Игровая мотивация как способ активизации познавательной деятельности

Елена Коурдакова
Игровая мотивация как способ активизации познавательной деятельности

При реализации федерального государственного образовательного стандарта, наиболее актуальной задачей педагога в рамках дошкольного образования, является построение образовательной деятельности таким образом, чтобы учитывались специфические и индивидуальные особенности ребёнка. Большинство ученых (Б. Г. Ананьев, А. Н. Леонтьев, Г. И. Щукина и др.) рассматривают мотивацию как одно из стержневых образований личности. Система мотивации человека носит подвижный, изменяющийся во времени характер, поэтому возможно влияние при помощи целенаправленных воспитательных воздействий на формирование мотивационной сферы человека. Ее становление происходит в течении всей жизни человека и главным образом в детстве, в процессе развития ребенка. То, какой она станет, зависит от воспитательного воздействия родителей, педагогов и от окружающей среды. Проблема мотивации учения появилась тогда, когда человек осознал необходимость целенаправленного обучения подрастающего поколения и приступил к подобному обучении как специально организованной деятельности. Возникнув, эта проблема до настоящего времени является, если не главной, то одной из важнейшей в психологии и педагогике обучения, ей посвящено огромное число работ (1).

Проблемой активизации познавательной деятельностидетей занимались педагоги и психологи: Д. Б. Эльконин, В. В. Давыдов, Г. А. Цукерман, Г. И. Щукина, И. Ф. Харламов и многие другие. Целью развития познавательной активности является формирование у детей таких качеств,как: • любознательность, • находчивость и фантазия, • альтернативное мышление, • изобретательность, • оригинальность, • гибкость, • самостоятельность, • широта и глубина мышления. Общеизвестно, что строение мотивационной сферы учения, складывается из входящих в нее побуждений.

В нашем понимании мотивация складывается из ряда постоянно изменяющихся и вступающих в новые отношения друг с другом побуждений (потребности и смысл учения, его мотивы, цели, эмоции, интересы). Поэтому становление мотивации есть не простое возрастание положительного или усугубление отрицательного отношения к учению, а стоящее за ним усложнение структуры мотивационной сферы, входящих в нее побуждений, появление новых, более зрелых, иногда противоречивых отношений между ними.

Также важно и то, чтобы в ходе познавательной деятельности сам ребёнок становился активным в выборе содержания своего образования; способствовать формированию познавательных интересов и познавательных действий ребенка в различных видах деятельности; активизировать развитие интересов детей, любознательности и познавательной мотивации. Анализируя перечисленное, можно сделать вывод, что основная задача педагога — создать условия, «провоцирующие» интерес, любопытство.

С этой точки зрения интересно исследование сотрудницы А. В. Запорожца Е. А. Коссаковской, показавшей, как в процессе решения дошкольниками разных возрастов головоломок у них постепенно возникает и формируется умение преследовать интеллектуальные цели и как именно интеллектуальное содержание задачи становится для детей главным содержанием их познавательной деятельности. Важнейшим результатом этого исследования является вывод автора о том, что к концу дошкольного возраста у детей, с одной стороны, явно падает интерес к побочным моментам, связанным с решение головоломок (интерес к игре, в условиях которой давалась головоломка; к выигрышу, являющемуся следствием удачного решения и пр., с другой – у них возникает в качестве ведущего мотива их деятельности мотив поучится решать трудные задачи (2, с. 223-227).

Многие исследователи (В. С. Юркевич, А. Л. Венгер, М. И. Лисина, Е. О. Смирнова) считают, что у дошкольников еще не сформирована внутренняя познавательная мотивация, она только активно развивается, а формирование ее происходит в совместной деятельности со взрослым или сверстниками. Важно учесть, что речь в этих исследованиях идет о детях с нормой развития.

В рамках статьи я не буду углубляться в теорию, а постараюсь поделиться практическими способами мотивации дошкольника к познавательной деятельности. Это способы, основанные на внешней мотивации, чаще игровой, но именно они становятся базовыми на этапе дошкольного образования, позволяют заинтересовать, привлечь внимание, удержать его на протяжении всего времени образовательной деятельности. Специфика развивающей работы требует от педагогов, деления детей на подгруппы. Основная задача педагога — сделать этот процесс более естественным, снять возможное эмоциональное напряжение, возникающее при делении на подгруппы, уйти от диктата. Я пришла к выводу, что именно этот процесс (деление на подгруппы) может стать мотивацией к предстоящей деятельности при правильной его организации. Предлагаю несколько шаблонов, которые могут наполняться любым содержанием, в зависимости от темы или коррекционно развивающей задачи. Итак, вот готовые формулы, или шаблоны, практических способов

мотивациипри делении воспитанников на подгруппы:

«секретный конвертик»;

«пароль» или «секретное словечко»;

цветовая или другая любая другая символика;

короткая дидактическая игра.

Предлагаемые варианты разработаны для детей старшего дошкольного возраста, но мой опыт показал, что использование последних двух возможно и с детьми младшего дошкольного возраста. К сожалению, формат статьи не позволяет показать применение этих способов на практике. Постараемся описать на конкретных примерах, как это может быть реализовано в ежедневной образовательной деятельности. Итак, рассмотрим первый шаблон — «секретный конвертик». Образовательная ситуация (фрагмент). Образовательная область «Познавательное развитие». Ознакомление с социальным миром. Тематическая неделя «Моя семья».

Воспитатель приходит в сад за своей подгруппой воспитанников. У детей в это время свободная деятельность, они рассредоточены по групповой комнате. Чтобы привлечь их внимание, переключить от игры к занятию, воспитатель берет в руки рупор (скрученный трубочкой журнал).Воспитатель: (громко). Внимание! Внимание! Срочное сообщение! Сегодня утром я увидела у двери нашей группы вот этот конверт. Мне было очень интересно, что же там, но я подумала, что и вам было бы интересно узнать, что это за конверт, почему это письмо пришло именно к нам, поэтому я дождалась вас.2-й Воспитатель: Удивительно! Но сегодня утром такой же конверт обнаружила и я. 1-й Воспитатель (заговорщически): Ребята, у меня есть идея. Я предлагаю разделиться, мы пойдём в группу и там узнаем, что в этом загадочном конверте, а другие ребята узнают, что за секрет хранит их конвертик, а потом мы вернемся сюда снова и поделимся секретами (в конвертах — ребусы со словом «семья»). Таким образом, дети уже заинтересованы, настроены на занятие, на то, что узнают что то новое и интересное! С моей точки зрения, чрезвычайно важно, чтобы правильная, хорошо продуманная мотивация не должна обрываться, мотивационный круг должен замкнуться. Желательно проговорить, что будет по возвращении в группу, а вернувшись, осуществить намеченное. Так, после занятия физкультурой дети возвращаются в группу, выясняют, что в конвертах лежали ребусы, обмениваются ребусами, отгадывают новые, делают вывод, что ребусы составлены по разному, а слово, зашифрованное в них, одинаковое. Содержимое «секретного конвертика»может быть самым разным: ребус, разрезная картинка, ключик, цифра, буква.

Не менее интересный шаблон — «пароль», или «секретное словечко». Здесь вновь необходима помощь воспитателя группы.

Образовательная ситуация (фрагмент). Утром воспитатель, встречая детей, каждому шепчет на ушко «пароль» или «секретное словечко» — на все вопросы отвечает, что обо всем узнают позже. Например, изучая тему «Овощи и фрукты», воспитатель утром говорит ребенку название либо овоща, либо фрукта. Перед занятием воспитатель приходит в группу с корзиной с овощами и говорит, что сегодня утром каждому было дано секретное словечко, просит вспомнить и подойти к нему всех, у кого было название овоща, а воспитатель держит корзину с фруктами и зовет всех детей, у которых секретные слова — название фрукта. Такого рода мотивация уже содержит в себе учебную задачу — владение обобщающими понятиями, умение классифицировать, относить предмет к той или иной группе. Естественно, что этот вариант легко трансформируется под любую лексическую тему.

