (настольного)
С элементами тенниса (настольного)
С элементами тенниса (настольного) С элементами тенниса (настольного)
Май «Школа мяча»
«Школа мяча» «Школа мяча» «Школа мяча»
Физкультурное занятие с использованием программы и технологии физического воспитания детей «Играйте на здоровье»
(Л. Н. Волошина)
Задачи: показать преимущества передвижения на лыжах по снегу и пользу прогулок на лыжах; разучить стойку лыжника, учить передвигаться скользящим шагом, а подниматься на горку ступающим шагом, развивать координацию, выносливость.
Оборудование: лыжи на каждого ребенка.
Содержание занятия Дози-
ровка Темп
Методические указания
1. «Убегайте, заморожу»
4 раза быстрый Дети ходят, затем бегают врассыпную, педагог догоняет их. Кого коснется, тот останавливается
2. «Найди свои лыжи»
Каждый ребенок кладет свои лыжи на боковую линию площадки. По сигналу ходят врассыпную, по следующему сигналу бегут к своим лыжам и одевают их.
3.»Не упади»
4 раза Умерен-
ный По сигналу, стоя в шеренге, дети делаю приставной шаг на лыжах влево – вправо.
4. «Ровным кругом» 4 раза Умерен-
ный Ходьба на лыжах скользящим шагом. Обратить внимание детей на стойку лыжника.
5. «Горочка»
4 раза Умерен-
ный Взойти на горку ступающим шагом и спуститься с нее.
6. «Что изменилось
3 мин.
Дети образуют полукруг. Перед ними стоит водящий на лыжах. По сигналу они закрывают глаза, а педагог помогает снять лыжи и дает клюшку с шайбой водящему. После этого игрокам предлагается открыть глаза и угадать, что изменилось.