Тамара Фоменко
Игры с водой для детей раннего возраста в период адаптации
▼ Скачать + Заказать документы
Игры с водой для детей раннего возраста в период адаптации
Вид проекта: по методу- исследовательский; по характеру: ребенок и природа; по характеру участия: дети (2 года –3 года, воспитатель, родители, открытый, в контакте с семьей; фронтальный, средней продолжительности – 3-4 недели августа.
Цель: Создавать комфортную, радостную атмосферу для успешной адаптации детей в детском саду через различные формы работы с детьми и их родителями.
Задачи:
Публикация «Игры с водой для детей раннего возраста в период адаптации» размещена в разделах
- Адаптация детей. Адаптационный период в детском саду
- Игры в период адаптации
- Игры для детей
- Игры с водой для дошкольников
- Младшая группа
- Темочки
1. Побуждать детей к совместной исследовательской и экспериментирования с водой с помощью игр-экспериментов.
2. Обогащать и расширять представления об окружающем мире.
3. Обогащать словарь детей : новые слова: вода мокрая, теплая, прозрачная.
4. Привлекать родителей к участию в проекте.
Актуальность: Вода – первый и любимый всеми детьми объект для исследования. С водой дети соприкасаются с первых дней жизни. Если малыши в раннем возрасте не научатся наблюдать, обследовать, то в последующей деятельности они проявят неустойчивый интерес к новым явлениям и предметам, порой даже испытывая страх при ознакомлении с окружающим миром. Восприятие мира у детей раннего возраста проявляется через ощущения и чувства. Необходимо именно в этот период открыть для ребенка больше возможности для познавательно-исследовательской деятельности.
Учитывая психологические особенности детей 3 лет, адаптационный период, где игры с водой имеют большие развивающие возможности и имеющие успокаивающее и расслабляющее действие.
Проблема: Во время купания детей после прогулки, поливания цветов на участке детского сада, было отмечено, что у детей возникает желание поиграть с водой, исследовать её. Современный ребенок, к сожалению, мало играет с водой. На третьем году жизни малыши еще очень мало знают о природных явлениях окружающего мира, в том числе и о воде, с которой они сталкиваются каждый день в повседневной жизни. Поэтому возникла необходимость приобщать детей к миру природы с помощью опытов и экспериментов с водой.
1-й этап «Подготовительный
-Наблюдение за детьми во время прогулки, режимных моментов.
-Формирование КГН (умывание и обливание водой после прогулки)
- Подборка детской литературы, игр, иллюстраций о воде.
-Беседа с родителями на тему «В какие игры с водой поиграть дома»
2 этап Реализация проекта:
Организация дидактической игры с детьми : «Мы купаем куклу Таню»…
Пальчиковые игры : «Наши ручки», «Кулачки», «Ладушки»…
Формирование КГН (фольклор) .Заучивание детских потешек «Водичка, водичка, ай, лады-лады-лады, закатаем рукава…»
Игры – эксперименты с водой : «Поймай рыбку», «Дуем на лодочки»,
«Разноцветная радуга», «Взобьём пену» «Тонет - не тонет»…
3 этап: Заключительный
Оформление родительской газеты на тему: «Моё весёлоё тёплоё лето»
Досуг «Мыльные пузыри»
1 этап:
1 неделя
- Игра «Поймай рыбку» - расширение знаний о свойствах воды (льется, процеживается через сачок).
На дно бассейна выкладываются рыбки. Затем воспитатель предлагает детям их достать. Малыш должен сачком достать из бассейна рыбку.
Такое задание трудно для ребёнка, потому что водный слой затрудняет процесс доставания, поэтому нужно, немного помочь ребёнку.
Такие игры развивают внимание и координацию движений.
- "Польем цветочки" - свойство воды впитываться в землю.
Вызвать у детей радостное настроение, положительные эмоции. Продолжать знакомить детей с окружающей действительностью, вызвать желание бережно относиться к растениям, ухаживать за ними.
- Рисование на мокрой бумаге.
Незабываемые ощущения малышам дарит процесс рисования акварельными красками на мокром листе. Воспитатель предлагает детям листок бумаги, предварительно смоченный мокрой губкой. Просит детей окунуть кисточку в одну из красок и осторожно провести по бумаге. Затем предлагает продолжить действие с другими красками.
Как будто случайно воспитатель проводит по бумаге мокрой кисточкой и перемешивает воду и другие краски, затем все любуются появлением нежных, размытых, светлых полутонов. А если наклонить лист, то краски станут стекать и получиться новый узор.
- Чтение потешек при умывании «Водичка, водичка, ай, лады-лады-лады, закатаем рукава…».
- «Дуем на лодочки» -
Воспитатель наполняет ёмкость водой, опускает в неё пластмассовый кораблик. Объясняет, что для того чтобы кораблик двигался, нужно дуть на воду. Можно дуть, просто вытягивая губы трубочкой, но, не надувая щёк.
Но вот налетел ветер, он дует неровно. Показывает, как это делается. Можно соревноваться, чей кораблик быстрее доплывёт быстрее от одного берега к другому.
