Елена
О роли игр по развитию фонематического восприятия
▼ Скачать + Заказать документы
Муниципальное дошкольное образовательное учреждение
«Детский сад № 37 Центрального района Волгограда»
(МОУ Детский сад № 37)
ТЕМА: «Игры на различие слов, близких по своему звуковому составу»
Воспитатели II-ой младшей группы
Сабанова Е. В. Подольская В. А.
Волгоград 2020
• Здравствуйте уважаемые коллеги! Свое выступление хотелось бы начать словами Д. Б. Элькони
Публикация «О роли игр по развитию фонематического восприятия» размещена в разделах
«Развитый фонематический слух и фонематическое восприятие – залог успешного овладения навыком чтения и письма»
.
ЦЕЛИ: Продолжать учить вслушиваться в звучание слов, находить слова, сходные и разные по звучанию, упражнять в самостоятельном назывании слов и четком произношении звуков.
• ЗАДАЧИ: Развитие слухового восприятия, речевого слуха, фонематического восприятия, обучать умению определять место звука в слове; обучать умению подбирать слова близкие по звуковому составу.
Фонематическое восприятие
• Фонематическое восприятие- способность человека воспринимать и различать на слух звуки речи. Фонематический слух является основой для понимания смысла сказанного. Ведь заменив один звук в слове, можно получить совершенно иное его значение: «коза-коса», «дом-ком». Сформированное фонематическое восприятие является залогом четкого произнесения звуков, построения правильной слоговой структуры слов, овладения грамматическим строем речи и успешным овладением письма и чтения. Все обучение по фонематическому слуху можно условно разделить на 6 этапов. Мы бы хотели представить несколько игр направленных на различение слов, близких по звуковому составу. Это соответствует третьему этапу обучения по фонематическому восприятию. Все обучение необходимо осуществлять «снизу вверх» то есть от простых упражнений и игр к более сложным.
• Игры на различение слов, близких по звуковому составу.
• Игры, направленные на развитие фонематического восприятия, способствуют формированию у детей направленности на звуковую сторону речи, развивают умения вслушиваться в звучание слова, узнавать и выделять отдельные звуки, различать звуки близкие по звучанию и произнесению. Игры можно проводить как во время организованной работы с дошкольниками, так и в свободное время индивидуально или с подгруппой детей. Через игры ребёнок приобретает умение сравнивать свою собственную речь с речью окружающих. Одними из таких игр являются игры на различение слов, близких по своему звуковому составу. А как сказал В. А. Сухомлинский «Игра – это огромное светлое окно, через которое в духовный мир ребенка вливается живительный поток представлений, понятий об окружающем мире. Игра – это иска, зажигающая огонёк пытливости и любознательности.»
• Игра для детей - это доступная форма деятельности и средство познания окружающего мира. Игра – основной вид деятельности детей. Таким образом, игра имеет две цели: одна из них обучающая, которую преследует взрослый, а другая – игровая, ради которой действует ребенок.
Заключение: игры по развитию фонематического восприятия способствуют успешному освоению детьми предпосылок для дальнейшего освоения норм родного языка, так как развитие фонематического слуха имеет большое значение для овладения навыками чтения и письма, положительно влияет на становление всей речевой системы дошкольника, а также закладывает основы успешного обучения в школе. Задача же воспитателя заключается в том, чтобы вызвать у воспитанников интерес к игре, грамотно организовать игру, обеспечивая заинтересованное восприятие детьми изучаемого материала и привлекая их к овладению новыми знаниями, умениями и навыками.