Ирина Цыгановская
Игровая технология в работе учителя-логопеда
«Игровая технология в работе учителя-логопеда»
Этап автоматизации звуков в методике логопедического вмешательства по исправлению звукопроизношения, как описано в работе Л. С. Волковой, представляет собой ключевой момент формирования первичных произносительных умений и навыков. Его основная задача – научить ребенка правильно произносить уже поставленный звук. Сначала закрепление произношения происходит изолированно, затем на уровнях слогов, слов и фраз. Для успешной автоматизации звука применяются методы отраженного повторения и самостоятельного называния языковых единиц по картинкам, схемам, символам. Этот процесс строится последовательно, переходя от простого к сложному, и требует умелого подбора игровых методов и приемов.
Публикация «Игровая технология в работе учителя-логопеда» размещена в разделах
Методы и приемы на этапе автоматизации звука
Современные исследования показывают, что в системе дошкольного воспитания наблюдается рост числа детей с речевыми нарушениями. Эти дети часто демонстрируют низкую познавательную активность. Проблема усугубляется соматической ослабленностью, неправильной осанкой, нарушениями вегетативной и центральной нервной систем, недостаточной регуляцией психических процессов и эмоциональной нестабильностью. В группе компенсирующей направленности мы работаем с детьми с тяжёлым недоразвитием речи, сталкиваясь с проблемами памяти, мышления и внимания.
Для повышения интереса детей к занятиям важно находить подходы, которые увлекают их и поддерживают внимание. В индивидуальных занятиях по автоматизации звуков это особенно актуально. Основной этап в коррекции звукопроизношения – автоматизация звука, и здесь игровые методы играют ключевую роль.
Методы, используемые для автоматизации звука, включают:
1. Игра с "волшебной палочкой" : Ребенок ударяет палочкой по столу, повторяя слоги несколько раз. Это позволяет закрепить произношение через движение и визуальные эффекты.
2. "Игра на пианино" : Имитация игры на пианино, где каждый удар пальцем по столу сопровождается произношением слога, помогает детям в закреплении правильного произношения через ритм и повторение.
3. "Цветочек" : Разгибание и сгибание пальчиков для произнесения слогов моделирует открывание и закрывание лепестков цветка, что делает занятие более наглядным и интересным.
4. Игры со звуковыми дорожками: Ребенок произносит слоги, следуя по различным дорожкам – ровной, кочкам или горе – что позволяет разнообразить динамику произношения.
Когда работа переходит на уровень слов и фраз, можно значительно расширить спектр используемых методов:
1. "Рыбалка" : с помощью удочки с магнитом вытаскиваем "рыбок" с буквами, подбираем к ним слова, что развивает навыки произношения и деления слов на слоги.
2. "Веселый огород" : Включение игровых элементов, таких как разбор овощей и фруктов по корзинкам, помогает детям на практике применять новые знания.
Развитие фонематического восприятия и активное участие в игре
Для улучшения фонематического восприятия полезны такие игры, как:
• "Звукоед" : Игра, где ребенок должен спасти "похищенный" звук и вернуть его в слово, что помогает развить навыки фонематического анализа.
• "Живое предложение" : Дети становятся словами и образуют предложение, что помогает усвоить структуру предложений и разницу между различными знаками препинания.
Использование таких методов и приемов, как различные игровые пособия (например, "Каркуша-Говоруша", "Девочка Маша" и "Мишка-Тишка", делает занятия более интересными и увлекательными, создавая игровые ситуации, в которых дети могут активно применять свои знания.
Роль родителей и взаимодействие с воспитателями
Успех в коррекционной работе зависит от активного участия родителей и воспитателей. Регулярное участие в логопедических занятиях, выполнение рекомендаций и взаимодействие с детьми помогают достигать более устойчивых результатов. Проведение мастер-классов для родителей и использование различных методов вовлечения делают процесс коррекции более комплексным и эффективным.
Заключение
Активное использование игровых методов и приемов в автоматизации звуков, совместно с поддержкой родителей и воспитателей, способствует ускорению процесса и улучшению речевого развития старших дошкольников, повышая их готовность к школьному обучению.
И, как выразилась Е. И. Тихеева: «Владеть всеми видами речи – значит владеть могущественным орудием умственного развития человека и культуры человечества».