Плывёт, плывёт кораблик,
Кораблик золотой,
Везёт, везёт подарки,
Подарки нам с тобой…
Ведёт кораблик утка,
Испытанный моряк,
- Земля! – сказала утка.
- Причаливаем! Кряк!
- «Цветная вода»
Цель: Продолжать знакомить с акварельными красками; учить разводить краски в воде, пользоваться кисточкой, закреплять знание цветов.
Воспитатель расставляет стаканы в ряд и наполняет их водой. Затем предлагает детям взять на кисточку краску одного из основных цветов и развести в стакане с водой. При этом можно развести краску быстро, помешивая воду кисточкой, а можно опустить кисточку в воду и быстро вынуть. В этом случае облачко краски само постепенно раствориться в воде.
2 неделя
- Рисуем на асфальте солнышко с помощью распылителя для воды.
- «Переливалочки» - представления о свойствах воды: бывает холодная и тёплая, смачивает предметы, переливается из одной ёмкости в другую.
На прогулку выносится бассейн, для того чтобы показать свойства воды. Вода нагревается на солнце и становится тёплой. В экспериментальной деятельности выясняются следующие понятия:
- Когда вода чистая, она прозрачная.
- Вода льётся, её можно переливать из одного сосуда в другой.
- Когда на улице жарко, люди и животные хотят пить.
- Все пьют только чистую воду.
-"Разноцветная радуга" – учить правильно пользоваться кисточкой, развивать цветовосприятие, знакомить с природным явлением.
- Чтение А. Барто «Ах ты девочка чумазая.»
3 неделя
- «Взобьём пену»
Цель: продолжать знакомить детей со свойствами воды;
развивать тактильные ощущения: вода – теплая, пена – мягкая;
побуждать к речевому общению;
создавать атмосферу радости и удовольствия.
Пособия: Таз с теплой водой, пена для купания или детское жидкое мыло, желательно без запаха, чтобы не было аллергии, венчик.
Воспитатель вносит в группу небольшой таз с теплой водой (туда заранее добавляется немного жидкого мыла). Предлагает детям воду потрогать, затем венчиком начинает взбивать воду и постепенно начинает появляться пена, все больше и больше.
Воспитатель предлагает детям потрогать пену.
Детям очень нравится эта игра, и воспитатель дает детям по очереди попробовать взбить воду венчиком.
- Потешки о воде:
«От водички, от водицы
Всё улыбками искрится!
От водички, от водицы
Веселей цветы и птицы!
Таня умывается,
Солнцу улыбается!»
«Знаем, знаем - да-да-да!
В кране прячется вода!
Выходи, водица!
Мы пришли умыться!
Лейся понемножку
Прямо на ладошку!
Будет мыло пениться
И грязь куда-то денется!»
- «Мы купаем нашу Таню»
Цель: Развивать умение ориентироваться в предметах, необходимых для купания куклы (ванночка, мыло, губка, полотенце, вода). Укреплять доброжелательные отношения между детьми в совместных делах.
Ход игры : На прогулку выноситься кукла Таня - чумазая. Воспитатель предлагает детям искупать куклу с мылом:
- Танюша у нас маленькая, сама купаться не умеет. Давайте ей поможем. Что нам для этого нужно? Губку намочим в воде и намылим её. Губка мягкая, Таня не будет плакать. Теперь будем Таню мыть: потрите ей ножки, спинку, животик… всю грязь отмоем. А теперь под душ…
Воду в лейку наливаю-
Мыло с куколки смываю!
Стала чистенькой Танюша,
Милая моя подружка!
А теперь Таню надо вытереть сухо.
- «Тонет- не тонет» - Познакомить детей с тем, что предметы в воде могут тонуть, а могут плавать на поверхности воды.
Для игры-экспериментирования нужен набор предметов из разных материалов (пластмассовый кораблик, резиновая уточка, металлическая ложечка, скорлупка грецкого ореха, лоскуток ткани, фигурка из пенопласта, деревянная палочка и т. д.)
Воспитатель предлагает детям постепенно опускать все предметы в воду: «Какой красивый кораблик! Он готов отправиться в плавание. Опустите его в воду, пусть плывёт. Как много у нас других предметов! Они тоже хотят плавать. Давайте и их тоже отправим в плавание».
Во время игры воспитатель обязательно просит детей называть предметы и помогает комментировать действия.
3-й этап «Заключительный»
Оформление родительской газеты «Моё весёлое тёплое лето»
Досуг «Мыльные пузыри»
Работа с родителями.
-Консультация по закаливанию.
- Папка передвижка – «Подвижные игры для детей летом»
-Анкетирование: «Будем знакомы»
-Оформление родительской газеты на тему: «Моё весёлоё тёплоё лето»
Вывод: Благодаря исследовательской и экспериментальной деятельности с водой, адаптационный период у детей раннего возраста прошёл благополучно. У детей увеличилась естественная тяга к интересным, экспериментальным играм, связанных с водой. Активно обогатился словарь детей, появилось много новых слов. Родители заинтересовано участвовали в проекте.
Перспектива - продолжать с детьми изучать свойства воды через игры - эксперименты.