Мухамедшина Татьяна Валентиновна
Игровое моделирование в ознакомлении детей раннего возраста с животным миром
▼ Скачать + Заказать документы
Введение
Ребенок рождается исследователем. Неутолимая жажда новых впечатлений, любопытство, постоянное стремление наблюдать и экспериментировать, самостоятельно искать новые сведения о мире, традиционно рассматриваются как важнейшие черты детского поведения.
Дети раннего возраста находятся у истоков познания окружающего мира. Именно в эти годы у них формируются первичные представления о том, что их окружает. Они овладевают речью, способностью думать, у них появляются познавательный интерес, отношение к окружающим. Дети пытаются самостоятельно применять полученные знания в доступной практической деятельности, в игре.
Публикация «Игровое моделирование в ознакомлении детей раннего возраста с животным миром» размещена в разделах
Воспитывать любовь к природе нужно начинать с самого детства. Нужно учить заботиться и беречь её. Важной частью природы являются живые существа. Прежде всего ребёнок узнаёт животный мир, знакомясь с теми, кто живёт с ним рядом. А это домашние животные. А если сказать ещё точнее, то домашние питомцы, живущие в квартире. Не каждый родитель соглашается завести домашнего любимца, зная и понимая ответственность. А если и соглашается на уговоры ребёнка, то заводят одного или двух животных, не более.
Живая природа – это удивительно сложный, многогранный мир. Особое место в нем отведено животным, в том числе, и домашним животным : они составляют лишь два процента от всего животного на земле, но, несмотря на это, их роль в биосфере огромна.
Природа, являясь средой обитания человека, источником, питающим его жизненные силы и вдохновляющим его на сбережение его богатств, вместе с тем заключает в себе огромный потенциал всестороннего развития личности. Особенно эффективно осуществляется это развитие, если оно начинается с раннего детства. Восприимчивость ребёнка в дошкольные годы известна. И влияние природы на формирование различных сторон личности малыша также широко известно. Что касается домашних животных, у детей младшего дошкольного возраста должны сформироваться представления о следующих домашних животных : кошка, собака, корова, овца, лошадь, свинья, коза, северный олень, верблюд и др. При этом дети должны знать их характерные особенности, а также особенности приспособления к среде обитания, уметь заботится о них. Начинать работу следует с уточнения с детьми признаков домашних животных : живут вместе с человеком, не боятся его, используется им в хозяйстве; человек заботится о домашних животных – создает им все
необходимые условия жизни.
1.2 Актуальность
Обострение экологической проблемы в стране диктует необходимость интенсивной работу по формированию экологического сознания с детского сада. Дошкольное детство первый этап формирования личности человека, его ценностной ориентации в мире природы. С раннего возраста закладывается у ребёнка отношения к природным явлениям и объектам, которые окружают его и с которыми он знакомится в дошкольном детстве.
Первые элементарные представления об окружающем мире, в том числе и живых организмов, человек получает уже в детстве. Для развития дошкольников большое значение имеет понимание ими многообразия живой природы : жизненных форм, строения, размеров, условий обитания. Животные и растения окружают ребенка с самого рождения. Воздействуя на его чувства и сознание, они являются важным условием накопления представлений, формирования обобщающих понятий и различных систем знаний.
Развитие познавательной активности у детей вопрос актуальный на сегодняшний день. Доказывая это, можно опереться на слова Н. Н. Поддъякова: «Причины встречающейся интеллектуальной пассивности детей часто лежат в ограниченности их интеллектуальных впечатлений, интересов».
Ранний возраст – самое благоприятное время для сенсорного воспитания, для накопления представлений об окружающем мире. В этом возрасте ведущей деятельностью является предметная деятельность, направленная на овладения различными способами овладения предметами, сравнительному анализу: сравнивая животных, находить сходство и различие между ними, общее и различное у растений, помогает замечать интересные особенности внешнего вида, поведения животных.
Наблюдая многие годы за детьми, я заметила, что более 60% детей поступая в детский сад, имеют низкий уровень речевого развития, имеют низкий словарный запас, а многие дети вообще не говорят. У детей отмечается низкая познавательная активность, трудности в назывании и использовании предметов ближайшего окружения, несформированные навыков социально-бытового поведения.
1.2 Цель и задачи проведения работы по ознакомлению детей раннего возраста с окружающим миром через игровое моделирование.
Были определенны цели и задачи по формированию знаний у детей раннего возраста о домашних и диких животных.
• раскрыть значение и систему работы по ознакомлению детей с домашними и дикими животными;
• формирование положительного отношения детей к животным объектам;
• Разработать базовые игровые комплексы, позволяющие моделировать различные социально-бытовые и проблемные ситуации, доступные пониманию ребенка;
• Демонстрировать и поощрять игры с использованием модулей предложенных педагогом.
1.4 Организация предметно – развивающей среды
При ознакомлении детей с домашними и дикими животными интересно дать задания на сравнение и классификацию животных по приносимой пользе, по среде обитания. Например, на стол ставятся две картинки-модели, изображающие лес и скотный двор. Из разложенных на столе картинок с изображением животных дети должны отобрать те, на которых нарисованы животные, живущие около человека и в лесу, и расположить их соответственно месту проживания.
Необходимо отметить, что использование модулей дает возможность знакомить детей с окружающим миром не зависимо от времени года. Модули позволяют проектировать различные ситуации максимально реалистично,
они мобильны, легко трансформируются в соответствии с поставленной задачей. Использование модулей в работе позволяет на одном и том же оборудовании познакомить детей с учебным материалом по принципу «от простого, к сложному», где каждый ребенок может найти себе занятие по интересам, возможностям и потребностям, как в учебной, так и в нерегламентированной деятельности.
Дети раннего возраста могут отражать в игре только то, что им хорошо знакомо, поэтому для развития игры важно знакомить малышей с окружающим миром обогащать жизненный опыт детей. Нужно знакомить детей с предметами рукотворного мира, предметами неживой природы (снежинки, веточки, камушки). Знакомить с отличительными особенностями внешнего облика и поведения зверей и птиц. Читать малышам соответствующие книжки, рассматривать иллюстрации. Учить детей имитации голосов животных. Получив представление о персонаже, ребёнок будет с удовольствием играть с животными.
На первых этапах обучения, исследование носит опосредованный характер, находя свое отражение в узнавании и назывании предметов ближайшего окружения и явлений природы, тех, которые ребенок может увидеть и потрогать. Поэтому я стремилась создать такие условия познавательной деятельности, которые давали бы возможность обследовать предметы и объекты, экспериментировать с природным материалом, наблюдать за живой и неживой природой. Так необходимо помнить, что любая игрушка, имитирующая объект живой природы должна иметь такие же пропорции, цвет и форму, как и изучаемый объект. Части тела человека и животного должны быть соразмерны друг другу. Например, заяц должен быть белый или серый; медведь не может быть розового и голубого цвета или меньше по размеру, чем заяц. У животных и птиц на картинках должны быть изображены все отличительные особенности.
На специальных занятиях дети узнают, что многие животные, такие как медведь и ежик зимой спят, но перед этим готовят для себя норки и берлоги из опавших листьев, а заяц меняет шубку и прячется от лисы за кустами и сугробами; птички вьют гнезда и их трогать нельзя. В игровой ситуации дети учатся называть животных; находить различия в их внешнем виде (медведь большой, а зайчик маленький, у лисы хвост длинный, а у зайчика короткий, шубка у зайчика мягкая, а у ежика колючая). В процессе знакомства дети учатся заботиться о животных и птицах. Например, кормят птиц на кормушке зимой, строят берлогу и норку для ежика и медведя из листьев и снежинок или снежных хлопьев.
Обращаю внимание детишек и на изменения в животном мире. Прежде всего, это птицы, которые все чаще и чаще прилетают на участок группы в поисках пищи. Объясняю ребятам, что корма становиться все меньше и меньше, птицам труднее прокормить себя. Для этого люди вешают на деревья кормушки. Особенно хорошо, если радом растет рябина, на которой в это время года висят сочные и спелые ягоды, такие красивые и полезные для птиц.
Чаще всего ребята встречаются во время прогулок с воронами, воробьями и голубями. Объясняю, как питаются птицы, как они разговаривают. Дети внимательно слушают и пытаются подражать птичьему разговору: кар-кар, чик-чирик и т. д.
Для того чтобы дети охотно оставались на прогулке положенное время, создаю условия для разнообразной деятельности. Помимо установленного оборудования выносим на участок и игровые модули, которые служат для закрепления, конкретизации знаний об окружающем мире, а также тренирует их наблюдательность, умение сравнивать, обобщать, делать простейшие выводы.
1. Модуль: игрушки животные - заяц и медведь, лиса, волк, белка, олень и др. (Плоскостные фигуры из фанеры).
2. Модуль: сказочные персонажи знакомые детям: бабушка и дедушка, внучка Алёнушка, колобок, Снегурочка и Дед Мороз.
3. Модуль: знакомые детям игрушки – птицы: ворона и воробей, голубь и снегирь, синица. Дети самостоятельно находят их среди кустов и деревьев. Показывают характерные движения, голосовые реакции птиц.
4. Модуль: фигурки домашних животных : кошечка и собака, петушок и курочка, коровка, лошадка и др.
Модули расставляю по всему участку, но не более 2 – 3 фигурок одновременно.
Правильно организованная прогулка помогает детям интересно проводить время на свежем воздухе, что даёт возможность последовательно формировать у них знания об особенностях природного окружения.
Все игровые модели хорошо поддаются санитарной обработке, одежда с кукол легко снимается и стирается.
Использование игровых модулей позволяет систематизировать работу по ознакомлению детей с окружающим миром, повысить познавательный интерес детей к изучаемому объекту или явлению, способствуют развитию наблюдательности и эмоциональности, и как следствие ускорить процесс начальной социализации ребенка в микро- и макросоциальной среде детей раннего возраста.
Для того чтобы дети охотно оставались на прогулке положенное время, создаю условия для разнообразной деятельности. Помимо установленного оборудования выносим на участок и игровые модули, которые служат для закрепления, конкретизации знаний об окружающем мире, а также тренирует их наблюдательность, умение сравнивать, обобщать, делать простейшие выводы.
1. Модуль: игрушки животные - заяц и медведь, лиса, волк, белка, олень и др. (Плоскостные фигуры из фанеры).
2. Модуль: сказочные персонажи знакомые детям: бабушка и дедушка, внучка Алёнушка, колобок, Снегурочка и Дед Мороз.
3. Модуль: знакомые детям игрушки – птицы: ворона и воробей, голубь и снегирь, синица. Дети самостоятельно находят их среди кустов и деревьев. Показывают характерные движения, голосовые реакции птиц.
4. Модуль: фигурки домашних животных : кошечка и собака, петушок и курочка, коровка, лошадка и др.
Модули расставляю по всему участку, но не более 2 – 3 фигурок одновременно.
Правильно организованная прогулка помогает детям интересно проводить время на свежем воздухе, что даёт возможность последовательно формировать у них знания об особенностях природного окружения.
Все игровые модели хорошо поддаются санитарной обработке, одежда с кукол легко снимается и стирается.
Использование игровых модулей позволяет систематизировать работу по ознакомлению детей с окружающим миром, повысить познавательный интерес детей к изучаемому объекту или явлению, способствуют развитию наблюдательности и эмоциональности, и как следствие ускорить процесс начальной социализации ребенка в микро- и макросоциальной среде детей раннего возраста.