МААМ-картинки

Игры экологического содержания как средство формирования предпосылок экологического сознания у детей раннего возраста

Анжелика Матвеева
Игры экологического содержания как средство формирования предпосылок экологического сознания у детей раннего возраста

Проблема экологического воспитания детей раннего возраста несомненно является актуальной в наши дни. Современные дети умеют пользоваться компьютером, но нередко испытывают страх перед природой, для них она незнакомая, чужая. Иногда во время экспериментирования дети просто боятся взять в руки «грязь», и только привыкнув к природному материалу, они начинают с огромным удовольствием возиться с песком и глиной.

Публикация «Игры экологического содержания как средство формирования предпосылок экологического сознания у детей раннего возраста» размещена в разделах

При общении с животными некоторые дети боятся прикоснуться к ним, взять на руки. Конечно, не все дети таковы, однако «отчужденных» от природы детей с каждым годом становится все больше. Без общения с природой невозможно воспитать человека, способного жить в гармонии с окружающим миром.

Ян Амос Каменский писал: «Учить надо так, чтобы люди, насколько возможно приобретали знания не из книг, но из неба и земли, из дубов и буков, то есть знали и изучали самые вещи, а не чужие только наблюдения и свидетельства о вещах». Это выражение приобретает особое значение в наши дни.

Приобщение человека к природе через ее познание всегда служило средством формирования его мировоззрения. Очень важное значение придавал природе как фактору воспитания детей с раннего возраста русский педагог К. Д. Ушинский, обращая внимание на положительное воздействие природы на психику детей, на всестороннее, развитие их в процессе общения с природой «Логика природы есть самая доступная для детей логика-наглядная, неоспоримая».

Если мы научим малышей смотреть и видеть, знать и любить и, конечно, беречь природу, через полтора-два десятилетия подрастет поколение, достойное нового века и нового тысячелетия.

Наличие экологических представлений, эмоционально-положительного отношения к природе и организация полезной деятельности, по мнению ряда авторов (В. Г. Грецова, З. П. Плохий, М. К. Ибрагимова и др.) являются основой осознанного бережного отношения к природе.

В основной образовательной программе дошкольного образования нашего учреждения задачи формирования экологического сознания проходят через несколько образовательных областей. В образовательной области «Социально-коммуникативное развитие» в разделе «Трудовое воспитание», стоит следующая задача: воспитывать желание участвовать в уходе за растениями и животными в уголке природы и на участке. В разделе «Формирование основ безопасности» стоит задача: Знакомить с элементарными правилами безопасного поведения в природе (не подходить к незнакомым животным, не рвать и не брать в рот растения и пр.).

В образовательной области «Познавательное развитие» задачи ознакомления детей с природой рассматриваются в разделе «Ознакомление с миром природы».

В своей работе мы представили изучение различных сторон формирования экологического сознания детей, становления отношения детей к природной среде.

Освоение детьми представлений экологического характера осуществляется легче, если в процессы познания природы включаются игровые обучающие ситуации, элементы игры. Известно, что в дошкольном возрасте усвоение новых знаний и развитие новых способностей значительно успешнее происходит в игре.

Мы начали свою работу с определения уровня экологических знаний у детей на начало года, провели диагностическое обследование, используя метод педагогического наблюдения и игры.

Для выявления знаний о животных была проведена игра «Детеныши домашних животных». Игра вызвала затруднения. С этим заданием справились лишь 20% детей, 35% затруднялись с выполнением заданий, 45% не справились совсем.

Для выявления уровня знаний о растениях использовали игры «Найди листок», «Овощи и фрукты» (парное лото). Эти игры также вызывали затруднения у детей – 45%, 30% не справились с заданиями и лишь 25% успешно выполнили все задания.

Таким образом, мы пришли к выводу, что знания детей о растениях и животных неполные, бессистемные, порой отрывочные. Также выяснилось,

что для детей нашей группы характерно неустойчивое отношение к животным и растениям. Встречались проявления небрежности к объектам природы (топтали растения, обрывали с кустов листья, рвали цветы с клумбы, обижали кошку).

Отсутствие у детей знаний, верно отражающих действительность, неправильное представление о ней часто служит причиной недоброжелательного отношения детей к животным и растениям.

Цель нашей работы: Формировать у детей понимание элементарных связей, существующих в природе, чувство сопереживания всему живому.

Для выполнения данной цели нами были поставлены следующие задачи:

1. Уточнять представления детей о растениях, овощах, фруктах, животных, их детенышах.

2. Формировать у детей элементарные навыки по уходу за растениями и животными.

3. Развивать внимание, наблюдательность, память, сообразительность, познавательные способности детей.

4. Воспитывать у детей чувственно-эмоциональные реакции на окружающую среду.

5. Воспитывать средствами природы эстетические чувства.

Для развития экологической культуры большую роль играет сенсорный опыт детей. Для этого мы используем методы наблюдения за живыми объектами, рассматриваем их цвет, форму, размеры, запах, особенности строения, учим сравнивать. Наблюдения хорошо проводить во время прогулок. Давая детям поручения «собери самые красивые листья» или «найди самый большой лист», мы формируем у них представления о многообразии растительного мира. Игра «Отгадай, что где растет» помогает детям любоваться красотой цветущих растений.

На зимней прогулке любимое занятие детей подкормка птиц. В кормушки, сделанные родителями, они ежедневно приносят семечки, хлебные крошки, потом с удовольствием наблюдают, как в наши птичьи столовые слетаются птицы: синицы, снегири, воробьи и даже вороны. Подвижные игры «Воробьи и вороны», «Перелет птиц», «Воробышки и кот», помогают закрепить полученные знания о птицах, об их повадках.

Для того чтобы, сформировать у детей элементарные навыки по уходу за растениями и животными, используем простейшие трудовые поручения: полей цветочек, протрем листья у растений, соберем опавшие листья.

Полученные навыки и знания дети применяют в своих сюжетных играх: играя с игрушками кошкой, собачкой, они относятся к ним как к настоящим, стремятся погладить их, покормить.

Мир неживой природы тоже привлекает внимание детей, он очень обширный и интересный. Но дети дошкольного возраста не в состоянии осознать разницу между живым и неживым миром, они в основном накапливают, обогащают свой познавательный багаж. Методом обогащения познавательного багажа ребенка-дошкольника служат дидактические игры, ведение календаря природы, игры-путешествия, длительные наблюдения за животными и явлениями природы. Игры с песком и водой способствуют обогащению сенсорного опыта ребенка, развивают его эмоциональную и чувственную сферы.

Известно, что в дошкольном возрасте усвоение новых знаний и развитие новых способностей успешнее происходит в игре. Игры экологического содержания занимают особое место в педагогическом процессе. Они имеют большое познавательное значение, расширяют кругозор детей, учат выделять свойства предметов, находить в них сходства и различия.

Дидактические игры по праву считаются одним из эффективных средств обучения в непосредственно организованной и самостоятельной детской деятельности.

Дети часто задают вопросы о животных, растениях, о сезонных явлениях. Ответы на многие вопросы можно найти в игре.

Для решения поставленных задач мы подобрали дидактические игры экологического содержания :

• Домашние и дикие животные

Детеныши домашних животных

• Помоги найти маму

Эти игры помогают закрепить знания о домашних животных, их внешнем виде, повадках. Дети с удовольствием находят деток для мам- животных, переживают, если чьи- то детки не нашлись.

• Рассели животных и птиц

• Кто в домике живет

Закрепляются знания детей о том, где живут животные, где птицы, чем они питаются.

• Села пчелка на цветок

• Чей листик

Помогают запомнить названия цветов, листьев, сравнивать их по внешнему виду, окраске.

• Когда это бывает

• Времена года

• Одень куклу на прогулку

Эти игры способствуют формированию представлений о сезонных явлениях в природе.

Кроме этого мы проводили игры на воспитание бережного отношения детей к растениям, подбирали игры, которые способствуют развитию у детей желания наблюдать и ухаживать за растениями. Например, игра «У меня живет цветок», где в игровой форме дети учатся ухаживать за растением (даем попить цветку водички, протрем его красивые листочки).

В течение года было использовано большое многообразие дидактических игр экологического содержания. Подводя итог проделанной работе, мы провели повторную диагностику в конце учебного года, используя ту же методику, что и в начале года. Результат ее показал, что у детей значительно повысился общий уровень представлений о природе. Практически все наши малыши справились с заданиями: 25% с небольшой помощью воспитатели, 75% - самостоятельно, не осталось детей, не справившихся с предложенными заданиями. Дети знают названия всех комнатных растений, овощей, фруктов, умеют их сравнивать, знают всех домашних животных и их детенышей, очень любят играть в дидактические игры на экологическую тематику. Мы заметили, что дети стали чаще проявлять стремление помочь в уходе за комнатными растениями, во многих семьях по просьбе детей появились маленькие питомцы, о которых дети учатся заботиться, делятся своими впечатлениями.

Мы надеемся, что дети нашей группы уже знают, что человек самый сильный в природе и призван помогать и заботиться о красоте природы, любить и беречь ее с раннего детства.

Перспективы работы:

• Обогащать предметно-развивающую среду через внесение нового игрового материала.

• Привлекать родителей к работе по формированию у детей заботливого доброжелательного отношения к природе в разных ее проявлениях.

• Расширять представления детей о явлениях природы.

• Воспитывать желание самостоятельно заботиться о растениях и животных.

Публикации по теме:

Метод проекта как средство экологического воспитания детей старшего дошкольного возраста Мои воспитанники очень любят образовательную деятельность по экологическому воспитанию. Систематические наблюдения за природой, рассказы,.

Особенности экологического образования детей раннего и младшего дошкольного возраста 2 слайд Свое выступление хочется начать со слов Швейцарского педагога-гуманиста Иоганна Генриха Песталоцци: «Единственно подлинный фундамент.

Развитие экологического сознания детей старшего дошкольного возраста в процессе НОД Актуальность исследования. Экологическое состояние нашей планеты и тенденция его ухудшения требуют от ныне живущих людей понимания сложившейся.

Игры-тренинги экологического содержания для детей старшего дошкольного возраста «Прогулка по ручью» Цель: стимулирование активности, развитие навыков конструктивного общения, развитие саморегуляции. Ход. На полу мелом.

Конспект НОД экологического содержания в интеграции с продуктивной деятельностью для детей старшей группы Цель: Дать детям представление о жизни лягушек в природе, особенностях их питания, передвижения, образе жизни в разные сезоны. Показать.

Работа воспитателя по самообразованию «Игры и эксперименты как средство экологического воспитания дошкольников» муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение Детский сад «Снежинка» ПАПКА ВОСПИТАТЕЛЯ ПО САМООБРАЗОВАНИЮ Музяева.

Выступление на педсовете «Роль детской литературы в формировании экологического сознания дошкольников» Цели и задачи: развивать наблюдательность и любознательность детей в процессе ознакомления их с явлениями природы; развивать способность.

Театрализованная деятельность как средство экологического воспитания детей раннего возраста. Формирование предпосылок экологического сознания детей раннего возраста в различных видах деятельность стало традиционным для нашего детского.

Технология проектирования как способ формирования предпосылок экологического сознания у детей раннего возраста «Технология проектирования как способ формирования предпосылок экологического сознания у детей раннего возраста» Актуальность данной методической.

Занятие по формированию элементарного экологического сознания «Что ни страница — то зверь, то птица» Конспект занятия Тема «Что ни страница – то зверь какой-нибудь, то птица» Возраст: старший дошкольный Цель: создавать условия для формирования.

Библиотека изображений:
Автор публикации:
Игры экологического содержания как средство формирования предпосылок экологического сознания у детей раннего возраста
Опубликовано: 4 февраля 2016 в 11:12
+6Карма+ Голосовать
Расскажите коллегам и друзьям!
Комментарии:
Всего комментариев: 4.
Для просмотра комментариев
Популярное из нового
24 апреля. Всемирная неделя иммунизации. Передвижка «Прививки — это серьезно»

Каждый год 24 апреля во всем мире стартует Всемирная неделя иммунизации. Цель этого мероприятия — повышение осведомленности населения о принципиальной важности полноценной иммунизации на протяжении всей...

22 апреля. День Матери Земли. Передвижка «День Земли»

Сегодняшний праздник отмечается во всем мире, ведь он посвящен нашему общему месту обитания — планете Земля.


Горячие темочки



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД