Наталья Бакшеева
Консультация «Игрушки и антиигрушки»
▼ Скачать + Заказать документы
Важная составная часть образовательной среды для ребенка является конечно игра и игрушка. Какие же мы можем дать советы.
Наш первый совет «Покупайте детям игрушки».
Для взрослых игрушка – это способ передачи опыта многих поколений своим детям. Она связующее звено между предметным миром взрослых и детей, помогает родителю наладить контакт с
ребенком, развивать его, обучать и лечить.
Для ребенка игрушка конечно источник радости, предмет для творчества, при помощи игрушки дети овладевают окружающим миром. Ребенок усваивает нормы поведения в окружающем мире, а
Публикация «Консультация „Игрушки и антиигрушки“» размещена в разделах
затем их воспроизводит. Этот и называется – социализацией. Без игрушки социализация невозможна, потому что, взаимодействуя с игрушкой, ребенок учится взаимодействовать с другими людьми.
Для общества игрушка – предмет культуры, в котором в особой форме передается состояние современной цивилизации. Тот идеал и образец, который несет в себе игрушка, ребенок воспринимает как норму и старается подражать ей. Совет второй – «Старайтесь покупайть детям разные
игрушки». Игрушки могут быть разные : развлекающие, развивающие,
спортивные, строительные, технические, музыкальные, творческие – и все они нужны для всестороннего развития личности ребенка. При покупке новой игрушки, проверьте, есть ли похожая игрушка у вашего ребенка. Игрушки покупайте позитивные, но среди
положительных героев должны быть несколько отрицательных (Баба-Яга, Кощей) – они необходимы для соблюдения ощущения реальности в ролевых играх и при разыгрывании сказочных сюжетов. Количество отрицательных «злых» игрушек должно быть небольшим, 1-2 игрушки. В игрушке, изображающей злого персонажа, ощущение отрицательности должно создаваться за счет одежды и внешнего облика, а не за счет злой гримасы и
устрашающего искаженного выражения лица.
Совет третий - «Будьте в курсе тенденций детской игры». Игра переживает кризис. Качество игры падает, она становится
агрессивной, невеселой. Большое место занимают примитивные игровые формы. Исчезают наши дворовые коллективные игры, в которых мы состязались, устраивали честное соревнование, была
взаимовыручка. На смену этим играм пришли компьютерные, в которых нет состязательности и физического движения, можно неоднократно совершать ошибки, безнаказанно проявлять
агрессию.
Совет четвертый – «Отличайте игрушку от антиигрушки».
Игрушка – развивает, обучает, развлекает, лечит ребенка – она
полезна и необходима. Антиигрушка – это тоже игрушка, но не выполняющая перечисленные функции, или выполняющая их с точностью наоборот.
Антиигрушка может быть не только внешне некачественной и опасной для здоровья ребенка, но и выступать как специфическое
средство информационного воздействия на ребенка. Игрушка дает ребенку идеал, образец предметов, событий, поведения, на которые он ориентируется, и, если этот образец искаженный, негативный, то и подражать ребенок будет негативному и вредному для его психологического, психического и нравственного здоровья. Антиигрушка может быть внешне
привлекательной и безопасной с медицинской и экологической точки зрения, но она не выполняет функции развития ребенка, она бесполезна. Таким образом, общее правило определения антиигругшка – она не полезна для развития ребенка!
Знание точных признаков антиигрушки поможет Вам, уважаемые родители, избежать необдуманной покупки.
Совет пятый - «Замените вредные игрушки на полезные». Уберите из детской комнаты:
- Игрушку с грустными, полузакрытыми, или близко посаженными глазами, придающими лицу куклы или мордочки животного депрессивный подавленный вид.
- Игрушки, в которых смещены или перемешаны понятия добра и зла. Игрушки, вызывающие смешанные чувства интереса и страха, удовольствия и тревоги, любопытства и напряжения.
- Монстроподобных великанов со злобным, искаженным выражением лица, в нападающей позе, с элементами устрашения в одежде: черепами, головами поверженных врагов, конскими
хвостами, масками чудовищ.
- Интерактивные звуковые панели, на которых расположены только кнопки, нажатие которых вызывает мелодию или свет - они не развивают творческие способности ребенка.
- Музыкальные игрушки, которые являются прямой имитацией конкретных музыкальных инструментов - они дают неверное представление о звуке данного инструмента.
Купите:
- Игрушку с нейтральным или доброжелательным выражением
лица, с глазами правильной округлой формы, четко видными на
лице.
- Игрушки приятных естественных тонов, изображающих
реальных людей, детей, животных, сказочных героев, героев
книжек и мультфильмов, в том числе и фантастических,
вызывающих позитивные эмоции и чувства, имеющих прототипов
в реальном или сказочном мире.
- Наборы для ролевой игры в полицию, моряков, подводников,
космических пришельцев, рыцарского турнира и пр.
- Настольные игры с военной тематикой: «Подводники», «Морской
бой», «Истребители», наборы с картами военных сражений и пр.
Все военные игрушки, формирующие образ защитника. - -
Многофункциональные игрушки и игровые столики с лабиринтами,
пирамидками, вращающимися шестеренками, барабанами и
другими играми, развивающими восприятие, мелкую моторику
руки, внимание, слух, зрение, мышление ребенка.
- Шумовые музыкальные игрушки (бубен, ксилофон, треугольник,
музыкальный столик, которые будут развивать слух и
музыкальный вкус ребенка.
САМЫЕ ПОЛЕЗНЫЕ ИГРУШКИ : кубики Никитина, кубики
Зайцева, игры-шнуровки из дерева и вспененной резины, рамки-
вкладыши Монтессори, магнитный конструктор «Супермак»,
конструктор «Такеши», мозаика, игра «Мастер-шар», конструктор
«Электронный знаток», азбука, пирамидка.
Совет шестой - «Покупайте игрушки по гендерному (половому)
признаку».
Покупайте игрушки с учетом пола ребенка. Правильно подобранная игрушка формирует неустойчивую половую
идентификацию ребенка - потребность и умение ощущать себя мальчиком или девочкой. Неграмотное поведение родителей, может нарушить этот процесс. Например, папа, мечтающий о мальчике, берет девочку с собой на охоту и рыбалку, дарит ей игрушки, стремится воспитать дочь стойкой, сильной, мужественной, тем самым, создает трудности для устройства
счастливой личной жизни своей дочери, формируя у нее (мужские) черты характера. Мальчикам необходимо
иметь оружие для защиты: луки, ножи, мечи, доспехи; наборы солдатиков и военной техники, аксессуардля ролевых «мужских» игр. Девочкам покупайте кукол-малышей с приданым, кукол- девочек с комплектом одежды и аксессуарами, игрушечную посуду, мебель, кухонное оборудование, наборы для сюжетно-
ролевых игр в «доктора» «парикмахерскую», «школу». Вместе с
тем, играть гендерными игрушками дети должны вместе. Нужно предлагать мальчикам игрушки девочек и наоборот. Мальчикам- дошкольникам нужны куклы без пола, которую можно одеть в любую одежду или куклы-мальчики.
Совет седьмой «Готовьте ребенка к школе с помощью игрушек».
Родители, стремясь подготовить ребенка к школе, обучают его чтению, письму, простейшим арифметическим действиям. Если это обучение происходит по принципу механистического запоминания, то ребенок, бойко читающий до школы, после первых успехов вдруг начинает отставать в учебе. Другие дети, которые может быть, и не знали азбуки, но имели прекрасно развитые познавательные способности (восприятие, внимание, память,воображение, мышление) быстро делают успехи в учебе. Игрушки-учителя, начиная с трех лет, развивают эти способности детей, и они вполне по силам любому родителю.
Главный совет – не пускайте важное дело игры на самотек и будет позитивный результат.