Получи документы

Игры и упражнения с палочками Кюизенера для формирования количественных представлений у детей дошкольного возраста

Рочева Анна
Игры и упражнения с палочками Кюизенера для формирования количественных представлений у детей дошкольного возраста

Муниципальное автономное дошкольное образовательное учреждение

«Детский сад №7 общеразвивающего вида г. Сыктывкар»

Тема по самообразованию

«Игры и упражнения с палочками Кюизенера, направленные на формирование количественных представлений у детей средней группы «Звездочка»

Составила : Рочева Анна Егоровна

Сыктывкар, 2017

«Без игры нет, и не может быть полноценного умственного развития.

Публикация «Игры и упражнения с палочками Кюизенера для формирования количественных представлений у детей дошкольного возраста» размещена в разделах

Игра - это огромное светлое окно, через которое в духовный мир ребёнка выливается живительный поток представлений, понятий.

Игра - это искра, зажигающая огонёк пытливости и любознательности».

В. А. Сухомлинский

Актуальность

Проблема обучения детей дошкольного возраста математике на современном этапе приобретает все большее значение. Это объясняется прежде всего бурным развитием математической науки и проникновением её в различные области знаний.

Формирование количественных представлений является важной частью формирования математических представлений в целом. Следовательно, одна из наиболее важных задач воспитателя и родителей – развить у ребенка интерес к математике в дошкольном возрасте.

Актуальность проблемы формирования количественных представлений у детей дошкольного возраста обусловлена целым рядом причин: началом школьного обучения с шести с половиной лет, обилием информации, получаемой ребенком, желанием сделать процесс обучения более интенсивным, стремлением родителей в связи с этим как можно раньше научить ребенка узнавать цифры, считать, решать задачи.

Многочисленные психолого-педагогические исследования данной проблемы раскрываются в трудах таких авторов как Леушина А. М., Костюк Г. С., Щербакова Е. И. и др. Анализ научных исследований убеждает в том, что особенности формирования количественных представлений у детей дошкольного возраста обеспечивает развитие мыслительных и речевых способностей, а также формируют готовность к обучению в школе.

В дошкольной дидактике имеется огромное количество разнообразных дидактических материалов. Однако возможность формировать в комплексе все важные для умственного, в частности математического, развития мыслительные умения, и при этом на протяжении всего дошкольного детства, дают немногие. Особая роль на современном этапе обучения отводится нестандартным дидактическим средствам. Одним из таких средств являются цветные палочки Кюизенера. С помощью цветных палочек дети усваивают представления о числе, количественном и порядковом счёте, учатся делить целое на части, измерять объекты условными мерками, выражая результаты измерения числом, запоминают состав числа из единиц, осваивают понятия «больше-меньше», «на сколько».

Целью данной работы является формирование количественных представлений у детей средней группы на основе использования палочек Кюизенера.

Цель определила постановку следующих задач:

1) проанализировать психолого-педагогическую и методическую литературу по проблеме формирования количественных представлений;

2) выявить исходный уровень сформированности количественных представлений у детей средней группы;

3) составить план проведения игр и упражнений с палочками Кюизенера, способствующих формированию количественных представлений у детей средней группы и апробировать его на практике;

4) определить оптимальные педагогические условия формирования количественных представлений у детей средней группы с использованием палочек Кюизенера.

5) Организовать совместную работу с родителями, направленную на формирование количественных представлений детей и ориентированную на развитие у каждого ребенка потребности к познанию.

Перспективный план проведения игр и упражнений с палочками Кюизенера, направленных на формирование количественных представлений у детей средней группы «Звездочка»

Сроки Название игры (упражнения) Цель Материал Форма проведения

1-2 неделя октября «Заборчик» Познакомить с новым дидактическим пособием. Упражнять в количественном счете в пределах 2 Палочки Кюизенера разных цветов (по 5 штук одного цвета на каждого ребенка) По подгруппам

«Бусы» Закреплять представления о том, что множество («много») может состоять из разных по качеству элементов: предметов разного цвета, размера; умение сравнивать части множества, определяя их равенство или неравенство на основе составления пар предметов (не прибегая к счету) Палочки Кюизенера : белые, розовые, голубые (по 5 штук каждого цвета на каждого ребенка) По подгруппам

3-4 неделя октября «Положи столько же» Формировать представления о равенстве (неравенстве) групп предметов на основе счета Палочки Кюизенера двух цветов (по 5 штук каждого цвета) По подгруппам

1 неделя ноября «В гостях у Лунтика» Формировать умение уравнивать неравные группы предметов двумя способами Игрушка Лунтик, палочки Кюизенера розового и голубого цвета по 5 каждого цвета Индивидуально

«Числа 1 и 2» Упражнять в количественном счете в пределах 2 Палочки Кюизенера (3 белые и 3 розовые на каждого ребенка) По подгруппам

2 неделя ноября «Лесенка» Упражнять в порядковом счете Набор палочек Кюизенера

(1 набор на 4 детей) По подгруппам

«Число 3» Упражнять в количественном счете в пределах 3 Палочки Кюизенера (белые, розовые и голубые на каждого ребенка) По подгруппам

3 неделя ноября «Выложи правильно» Формировать умение выкладывать определенное количество палочек в соответствии с образцом Наборы палочек Кюизенера

(1 набор на 4 детей, карточки с изображением 2, 3, 4, 5 елочек Фронтально

4 неделя ноября «Зверюшкины игрушки» Формировать умение на основе счета устанавливать равенство (неравенство) групп предметов в ситуации, когда предметы в группах расположены на разном расстоянии друг от друга 10 палочек Кюизенера красного цвета, игрушки Лиса и Заяц Индивидуально

1 неделя декабря «Новая мебель» Упражнять в количественном счете Наборы палочек Кюизенера

(1 набор на 4 детей, карточки-схемы с изображением предметов мебели, кукла Маша По подгруппам

2 неделя декабря «Помоги Незнайке» Закреплять представления о том, что множество («много») может состоять из разных по качеству элементов: предметов разного цвета, размера; умение сравнивать части множества, определяя их равенство или неравенство на основе составления пар предметов (не прибегая к счету) Игрушка Незнайка, палочки Кюизенера 2 цветов по 5 штук каждого цвета, коробка из-под шоколадных конфет, пакетик для карамелек Индивидуально

3 неделя декабря «Магазин» Формировать представления о равенстве (неравенстве) групп предметов на основе счета Набор палочек Кюизенера, полочки

Индивидуально

4 неделя декабря «Число 4» Упражнять в количественном счете в пределах 4 Наборы палочек Кюизенера

(1 набор на 4 детей) По подгруппам

4 неделя декабря «Лисичкины задания» Формировать умение отсчитывать палочки из большего количества Наборы палочек Кюизенера

(1 набор на 4 детей, игрушка Лиса По подгруппам

2 неделя января «Фигуры из палочек» Формировать умение отсчитывать палочки из большего количества Наборы палочек Кюизенера

(1 набор на 4 детей) Фронтально

2 неделя января «Вагончики» Упражнять в количественном счете в пределах 5 Наборы палочек Кюизенера

(1 набор на 4 детей, картинка паровоз разных цветов Фронтально

3 неделя января «Цветные карандаши» Формировать умение на основе счета устанавливать равенство (неравенство) групп предметов в ситуации, когда предметы в группах отличаются по форме расположения в пространстве Набор палочек Кюизенера Индивидуально

4 неделя февраля «Узнай, сколько» Закреплять представления о том, что множество («много») может состоять из разных по качеству элементов: предметов разного цвета, размера; умение сравнивать части множества, определяя их равенство или неравенство на основе составления пар предметов (не прибегая к счету) Набор палочек Кюизенера

Индивидуально

«Разноцветные заборчики» Формировать умение на основе счета устанавливать равенство (неравенство) групп предметов в ситуации, когда предметы в группах расположены на разном расстоянии друг от друга Наборы палочек Кюизенера

(1 набор на 4 детей) По подгруппам

1 неделя февраля «Солнышко» Формировать умение уравнивать неравные группы предметов двумя способами Круги желтого и оранжевого цвета, палочки Кюизенера (плоскостные) желтого и оранжевого цвета (по 5 штук каждого цвета) Индивидуально

«Число 5» Упражнять в количественном счете в пределах 5 Наборы палочек Кюизенера

(1 набор на 4 детей) По подгруппам

2 неделя февраля «Веселый повар» Формировать умение на основе счета устанавливать равенство (неравенство) групп предметов в ситуации, когда предметы в группах разного размера Палочки Кюизенера контрастного размера, игрушечные тарелки, колпак повара По подгруппам

3 неделя февраля «Разноцветные фигуры» Упражнять в порядковом счете в пределах 5 Карточки с изображением геометрических фигур из палочек Кюизенера По подгруппам

4 неделя февраля «Угости зверят конфетами» Формировать умение выкладывать определенное количество палочек в соответствии с заданным числом Палочки Кюизенера белого цвета, зверята (игрушки среднего размера) По подгруппам

«Разноцветные коврики» Формировать умение на основе счета устанавливать равенство (неравенство) групп предметов в ситуации, когда предметы в группах разного размера Палочки Кюизенера контрастного размера (по 5 штук) Индивидуально

1 неделя марта «Красивые цветы» Формировать умение на основе счета устанавливать равенство (неравенство) групп предметов в ситуации, когда предметы в группах отличаются по форме расположения в пространстве Палочки Кюизенера розового цвета по 9 на каждого ребенка, картинка-схема с изображением цветов, карточки, на которых изображены стебли и листья цветов (на каждого ребенка) По подгруппам

2 неделя марта «Цветы на клумбе» Формировать умение на основе счета устанавливать равенство (неравенство) групп предметов в ситуации, когда предметы в группах разного размера Палочки Кюизенера контрастного размера, модели клумбы Индивидуально

3 неделя марта «Воздушные шарики» Формировать умение на основе счета устанавливать равенство (неравенство) групп предметов в ситуации, когда предметы в группах расположены на разном расстоянии друг от друга Палочки Кюизенера разных цветов (плоскостные, по 5 штук одного цвета на каждого ребенка, плоскостные изображения воздушных шариков Индивидуально

4 неделя марта «Весенние деревья» Формировать представления о равенстве (неравенстве) групп предметов на основе счета Карточки с изображением деревьев с ветками из палочек Кюизенера (на каждой карточке по 2 дерева) Фронтально

«Мостики» Формировать умение на основе счета устанавливать равенство (неравенство) групп предметов в ситуации, когда предметы в группах отличаются по форме расположения в пространстве Набор палочек Кюизенера, животные (игрушки из киндер сюрпризов)

Индивидуально

1 неделя апреля «Разноцветные дорожки» Упражнять в порядковом счете в пределах 5 Набор палочек Кюизенера

(1 набор на 4 детей, плоскостные изображения животных и их детенышей (утка - утенок, корова – теленок, курица – цыпленок, коза - козленок) По подгруппам

2 неделя апреля «Волшебный лес» Формировать умение отсчитывать палочки из большего количества Наборы палочек Кюизенера

(1 набор на 4 детей, белый лист ватмана форматом А-3, карточки-схемы с изображениями деревьев из палочек Кюизенера, звери (игрушки из киндер сюрпризов) По подгруппам

3 неделя апреля «Волшебная палочка» Формировать умение уравнивать неравные группы предметов двумя способами Палочки Кюизенера розового и голубого цветов, по 5 штук каждого цвета Индивидуально

«Слушай внимательно» Закреплять умение выкладывать определенное количество палочек в соответствии с заданным числом Наборы палочек Кюизенера

(1 набор на 4 детей) Фронтально

Перспективный план работы с родителями воспитанников средней группы «Звездочка»

Месяц Форма работы с родителями Тематика мероприятия Цель мероприятия

Октябрь Круглый стол «Значение математического развития детей среднего дошкольного возраста» Акцентировать внимание родителей на проблеме математического развития детей, сформировать понимание важности создания специальных условий для этого.

Оформление информационного стенда «Возможности использования дидактического пособия «Палочки Кюизенера» для формирования количественных представлений у детей средней группы» Познакомить с дидактическим пособием, раскрыть возможности его использования для формирования количественных представлений у детей.

Ноябрь Индивидуальные беседы «Как организовать совместную с ребенком деятельность по формированию количественных представлений дома» Познакомить родителей с эффективными игровыми приемами на основе использования палочек Кюизенера, способствующими формированию количественных представлений у детей средней группы.

Буклет «Палочки Кюизенера» Привлечь внимание родителей к новому дидактическому пособию.

Декабрь Стенд «Палочки Кюизенера своими руками» Привлечь родителей к изготовлению дидактического пособия «Палочки Кюизенера» своими руками.

Мастер-класс «Играем с палочками Кюизенера» Дать практические рекомендации по организации игровой деятельности с детьми на основе использования палочек Кюизенера в семье.

Январь Папка – ширма «Игры с палочками Кюизенера» Дать практические рекомендации по организации игровой деятельности с детьми на основе использования палочек Кюизенера в семье.

Февраль Фотостенд «Мы играем» Информировать родителей с использованием фотоматериалов об игровой деятельности детей с использованием палочек Кюизенера в группе.

Март Стенд «Палочки Кюизенера – это увлекательно» Повысить уровень компетентности родителей в вопросах организации игровой деятельности с детьми в домашних условиях на основе использования палочек Кюизенера.

Индивидуальные беседы «Как организовать совместную с ребенком деятельность по формированию количественных представлений дома» Познакомить родителей с эффективными игровыми приемами на основе использования палочек Кюизенера, способствующими формированию количественных представлений у детей средней группы.

Апрель Фотостенд «Чему мы научились» Информировать родителей с использованием фотоматериалов об игровой деятельности детей с использованием палочек Кюизенера в группе.

Диагностические задания,

направленные на выявление уровня сформированности количественных представлений у детей средней группы «Звездочка»

Задание № 1

Цель: выявить уровень сформированности представлений о том, что множество («много») может состоять из разных по качеству элементов: предметов разного цвета, размера, формы; умения сравнивать части множества, определяя их равенство или неравенство на основе составления пар предметов (не прибегая к счету).

Критерии оценки:

2 балла – ребенок правильно называет предметы, характеризуя их признаки (форма, цвет, размер); сравнивает части множества, определяя их равенство или неравенство на основе составления пар предметов.

1 балл – ребенок называет предметы, допускает 1-2 ошибки в назывании их признаков (форма, цвет, размер); затрудняется в сравнении части множества – в составлении пар предметов.

0 баллов – ребенок не справляется с заданием.

Задание № 2

Цель: выявить уровень усвоения количественного счета в пределах 5.

Критерии оценки:

2 балла – ребенок считает без ошибок, пользуется при этом правильными приемами счета, называет числительные по порядку, соотносит каждое числительное только с одним предметом пересчитываемой группы, относит последнее числительное ко всем пересчитанным предметам.

1 балл – ребенок допускает 1-2 ошибки в процессе счета.

0 баллов – ребенок не справляется с заданием.

Задание № 3

Цель: выявить уровень усвоения порядкового счета в пределах 5.

Критерии оценки:

2 балла – ребенок владеет порядковым счетом; правильно пользуется порядковыми числительными, отвечает на вопросы «Который по счету?», «На котором месте?»

1 балл – ребенок совершает 1-2 ошибки в процессе счета, затрудняется при ответах на вопросы «Который по счету?», «На котором месте?»

0 баллов – ребенок не справляется с заданием.

Задание № 4

Цель: выявить уровень сформированности представлений о равенстве и неравенстве групп на основе счета.

Критерии оценки:

2 балла – ребенок правильно считает игрушки, на основе счета определяет равенство и неравенство групп предметов.

1 балл – ребенок допускает ошибки в процессе счета, затрудняется в определении равенства (неравенства) групп предметов; ему необходима помощь экспериментатора.

0 баллов – ребенок не справляется с заданием.

Задание № 5

Цель: выявить уровень сформированности умения уравнивать неравные группы предметов двумя способами, добавляя к меньшей группе один (недостающий) предмет или убирая из большей группы один (лишний) предмет.

Критерии оценки:

2 балла – ребенок не допускает ни одной ошибки в процессе уравнивания неравных групп предметов двумя способами.

1 балл – ребенок называет 1 способ уравнивания, затрудняется в выполнении задания, ему необходима помощь экспериментатора.

0 баллов – ребенок не справляется с заданием.

Задание № 6

Цель: выявить уровень сформированности умения отсчитывать предметы из большего количества.

Критерии оценки:

2 балла – ребенок правильно отсчитывает предметы из большего количества.

1 балл – ребенок допускает 1-2 ошибки в процессе отсчитывания, ему необходима помощь экспериментатора.

0 баллов – ребенок не справляется с заданием.

Задание № 7

Цель: выявить уровень сформированности умения выкладывать, приносить определенное количество предметов в соответствии с образцом и заданным числом в пределах 5.

Критерии оценки:

2 балла – ребенок правильно выполняет все задания.

1 балл – ребенок допускает 1-2 ошибки в процессе выполнения заданий, ему необходима помощь экспериментатора.

0 баллов – ребенок не справляется с заданием.

Задание № 8

Цель: выявить уровень сформированности умения на основе счета устанавливать равенство (неравенство) групп предметов в ситуации, когда предметы в группах расположены на разном расстоянии друг от друга.

Критерии оценки:

2 балла – ребенок правильно выполняет задание, на основе счета устанавливает равенство (неравенство) групп предметов.

1 балл – ребенок затрудняется в процессе выполнения задания, ему необходима помощь экспериментатора.

0 баллов – ребенок не справляется с заданием.

Задание № 9

Цель: выявить уровень сформированности умения на основе счета устанавливать равенство (неравенство) групп предметов в ситуации, когда предметы в группах разного размера.

Критерии оценки:

2 балла – ребенок правильно выполняет задание, на основе счета устанавливает равенство (неравенство) групп предметов.

1 балл – ребенок затрудняется в процессе выполнения задания, ему необходима помощь экспериментатора.

0 баллов – ребенок не справляется с заданием.

Задание № 10

Цель: выявить уровень сформированности умения на основе счета устанавливать равенство (неравенство) групп предметов в ситуации, когда предметы в группах отличаются по форме расположения в пространстве.

Критерии оценки:

2 балла – ребенок правильно выполняет задание, на основе счета устанавливает равенство (неравенство) групп предметов.

1 балл – ребенок затрудняется в процессе выполнения задания, ему необходима помощь экспериментатора.

0 баллов – ребенок не справляется с заданием.

Публикации по теме:

Конспект развивающей игры по математике в подготовительной группе с палочками Кюизенера Цель: формирование элементарных математических представлений посредством авторской методики Кюизенера. Образовательные задачи: Обучающие:.

Игры для малышей с развивающим материалом по знакомству с логическими блоками Дьенеша и палочками Кюизенера Цель: Познакомить родителей с «Логическими блоками Дьенеша и палочками Кьюзенера» и использованию их, как игрового материала в работе с.

Игры и упражнения на развитие элементарных математических представлений у детей старшего дошкольного возраста Освоенные математические представления, логико-математические средства и способы познания (эталоны, модели, речь, сравнение и др.) составляют.

Игры с цветными палочками Кюизенера и блоками Дьенеша Добрый день, уважаемые коллеги! Разрешите представиться, меня зовут Шевченко Светлана Евгеньевна, я воспитатель Муниципального Дошкольного.

Дидактическая игра и упражнения как средство формирования звукопроизношения у детей дошкольного возраста Существует много средств воспитания звуковой культуры речи, дидактические игры являются одними из таких средств. Большие возможности дидактической.

Игры и упражнения на развитие мышления для детей дошкольного возраста Говори наоборот Игра способствует развитию умения выделять противоположности. Ребёнку предлагается поиграть: «Я буду говорить слово, а.

Игры с палочками Кюизенера в средней группеИгры с палочками Кюизенера в средней группе В нашей средней группе " Фантазёры" мы используем развивающие игры со счётными палочками Кюизенера. Упражняться с палочками дети могут.

Игры-упражнения с «кинетическим» песком для детей дошкольного возраста Самая лучшая игрушка для детей- куча песка. К. Д. Ушинский Детям с ранних лет нравится играть в песочнице, лепить «куличики», строить, «печь».

Лексические игры и упражнения для детей старшего дошкольного возраста Запомни и назови. Дидактическая задача: учить определять значения слов, развивать память, фонематический слух детей. Оборудование: стихи,.

Спортивные игры и упражнения для детей дошкольного возраста Спортивные игры в детском саду Во всестороннем развитии человека важное место занимает его физическое воспитание в детстве. С раннего детства.

Библиотека изображений:
Автор публикации:
Игры и упражнения с палочками Кюизенера для формирования количественных представлений у детей дошкольного возраста
Опубликовано: 23 апреля 2018 в 20:23
+12Карма+ Голосовать
Расскажите коллегам и друзьям!
Комментарии:
Всего комментариев: 5.
Для просмотра комментариев
Популярное из нового
24 апреля. Всемирная неделя иммунизации. Передвижка «Прививки — это серьезно»

Каждый год 24 апреля во всем мире стартует Всемирная неделя иммунизации. Цель этого мероприятия — повышение осведомленности населения о принципиальной важности полноценной иммунизации на протяжении всей...

22 апреля. День Матери Земли. Передвижка «День Земли»

Сегодняшний праздник отмечается во всем мире, ведь он посвящен нашему общему месту обитания — планете Земля.


Горячие темочки



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД