Игры с кинетическим песком как метод развития дошкольников

Олеся Зыкова
Игры с кинетическим песком как метод развития дошкольников

Федеральный государственный образовательный стандарт дошкольного образования побуждает педагогов ДОУ к поиску инновационных, интересных методов и технологий в работе с детьми, которые обеспечивают их комфортное пребывание в условиях ДОУ.

В статье 20 Федерального закона «Об образовании в Российской Федерации» от 29.12.2012 говорится, что в сферу образования необходимо внедрять современные технологии, актуальные формы образовательной деятельности и новые средства всестороннего развития детей.

Одним из таких средств является кинетический песок, сравнительно недавно появившийся материал, предназначенный для работы с детьми разного возраста.

Кинетический песок является идеальным материалом, который может воплотить любые образы и замыслы.

Наблюдая за игрой в песок, взрослый получает уникальную возможность увидеть мир глазами ребенка и научиться взаимодействовать с этим миром. Наряду с вышеперечисленным, песочная терапия способствует развитию мелкой моторики, творческого воображения, развитие коммуникативных навыков детей, способствует созданию гармоничных отношений между взрослым и ребенком.

Игры на песке – одна из форм естественной деятельности ребенка. Поэтому мы, взрослые, можем использовать песочницу в развивающих и обучающих занятиях. Строя картины из песка, придумывая различные истории, мы в наиболее органичной для ребенка форме передаем ему наши знания и жизненный опыт, события и законы окружающего мира.

В настоящее время значительно возрос интерес к специально организованным занятиям с использованием кинетического песка. Именно в песочнице создается дополнительный акцент на тактильную чувствительность, развивается «мануальный интеллект» ребенка. Поэтому изучая данную инновационную технологию, стало понятно, что необходимость в использовании песочной терапии существует, так как она рассматривается как многосторонний процесс, связанный с развитием у детей мелкой моторики рук, что способствует развитию связной речи, словаря, восприятия, мышления, фантазии, коллективного взаимодействия путем построения общего мира совместно с другими ребятами; в ходе игры они учатся слушать и слышать друг друга. Также игры с песком способствуют формированию большинства социально-нормативных возрастных характеристик возможных достижений ребенка, отнесённых к целевым ориентирам, которые определены Федеральным государственным образовательным стандартом дошкольного образования.

«Общие условия организации деятельности

с кинетическим песком в ДОУ»

Для того, чтобы стабилизировать эмоциональный фон у дошкольников, сформировать доверительные, партнерские отношения, создать положительную мотивацию к занятиям необходимо использовать в работе новые увлекательные средства. Одним из таких средств является кинетический песок.

Все дети любят играть с песком. Для таких игр имеется специальное оборудование: ведерки, лопатки, формочки. Но уличный песок с точки зрения гигиены небезопасен, поскольку содержит большое количество микробов. Во избежание проблем со здоровьем в процессе игр с песком в 2013 году в Швеции был изобретен кинетический песок, который в настоящее время широко используется во всем мире.

В настоящее время на Российском рынке встречаются четыре вида кинетического песка:

- Кинетический – произведен в Швеции

- Живой песок - в Южной Корее

- Космический песок и песок для лепки – это Российские производители.

Кинетический песок визуально похож на обычный влажный песок, но на ощупь мягкий и пушистый. Он объединяет в себе свойства песка и пластилина, позволяет детям возводить разнообразные постройки, способствует развитию мелкой моторики, стимулирует желание экспериментировать.

Кинетический песок легко поддается формовке и хорошо сохраняет форму. Важная особенность такого песка — частицы искусственного материала не рассыпаются по комнате и не остаются на одежде.

В состав кинетического песка входит смесь кварцевого песка (98%) и силиконовая добавка Е900 (2%). Добавка эта является пищевой, используется при консервировании фруктов.

Песок безопасен для детей, поскольку в нем не живут бактерии, он не вызывает аллергии и не ядовит. Безопасность кинетического песка доказана множеством лабораторных испытаний.

Этот перспективный материал (кинетический песок) в настоящее время используется недостаточно широко. Среди причин, затрудняющих его применение: отсутствие средств на его приобретение (его стоимость достаточно высокая).

При подборе материала о кинетическом песке, мы выяснили, что приготовить песок, максимально схожий по свойствам, можно из обычных продуктов.

Способ приготовления кинетического песка нами был представлен на мастер – классе для родителей. См. видео

Если песок правильно хранить (в пластиковом контейнере с крышкой, то он в процессе эксплуатации не теряет своих свойств, никогда не высыхает, и, в тоже время, абсолютно не липнет к рукам. Его можно промывать при необходимости и сушить при комнатной температуре. Для восстановления кинетических свойств песка нужно слегка смочить его и размять руками. Перед игрой с песком желательно вымыть и вытереть руки, чтобы он не впитал их запах. Кинетический песок удобно собирать: нужно всего лишь скатать шарик и собрать им все рассыпавшиеся песчинки.

Для внедрения игр с кинетическим песком в группах ДОУ были созданы центры, которые оснащены разработанными методическими пособиями, дидактическим материалом, главная цель такого центра это его мобильность, безопасность, и доступность для воспитанников как во время образовательного процесса, так и в самостоятельной деятельность.

В качестве песочницы можно использовать подносы с невысокими бортиками, доски для лепки размера А4, либо гладкую поверхность письменного стола.

Все, что встречается в окружающем мире можно собрать, в коллекцию и применить в игре с песком

*различные животные

* деревья и другие растения

*аксессуары (бусы, ткани, пуговицы)

*транспортные средства

*естественные природные предметы (камни, ракушки)

Так же можно использовать пластиковые формочки разнообразной величины и тематики, формочки для теста, стеки.

Используя в работе игры с кинетическим песком, Мы смогли создать условия для самостоятельной деятельности воспитанников более интересными, увлекательными, следовательно, более продуктивными.

Воспитанники детского сада, проявляют активность в играх с Кинетическим песком, он является ценным средством релаксации, поскольку действия с ним успокаивают детей, расслабляют, снимают возбуждение и нервозность. Песок, как и вода, способен «заземлять» отрицательную энергию, что наиболее актуально в работе с «особыми» детьми.

«Использование кинетического песка

в работе с детьми дошкольного возраста»

Кинетический песок является инновационным материалом, который отлично подходит для развивающей и творческой деятельности детей в ДОУ.

С его помощью ребенок будет поглощен увлекательной игрой.

Чем полезен кинетический песок для детей:

- Игры с песком помогают развивать мелкую моторику рук;

- В процессе игры с кинетическим песком, имеющим своеобразную текстуру, у детей развивается тактильная чувствительность;

- Занятия в песочнице способствуют развитию творческого воображения;

- Манипуляции с песком оказывают благотворное влияние на эмоциональное состояние ребенка, помогают раскрепоститься и приучают к концентрации внимания.

- Игра с кинетическим песком даже в одиночку очень полезна и увлекательна, а в компании со сверстниками способствуют развитию элементарных навыков общения.

Песок - идеальная развивающая среда, где можно творить без страха, что-либо испортить или сломать (в отличие от листа бумаги).

Обладая способностью снимать агрессивную энергию, он позволяет совершенно мирно «уживаться» в песочнице большому количеству детей, строить совместные планы и осуществлять их. У детей возникает потребность в общении друг с другом, что, конечно же, благотворно влияет на развитие коммуникативных навыков.

Дети с удовольствием играют с песком. Ведь такие игры очень естественны, это то, чем ребёнок любит заниматься, то, чего не боится. Именно поэтому мы предприняли попытку проводить игры- занятия с песком в качестве дополнительного методического приёма.

Для достижения с детьми определенных результатов, игры с песком в группе вводились поэтапно.

На первом этапе в группе необходимо подготовить детей к взаимодействию с песком. Для этого лучше использовать игрушку-посредника. Это может быть песочная фея, песочные человечки на палочках, мальчик-Песошка или девочка-Песчинка.

В гости к детям приходит песочная фея, знакомится, говорит, что у неё есть подружки-песчинки, которые очень любят играть с детьми. Но для начала знакомит детей с правилами игры в песок.

В первый период времени дети познакомились со свойствами песка, играют с ним самостоятельно, без определенных правил и задач.

Этот магнит притягивал к себе детские ручки. Они - то сжимали его, то разжимали, пропускали сквозь пальцы, лепили комочки, пересыпали с места на место, насыпали его в разные ёмкости, оставляли отпечатки пальчиков и ладошек, копали его совочками и резали пластмассовыми ножичками. Благодаря исследовательским действиям дети узнали свойства песка: мокрый, мягкий, пушистый, воздушный.

На втором этапе детям были предложены коллективные задания.

Одним из таких заданий было «Постройка сказочной страны». Оно заключало в себе возведение различных домиков, улиц, гор и т. д. В ходе занятия мы заметили, что песок помог сплотить ребят, они смогли договориться и распределить между собой обязанности кто и что будет строить.

На третьем этапе детям было предложено методом проб и ошибок самостоятельно решить ряд задач.

Одним из таких занятий стало предложение детям отправиться на волшебный песочный остров и помочь жителям этого острова отыскать клад.

Дети стали самостоятельно придумывать сюжет этого приключения, они прятали клад в песке, закапывали, и откапывать его, самостоятельно придумывали приключения разных героев.

Дети начали интересоваться чем-то новым, вырос их познавательный интерес.

Кинетический песок подходит для индивидуальных и групповых занятий всех возрастных групп детского сада.

Многообразие форм работы с песком отвечает всем современным требованиям и решает задачи во всех основных областях развития.

1. Социально-коммуникативное развитие:

• Способствует развитию игровой деятельности

• Умению взаимодействовать со сверстниками

• Приобщению к правилам безопасного поведения

• Формированию волевых качеств (усидчивости, терпению, умению доводить работу до конца).

• Воспитанию самостоятельности, уверенности к себе.

2. Познавательное развитие:

• Формирует навыки познавательно исследовательской деятельности.

Развивает память, внимание, конструктивное и логическое мышление.

• Даёт возможность обобщению и закреплению пройденного материала.

• Способствует формированию целостной картины мира.

3. Речевое развитие:

• Способствует развитию связной речи

• Умению свободно общаться с взрослыми и с детьми

• Способствует обогащению словаря

4. Художественно-эстетическое развитие:

Развивает воображение

• Формирует эстетический вкус

Развивает художественные способности.

5. Физическое развитие:

• Способствует сохранению и укреплению здоровья

Развитие координации

Развитие мелкой и крупной моторики

Одним из главных средств социально-коммуникативного развития детей является сюжетно-ролевая игра. Атрибуты для игры строили из кинетического песка. Вспомогательным материалом может служить посуда для игры в кухню, фигурки животных. С помощью песка с детьми кормили животных; пекли красивый песочный пирог.

В познавательном развитии использовали песок при формировании элементарных математических представлений. Например, детям предлагалось построить башни, различные по высоте, украсить композицию только большими (маленькими) камушками или ракушками, рисовали на песке разные по длине предметы.

Речевое развитие: занятия с кинетическим песком помогают детям развить речь и улучшить языковые навыки. Детям предлагалось построить из песка волшебную страну и рассказать о ее жителях, спрятать или найти клад с сокровищами и рассказать, где он спрятан и многое другое.

Художественно-эстетическое развитие: С помощью кинетического песка дети рисовали пальцами или небольшими «приспособлениями» (счетными палочками, зубочистками, палочками от мороженого, составляли композиции с помощью трафаретов (формочек для песка, печенья и т. п.).

Физическое развитие: Упражнения с песком развивают двигательные навыки: тренируют захват, учат пользоваться инструментами (вместо совочка можно для разнообразия брать разные ложки, лопатки и т. д., ровнять поверхность песка, нажимать на перевернутые формочки, чтобы получать отпечатки.

Таким образом, взаимодействие с кинетическим песком приводит к тому, что процесс познания и игры становится приятным, радостным.

Внедрение нового приема работы, игра с кинетическим песком, дал большой воспитательный и образовательный эффект:

Во - первых, существенно усилилось желание ребёнка узнавать что - то новое, экспериментировать и работать самостоятельно.

Во-вторых, развивается «тактильная» чувствительность, как основа развития «ручного интеллекта».

В третьих, в играх с кинетическим песком более гармонично и интенсивно развиваются все познавательные функции (восприятие, внимание, память, мышление, а так же речь и моторика.

В - четвёртых, совершенствуется развитие предметно – игровой деятельности, что в дальнейшем способствует развитию сюжетно-ролевой игры и коммуникативных навыков ребёнка.

В - пятых, песок, как и вода, способен «заземлять» отрицательную энергию.

Прикреплённые файлы:

kineticheskii-pesok_b68r2.pptx | 9580,82 Кб | Скачан: 20
 
Публикации по теме:

«Сказкотерапия, как метод развития эмоционально — волевой сферы дошкольников» Одними из самых серьезных социальных проблем, с которыми сталкиваются воспитатели нашего детского сада, являются нарушение коммуникативных.

Игры и упражнения с кинетическим песком на развитие творческих способностей, активности и самостоятельности Игровые упражнения с песком на развитие творческих способностей, активности и самостоятельности. Строения из кинетического песка получаются.

Игры с кинетическим песком для детей первой средней группыИгры с кинетическим песком для детей первой средней группы Игры с кинетическим песком (для детей первой средней группы). Провела: Воспитатель: Пашина Т. А. Игры с кинетическим.

Игры с кинетическим пескомИгры с кинетическим песком Кинетический песок - потрясающий, развивающий материал для детей. Он увлекает, притягивает, удивляет детей никого не оставляет равнодушным.

Игры с песком, как средство для сенсорного развития Значение игр с песком для развития детей дошкольного возраста Игры с песком для детей в самом раннем возрасте являются их первой созидательной.

Игры-упражнения с «кинетическим» песком для детей дошкольного возраста Игры-упражнения с «кинетическим» песком для детей дошкольного возраста. Самая лучшая игрушка для детей- куча песка. К. Д. Ушинский Детям с.

Консультация для родителей «Игры с кинетическим песком»Консультация для родителей «Игры с кинетическим песком» Каждый человек в своей жизни играл с песком: строил замки, стряпал куличики и торты, грузил песок в кузов самосвала. Для игр с песком не.

Мастер-класс для педагогов ДО «Игры с кинетическим песком для детей младшего дошкольного возраста» «Игры с кинетическим песком для детей младшего дошкольного возраста» Цель: активизация психолого-педагогической компетентности педагогов.

Библиотека изображений:
  • Математика
  • Лето
  • Лэпбуки на МААМ: купить лэпбук, скачать шаблоны
Автор публикации:
Игры с кинетическим песком как метод развития дошкольников
Опубликовано: 8 января 2019 в 16:45
+18Карма+ Голосовать
Расскажите коллегам и друзьям!
Скачать и печатать
Комментарии:
Всего комментариев: 6.
Для просмотра комментариев
Популярное из нового
17 июля. День этнографа

Так сложилось, что июль месяц традиционно становится временем этнографических экспедиций. Учёные, преподаватели и студенты ездят по сёлам, станицам, хуторам, расположенным вдали от крупных городов....

17 июля. День сказочных поделок на МААМ

Такие разные сказки — веселые или поучительные, забавные или трагические, а может быть даже страшные, но обязательно со счастливым концом. Невозможно представить детство без сказок! А детский сад — это...

Конспект занятия «Наблюдение за берёзой летом» в средней группе
Задачи: • продолжать наблюдать за березой, • находить и называть признаки, по которым ее можно выделить среди других деревьев; • прививать желание...
Календарное планирование тематической недели «Наши добрые дела» в младшей...
Цели деятельности педагога: формировать у детей ценностные представления о добре и зле. Обучать способам и формам выражения доброты друг к другу ; родным ;...
Мастер-класс по изготовлению плоскостного театра из воздушного пластилина «Былина о...
Мастер – класс по изготовлению театра из воздушного пластилина «Былина о народных промыслах. Былина о Донских казаках » Уважаемые коллеги, гости моей...