Использование цветовой или другой символики — это более простой вариант, который можно использовать в работе с детьми начиная со средней группы, а если уровень развития детей позволяет, то и с конца второй младшей. Например, 1-й Воспитатель, принимая утром детей, прикрепляет к одежде ребёнка эмблемку, значок. На вопрос, для чего это и зачем, отвечает, что пока это «секретик», но скоро вы все узнаете. Например, детям 1-й Воспитатель прикрепил звёздочки красного и синего цвета. Перед занятием незаметно прикрепляет звёздочку красного цвета себе, а 2-й воспитатель приходит в группу также с прикрепленной звёздочкой, но другого цвета. Дети соотносят свои эмблемы по цвету с эмблемами педагогов. С детьми младшего дошкольного возраста деление на подгруппы может проходить с привлечением какого либо персонажа, игрушки.

Образовательная ситуация (фрагмент). Образовательная область «Познавательное развитие». Ознакомление с миром природы. Тема «Домашние животные», вторая младшая группа. За несколько минут до начала занятия 1-й Воспитатель предлагает детям поиграть и «превращает» их с помощью масок шапочек в «котят» и «щенков». Затем в группу входит 2-й Воспитатель с мягкой игрушкой (кошка) и говорит, что мама кошка пришла за своими «котятами» и зовёт их поиграть. В это время 1-й воспитатель берёт заранее приготовленную свою игрушку (собака) и аналогичным образом зовет детей своей подгруппы — «щенков».

Приведём пример мотивации при делении на подгруппы к занятию по формированию элементарных математических представлений или сенсорному развитию. 1-й воспитатель приходит в группу с коробочкой, в которой лежат круги синего и красного цвета. Образовательная ситуация (фрагмент). Образовательная область «Познавательное развитие». ФЭМП.

1-й Воспитатель: «Ребята, посмотрите, что у меня есть (кружочки). Посмотрите, как их много. Но они не простые! Это ваши билетики на паровозик (показывает синюю ленточку)». Педагог далее говорит, что приглашает в синий паровозик ребят, у которых синие билетики, и они «уезжают» к нему в одну часть группы. 2-й Воспитатель приглашает детей в свою часть группы с билетиками красного цвета, чтобы поехать на красном паровозике. Так, ещё до начала занятия дети вспомнили, закрепили названия цветов, пробовали соотносить предметы по цвету. В данном варианте можно использовать и опираться на любые сенсорные эталоны, включать разнообразные развивающие задачи, в зависимости от возрастной группы и уровня развития воспитанников подгруппы.

Вариант использования короткой дидактической игры кажется мне также интересным, поэтому коротко опишу его. Образовательная ситуация (фрагмент). За 3—5 минут до начала занятия 1-й Воспитатель приходит в группу с «чудесным мешочком» (в мешочке — геометрические фигуры)и проводит игру: «Узнай, что в мешочке».1-й Воспитатель: «Дети, хотелось бы вам поиграть еще? Я приготовила для вас классную игру, но я знаю, что и у «Марии Ивановны» (ссылается на 2-го Воспитателя) есть что то интересное, поэтому предлагаю разделиться на две команды — одна пойдет со мной, а другая узнает, что интересного для них есть у 2-го воспитателя. Когда вернетесь в группу, то расскажете друг другу, чему же вы научились, и поиграете в самую интересную игру!».

Таким образом, мотивация, заданная вначале, не обрывается, а имеет логическое завершение, мотивируя воспитанников к другим видам детской деятельности.

Полагаю, что использование разнообразных способов мотивации дошкольников является мощным активизатором детского внимания, стимулирует у ребенка желание узнать, догадаться, придумать. Такой подход к организации образовательного процесса способствует созданию эмоционально благоприятной обстановки и сохранению психологического здоровья.

Литература:

1. В. Г.Асеев: «Мотивация поведения и формирования личности» М., 1976, с. 73.

2. Л. И. Божович Личность и ее формирование в детском возрасте М., 1968 с. с. 223-227.

3. Лисина М. И. Развитие познавательной активности детей в ходе общения со взрослыми и сверстниками // Вопросы психологии. — 1982. — № 4.

4. Смирнова Е. О.Детская психология: Учебник для студентов высш. пед. учеб. заведений. — М., 2003 г.

Публикации по теме:

Стол для рисования песком как средство активизации познавательной активности и творческого потенциала детей Тема: Стол для рисования песком как средство активизации познавательной активности и творческого потенциала детей Педагог: Белоконь Александра.

Детское экспериментирование как способ развития познавательной активности дошкольниковДетское экспериментирование как способ развития познавательной активности дошкольников ДЕТСКОЕ ЭКСПЕРИМЕНТИРОВАНИЕ КАК СПОСОБ ПОЗНАВАТЕЛЬНОЙ АКТИВНОСТИ ДОШКОЛЬНИКОВ. Ребёнок-дошкольник активно стремится, узнать об окружающем.

Фотоотчёт «Социальное партнерство как способ мотивации познавательной активности детей старшего дошкольного возраста»Фотоотчёт «Социальное партнерство как способ мотивации познавательной активности детей старшего дошкольного возраста» Тема: "День космонавтики" Одна из самых интересных экскурсий - День космонавтики. Предварительная подготовка состояла в том, что ребята.

Фотоотчёт «Социальное партнерство как способ мотивации познавательной активности детей старшего дошкольного возраста»Фотоотчёт «Социальное партнерство как способ мотивации познавательной активности детей старшего дошкольного возраста» Тема мероприятия: «Родной край люби и знай» Сотрудники библиотеки подготовили в холле выставку о наших знаменитых земляках. А так же презентацию.

Игровая технология для развития познавательной исследовательской деятельности «Умные весы»Игровая технология для развития познавательной исследовательской деятельности «Умные весы» Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение «Детский сад №10 «Ласточка» Бавлинского муниципального района РТ Игровая.

Консультация для воспитателей «Игра как средство активизации познавательной деятельности дошкольников» Консультации для воспитателей "Игра, как средство активизации познавательной деятельности дошкольников". Ребёнок растёт, и он начинает.

Круги Луллия как средство активизации речевой деятельности детей старшего дошкольного возраста Круги Луллия как средство активизации речевой деятельности детей старшего дошкольного возраста. В 13 веке французский монах Раймонд Луллий.

Мотивация как форма работы с детьми при организации непосредственно образовательной деятельности Одним из залогов успешного занятия является мотивация. Все дети нуждаются в мотивации, которая помогает им достичь желаемых результатов.

Рекомендации воспитателю ДОО по активизации познавательной деятельности посредством занимательного материала Прежде всего, для того чтобы внедрить новый опыт систематического применения познавательного материала, важно оценить текущую ситуацию и.

Экспериментирование — как способ повышения познавательной активности в старшем дошкольном возрасте в соответствии с ФГОС Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение «Детский сад «Хрусталик» Выступление на VI зональных педагогических чтениях.

Библиотека изображений:
  • Лэпбуки на МААМ: купить лэпбук, скачать шаблоны
  • Консультации для родителей, папки-передвижки, памятки
  • Народные промыслы
Автор публикации:
Игровая мотивация как способ активизации познавательной деятельности
Опубликовано: 18 декабря 2018 в 21:12
+12Карма+ Голосовать
Расскажите коллегам и друзьям!
Скачать и печатать
Комментарии:
Всего комментариев: 3.
Для просмотра комментариев
Популярное из нового
17 июня. День песочных построек на МААМ

Очередной тематический день посвящен ценному строительному материалу, который встречается даже в детской песочнице. Воспользуйтесь нашей специальной подборкой игр и занятий, чтобы рассказать детям про...

17 июня. День пустынь

17 июня отмечается экологический праздник ООН – День борьбы с опустыниванием. Он посвящён проблеме постепенного распространения пустынь, которое происходит по причине хозяйственной деятельности человека....


Горячие темочки