Лучший педагог года

Игры для формирования коммуникативных навыков и культуры речевого общения детей дошкольного возраста

Марина Черкашина
Игры для формирования коммуникативных навыков и культуры речевого общения детей дошкольного возраста

Составители, учителя-логопеды: Черкашина М. П., Трофимова Т. В.

«Есть три ошибки в общении людей :

первая – это желание говорить прежде, чем нужно;

вторая - застенчивость, не говорить, когда это нужно;

третья – говорить, не наблюдая за вашим слушателем».

Конфуций

На современном этапе развития логопедии и специальной психологии приоритетным остается вопрос о социализации детей с общим недоразвитием речи, об их интеграции в общество взрослых и сверстников. Процесс социализации также напрямую взаимосвязан с формированием у ребёнка навыков межличностного общения со взрослыми и сверстниками.

Публикация «Игры для формирования коммуникативных навыков и культуры речевого общения детей дошкольного возраста» размещена в разделах

Общение является естественным и необходимым условием развития дошкольников, в процессе которого происходит накопление знаний, усвоение моральных норм и правил поведения, становление ценностей.

В дошкольном возрасте у детей происходит становление коммуникативных навыков и умений, изменяются мотивы и содержание общения.

Нарушения в развитии речи искажают ход естественного коммуникативно-речевого развития ребёнка в дошкольном возрасте, приводят к появлению своеобразных коммуникативных нарушений. Это выражается в недостаточно адекватном использовании вербальных и невербальных средств общения, неумении начать и завершить разговор, слушать и понимать собеседника, эмоционально ему сопереживать. Для детей с речевыми нарушениями характерны не только трудности в актуализации и использовании речевых средств, но и нарушение коммуникативной функции в целом.

Для того, чтобы расположить детей на комфортное, продуктивное общение применяют демократический стиль общения с детьми и во всех играх, упражнениях становясь равным участником.

На начальном этапе основной целью являлось накопление и активизация средств коммуникации (обогащение словарного запаса и развитие словообразования)

Упражнение «Поменяйтесь местами» (образование сложных прилагательных).

Цель: развитие уважения к другим людям, развитие наблюдательности, умение видеть себя частью коллектива.

Игроки либо стоят в кругу, либо сидят на стульях. Ведущий игры предлагает поменяться местами тем, кто …. ( Далее идут задания: «Поменяйтесь местами те, у кого светлые волосы (светловолосые, те у кого карие глаза (кареглазые, у кого курносый нос) кто любит сладкое (сладкоежка)», «У кого длинные красивые волосы (длинноволосые)», «У кого короткая стрижка (коротко стриженные)» и так далее).

Упражнение «Вежливые слова» вводит правила поведения в коллективе.

Цель: развитие уважения в общении, привычка пользоваться вежливыми словами.

Содержание. Игра проводится с мячом в кругу. Дети бросают друг другу мяч, называя вежливые слова. Назвать только слова приветствия (здравствуйте, добрый день, привет, мы рады вас видеть, рады встречи с вами); благодарности (спасибо, благодарю, пожалуйста, будьте любезны); извинения (извините, простите, жаль, сожалею); прощания (до свидания, до встречи, спокойно).

Упражнение «Почему? А потому!»

Цель: развивать умение оценивать других с позиции доброжелательности, развивать навык употребления сложноподчиненных предложений.

Оснащение: фишки.

Ход игры:

Педагог приводит примеры «каверзных» вопросов. Затем сами дети задают такие вопросы друг другу. Например:

- Почему кошка часто умывается?

- Может слон жить без хобота?

- А почему поезд не летает?

- Почему заяц грызет морковку? И др.

Ребенок, который дал доказательный и правдоподобный ответ, получает фишку.

Выигрывает тот, кто к концу игры собрал больше фишек.

Упражнение «Опиши друга».

Цель: развивать наблюдательность, внимание к окружающим людям, развивать умение составлять описательный рассказ по плану.

Содержание. С помощью считалки выбирается пара детей. Они встают спиной друг другу и по очереди описывают прическу, одежду и лицо своего партнера. После этого описание сравнивается с оригиналом и делается вывод о том, насколько был точен каждый игрок. Затем выбирается другая пара, игра возобновляется.

Цепочка слов

Цель: развитие слухового внимания

Выбирается водящий. Он придумывает и называет три – пять слов, потом указывает на любого игрока, который должен повторить слова в той же последовательности. Если ребёнок справляется с заданием, он становится водящим. Слова: смолоть, замесить, выпечь

Сундучок

Цель: развитие слухового внимания

На столе стоит сундучок, в котором лежит какой-нибудь предмет. Вызывают одного ребёнка, он заглядывает в сундучок. Остальные дети задают ему вопросы о цвете, форме, качестве, свойствах и т. д. этого предмета до тех пор, пока не угадают, что лежит в сундучке. Правило: на все вопросы надо отвечать только «Да» или «Нет».

«Секрет»

Цель: умение находить общий язык со сверстниками, развивать добрые, тёплые отношения между детьми.

Содержание: ведущий всем участникам раздаёт «по секрету» из красивого сундучка (пуговицу, брошку, бусинку и т. п., кладёт в ладошку и зажимает кулачок. Дети ходят по группе, ищут способы уговорить каждого, показать свой секрет.

Таким образом, содержание предлагаемых занятий, упражнений, игр развивает у детей такие индивидуально-личностные качества, как терпимость и уверенность, симпатию к окружающим и принятие других такими, какие они есть, умение управлять своим настроением и регулировать свои эмоции; уточняется собственный сенсорный и практический опыт ребенка, что благотворно сказывается на развитии речи ребенка.

Литература:

1. Дмитриевских Л. С. Формирование коммуникативной компетентности у старших дошкольников с ОНР. - Журнал «Логопед». - N2. - 2010- с. 14

2. Дубина Л. Развитие у детей коммуникативных способностей. // Дошкольное воспитание, 2005, № 10, с. 26-36.

3. Душка Н. Д., Соколова Н. И. «Обучение диалогу детей старшего дошкольного возраста». - Журнал «Логопед». - N7. - 2011- с. 35.

4. Зеленцова-Пешкова Н. В. Игротерапия для дошкольников. – Ростов на Дону: Феникс, 2014. – 156 с.

5. Кротова И. В. Метод интервьюирования в обогащении словаря детей 6-7 лет с ОНР. – Журнал «Логопед» - № 7. – 2010 – с. 6- 23.

6. Нетужилова О. С. Комплекс занятий по преодолению коммуникативных нарушений у детей старшего дошкольного возраста с общим недоразвитием речи. – Череповец. - Изд-во ЧГУ. – 2011

Публикации по теме:

Теоретические основы формирования культуры общения у детей младшего дошкольного возраста Введение Современный этап развития общества выдвигает новые задачи воспитания детей дошкольного возраста. Владение богатством русского литературного.

Формирование у детей культуры речевого общения со взрослыми и сверстникамиФормирование у детей культуры речевого общения со взрослыми и сверстниками С развитием речи у детей возникает потребность в общении. Расширяется круг людей, с которыми контактирует ребенок. Дети осваивают новые.

Игры и упражнения для развития коммуникативных навыков общения Игра «Подарки» Цель: развитие эмпатии и творчества в общении, способности предвидеть желания другого. Дети делятся на два круга и двигаются.

Консультация «Особенности формирования первоначальных вербальных коммуникативных навыков у детей раннего возраста с ЗРР» Понятие «задержка психического развития» употребляется по отношению к детям со слабо выраженной недостаточностью центральной нервной системы.

Ознакомление детей дошкольного возраста с формами обращения при воспитании культуры речевого общения Наблюдая и анализируя общение детей группы, мы обратили внимание на культуру общения, формы обращения которые используют дети. Что и послужило.

Проблема формирования коммуникативных навыков у детей старшего дошкольного возраста В современных условиях развития российского общества успех каждого человека зависит от умения устанавливать контакты с различными людьми.

Психологические игры для развития навыков общения у детей дошкольного возраста «Клубочек» (для детей с 4 лет) Игра полезна в компании малознакомых детей. Дети садятся в круг, ведущий, держа в руках клубочек, обматывает.

Психолого-педагогические особенности формирования навыков диалогического общения детей младшего дошкольного возраста На страницах электронного периодического журнала «Познавательный» отмечалось, что в современном российском обществе на первый план выходит.

Сюжетно-ролевые игры как фактор формирования у детей старшего дошкольного возраста навыков безопасного поведения на улицах Аннотация Дети - самая уязвимая категория участников дорожного движения. Максимально защитить их от возможной беды - обязанность родителей.

Воспитание культуры речевого общения у детей дошкольного возраста Воспитание культуры речевого общения у детей дошкольного возраста Культура общения – это та часть поведения, которая выражается главным.

Библиотека изображений:
Автор публикации:
Игры для формирования коммуникативных навыков и культуры речевого общения детей дошкольного возраста
Опубликовано: 13 февраля 2019 в 15:33
+11Карма+ Голосовать
Расскажите коллегам и друзьям!
Комментарии:
Всего комментариев: 5.
Для просмотра комментариев
Популярное из нового
В 2024 году БАМ отмечает 50-летний юбилей. Передвижка «БАМ»

8 июля – памятная дата в честь строительства Байкало-Амурской магистрали, знаменитого БАМа. В этот день, 8 июля 1974 года, было подписано постановление о начале строительства Байкало-Амурской магистрали....

День весенней безопасности. Передвижка «Паводок, весеннее половодье»

Стремительное таяние снега или выпадение большого количества осадков может стать причиной весеннего паводка. Необходимо знать правила поведения во время этого стихийного бедствия и рассказать о них...


Горячие темочки



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД