МААМ-картинки

Игровая деятельность в экологическом образовании дошкольников

Айшат Цакаева
Игровая деятельность в экологическом образовании дошкольников

Особую роль в экологическом образовании и воспитании занимает период дошкольного детства, когда закладываются основы мировоззрения человека, формируется его отношение к окружающему миру. В дошкольном возрасте происходят значимые изменения в познавательной сфере ребенка. Образный характер мышления, специфичный для дошкольного возраста, определяется тем, что ребенок устанавливает связи и отношения между предметами, прежде всего, на основе непосредственных впечатлений.

Публикация «Игровая деятельность в экологическом образовании дошкольников» размещена в разделах

Само по себе наличие экологических представлений не гарантирует экологически целесообразного поведения личности. Для этого необходимо еще и соответствующее отношение к природе. Оно определяет характер целей взаимодействия с природой, его мотивов, готовность поступать с точки зрения экологической целесообразности. Уже в процессе освоения экологических представлений у детей происходит формирование эмоционального отношения к растительному и животному миру.

Мне кажется, что важнейшим показателем экологической воспитанности старших дошкольников является их участие в деятельности, имеющей экологически ориентированный характер, в процессе которой углубляются и закрепляются экологические представления и проявляется активное гуманное отношение к природе. При этом необходимо объяснять детям, что дикая природа прекрасно обходится без деятельности человека, она живет по своим собственным законам.

Считается, что заботиться о природных объектах следует скорее в измененной людьми среде: в городе, парке, а в условиях дошкольного учреждения - на участке, в живом уголке. Следовательно, дети могут помогать растениям и животным, живущим рядом с человеком: деревьям парков, участка, растениям цветников, голодающим зимой городским птицам, т. е. тем, чье благополучие зависит от действий людей.

Очень важно, чтобы к моменту поступления в школу ребенок был зрелым не только в физическом и социальном отношении, но и достиг определенного уровня умственного и эмоционально-волевого развития. Ребенок должен владеть мыслительными операциями, уметь обобщать и дифференцировать предметы и явления окружающего мира, уметь планировать свою деятельность и осуществлять самоконтроль. На этой основе должна формироваться экологическая культура личности, направленная на гармонизацию отношений человека с природой.

Достаточно серьёзную проблему для детей дошкольного возраста представляет усвоение правил поведения в природе, а также таких нравственных норм, как ответственность, бескорыстная помощь, сострадание, и усваиваются эти нормы и правила лучше всего в игровой деятельности. Ребёнок не только играет сам, но и наблюдает за играми других детей. Так возникают предпосылки для формирования сознательного поведения в природе и социуме, самоконтроля за действиями и поступками, то есть происходит практическое освоение нравственных норм и правил поведения.

Однако надо иметь в виду, что далеко не всякая игра является экологической по своим целям и содержанию. Вот ряд требований, в соответствии с которыми может осуществляться отбор игр для экологического образования дошкольников.

- Игры необходимо подбирать с учётом закономерностей развития детей и тех задач экологического образования, которые решаются на данном возрастном этапе.

- Игра должна давать ребёнку возможность применять на практике уже полученные экологические знания и стимулировать к усвоению новых.

- Содержание игры не должно противоречить экологическим знаниям, формируемым в процессе других видов деятельности.

- Игровые действия должны производиться в соответствии с правилами и нормами поведения в природе.

- Предпочтение отдаётся тем играм, которые позволяют решать не только задачи экологического образования, но и обеспечивают решение общих задач воспитания и развития ребёнка.

- Для того чтобы игра выступала эффективным средством экологического образования дошкольников, необходимо прослеживать внутреннюю связь каждой игры с предыдущими и последующими играми. Это позволит прогнозировать, на какой имеющийся опыт ребёнок будет опираться, какой новый шаг произойдёт в его развитии.

Классификация игр.

Для классификации экологических игр могут быть использованы различные принципы:

- по специфическим характеристикам;

- по тематическому распределению содержания;

- по форме организации и мере регламентации;

- по направленности действий.

По специфическим характеристикам выделяют творческие игры и игры с правилами. Они, в свою очередь, делятся на подгруппы:

Творческие игры:

- сюжетно-ролевые;

- театрализованные;

- строительные.

Игры с правилами:

- дидактические;

- подвижные.

По тематическому распределению содержания существует следующая классификация:

- игры на тему «Живая природа»;

- игры на тему «Неживая природа».

По форме организации и мере регламентации выделяют:

- самостоятельную игровую деятельность ребёнка;

- совместную с педагогом игровую деятельность (под руководством взрослого).

По направленности действий делятся на:

- сенсорно-моторные;

- предметные;

- игры с перевоплощением (имитационные);

- социальные;

- соревновательные.

Важное развивающее значение для дошкольников имеют игры с правилами - подвижные, сюжетно-подвижные, дидактические (настольно-печатные, словесные и др.). Центральное звено таких игр - правила, они являются главным фактором развивающего воздействия на детей. Правила побуждают ребенка быть активным: сосредоточивать свое внимание на игровой задаче, быстро реагировать на игровую ситуацию, подчиняться обстоятельствам.

Среди всего многообразия игр с правилами для дошкольников особое внимание уделяют дидактическим играм. Уже само название - дидактические - говорит о том, что цель этих игр - умственное развитие детей.

По характеру используемого материала дидактические игры условно можно разделить на игры с предметами, настольно-печатные игры и словесные игры.

Предметные игры - это игры с народной дидактической игрушкой, различными природными материалами (листьями, семенами). Эти игры способствуют развитию сенсорики ребенка, формированию представлений о различных сенсорных качествах (цвет, величина и т. д.). Настольно-печатные игры направлены на уточнение представлений об окружающем, систематизацию знаний, развитие памяти, мыслительных процессов. К настольно-печатным играм относятся лото, домино, разрезные картинки, складные кубики и т. д. Словесные игры развивают внимание, сообразительность, быстроту реакции, связную речь.

Для повышения интереса ребят к дидактической игре и природным объектам необходимо вводить элемент соревнования или проблемной ситуации.

Чтобы поддержать стремление дошкольников отражать полученные в дидактических играх экологические представления и игровые навыки в самостоятельной игровой деятельности, в группе в отдельных уголках разместила материал для организации детьми игр экологического содержания (планшеты с изображением природных зон, картинки с изображением растений, животных, гербарии и т. п.). Таким образом, удовлетворяется возрастающий интерес дошкольников к природе, конкретизируются полученные ранее представления.

При помощи сюжетно-ролевых игр на экологическую тему стараться вызывать эмоциональный отклик, оказывать влияние на формирование правильного отношения к объектам растительного и животного мира. Экологические знания, вызвавшие эмоциональную реакцию у детей, скорей войдут в их самостоятельную игровую деятельность, станут ее содержанием, чем знания, воздействие которых затрагивает лишь интеллектуальную сторону личности дошкольника.

В формировании у детей эмоционального заинтересованного отношения к природе используют не только дидактические и сюжетно-ролевые, но и все другие виды игр.

Большую группу игр с правилами составляют подвижные и подвижно-дидактические игры. В основе их лежат разнообразные движения - ходьба, бег, прыжки, лазанье, метание и т. д.

Методика проведения подвижных игр аналогична методике проведения дидактических игр и направлена на постепенное формирование у детей умения, самостоятельно организовывать эти игры.

Словесно-дидактическими играми можно скрасить досуг, прогулку в дождь, вынужденное ожидание. Это не требует каких-либо условий, оснащения. Эти игры интенсивно развивают мышление: гибкость и динамичность представлений, умение привлекать и использовать имеющиеся знания, умение сравнивать и объединять предметы по самым различным признакам, развивают внимание, быстроту реакции.

Очень интересны детям игры в загадки-описания - в них они упражняются в умении выделять характерные признаки предмета, называть их словами, воспитывают внимание.

К творческим играм относятся игры-драматизации и строительно-конструктивные игры. Им присущи основные черты творческих игр: наличие замысла, сочетание ролевых и реальных действий и отношений и других элементов воображаемой ситуации, а также самостоятельность и самоорганизация детей.

Игры-драматизации организуем с детьми на основе литературного произведения: сюжете игры, ролях, поступках героев, их речь определяется текстом произведения. Наличие заранее данного сюжета и ролей сближает игру-драматизацию с играми, имеющими готовые правила.

Строительно-конструктивные игры - разновидность творческой игры. В них дети отражают свои знания и впечатления об окружающем предметном мире, самостоятельно делают различные вещи, возводят здания, сооружения, но в весьма обобщенном и схематизированном виде.

В строительно-конструктивных играх учу замещать одни предметы другими: постройки возводятся из специально созданных строительных материалов и конструкторов или же из природного материала – пecкa, снега.

Так же детям нравятся игры-импровизации, в которых они могут с помощью движений изобразить крону дерева, порыв ветра. Такие игры возможны только после неоднократных наблюдений и апробаций различных движений.

Экологические игры позволяют сместить акцент с усвоения дошкольниками готовых знаний на самостоятельный поиск решений предложенных игровых задач, что способствует умственному воспитанию.

Итак, игра — не только развлечение, но и метод, при помощи которого маленькие дети знакомятся с окружающим миром. Чем меньше дети, тем чаще игра применяется как метод образовательно-воспитательной работы с ними.

Публикации по теме:

Игровая деятельность старших дошкольников Игровая деятельность старших дошкольников Реализация Стандарта дошкольного образования поставила педагогов в рамки обязательного использования.

Использование дидактических игр в экологическом образовании дошкольников Тема: Использование дидактических игр в экологическом образовании дошкольников. Выполнила: Федярина Наталия Савельевна.

Комплекс игровых обучающих ситуаций-путешествий в экологическом образовании дошкольников Любовь Майорова Комплекс игровых обучающих ситуаций путешествий в экологическом образовании дошкольников. Предложенные занятия (ИОС) типапутешествий.

Конспект литературных источников «Элементарная исследовательская деятельность в экологическом образовании дошкольников» Элементарная исследовательская деятельность в экологическом образовании дошкольников. Серебрякова Татьяна Александровна подчеркивала, что.

Консультация для родителей «Как использовать сказки в экологическом образовании дошкольника» Консультация для родителей. Тема: «Как использовать сказки в экологическом образовании дошкольника». Использовать сказки можно в работе.

Мастер-класс «Дошкольный туризм в экологическом образовании дошкольников» Целью современного экологического процесса сегодня стало экологическое образование. Значение экологического воспитания трудно переоценить.

Познавательно — исследовательская деятельность в экологическом образовании дошкольников. В наше время проблемы экологического воспитания вышли на первый план, и им уделяют всё больше внимание. Процесс формирования личности дошкольника.

Реализация проектно-исследовательской деятельности в экологическом образовании детей дошкольного возраста 1 С. Современная жизнь ставит человека в изменчивые условия, требует от него решения многочисленных задач. Универсальные навыки исследовательского.

Статья «Значение краеведческого материала в экологическом образовании детей дошкольного возраста» Значение краеведческого материала в экологическом образовании детей. Любовь к природе - это сложное чувство, включающее эмоциональную отзывчивость,.

Экология — реализация деятельного подхода в экологическом образованииЭкология — реализация деятельного подхода в экологическом образовании Экология Вопрос о реализации деятельного подхода в экологическом образовании затрагивался и ранее, однако, учитывая его актуальность, особенно.

Библиотека изображений:
Автор публикации:
Игровая деятельность в экологическом образовании дошкольников
Опубликовано: 14 декабря 2017 в 21:39
+2Карма+ Голосовать
Расскажите коллегам и друзьям!
Комментарии:
Всего комментариев: 2.
Для просмотра комментариев
Популярное из нового
24 апреля. День российского стоматолога. Передвижка «Здоровье детских зубов»

Стоматологи России отмечают свой профессиональный праздник 24 апреля. Это хороший повод посетить своего зубного врача и заодно поздравить его с праздником.

24 апреля. Всемирная неделя иммунизации. Передвижка «Прививки — это серьезно»

Каждый год 24 апреля во всем мире стартует Всемирная неделя иммунизации. Цель этого мероприятия — повышение осведомленности населения о принципиальной важности полноценной иммунизации на протяжении всей...


Горячие темочки



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД