МААМ-картинки

«Игры-эксперименты в формировании у старших дошкольников представлений о явлениях и объектах неживой природы» (часть II)

Юлия Крупина
«Игры-эксперименты в формировании у старших дошкольников представлений о явлениях и объектах неживой природы» (часть II)

часть 1

5. Анализ современных программ экологического воспитания дошкольников.

В настоящее время программно-методическое обеспечение системы дошкольного образования продолжает совершенствоваться. Существует множество программ, направленных на реализацию данной проблемы, но, к сожалению, экспериментирование там освещено, исключительно со стороны экспериментов в экологии, живой природы, жизнедеятельности человека. Между тем опускается важный факт взаимодействия человека с неживой природой, ее объектами и явлениями.

Публикация «„Игры-эксперименты в формировании у старших дошкольников представлений о явлениях и объектах неживой природы“ (часть II)» размещена в разделах

Программа «Радуга»

Авторы: Т. Н. Доронова, С. Г. Якобсон, Е. В. Соловьева, Т. И. Гризик, В. В. Гербова.

Основное место занимает роль человека в природе - его особую роль. Программа ориентирует педагогов на осуществление трудовой деятельности, но не на занятиях, а в повседневной жизни.

Авторы считают беседы на познавательные темы одной из форм получения информации, они рекомендуют строить их таким образом, чтобы вопросы педагога помогали детям упорядочивать имеющиеся представления, уточнять, и расширять их. «Радуга» предусматривает значительное количество занятий о растениях, животных, строении Солнечной системы. Дошкольники получают много знаний, но недостаточно экологических. Предполагается частое использование словесного метода: рассказ воспитателя, объяснение вместо наблюдения, совсем не присутствует опытническая работа, мало внимания уделяется труду в природе. Детям все дается в готовом виде, т. е. всю информацию они черпают из рассказа воспитателя. Эта программа рассчитана в основном на получение готовых знаний, а не на практическую деятельность детей.

В программе «Радуга» в арсенал педагогического руководства познавательной активностью детей входят разбор, обсуждение проблемных ситуаций, но конкретно опытническая работа отсутствует.

Программа «Развитие»

Авторы:Л. А. Венгер, О. М. Дьяченко,Н. С. Варенцова и др.

В программе ознакомление с природой – одно из средств развития способностей детей. Они обучаются простейшим формам символического отражения объектов природы, их состояния, изменения, взаимосвязи. В средней группе больше внимания уделяется сезонным явлениям, в старшей –растительному, в подготовительной - животному миру. Тем не менее дети посредством моделирующей деятельности познают связь организма со средой, знакомятся со связями в экосистемах, устанавливают связи между живой и неживой природой. В программе имеется тенденция к экологическому воспитанию. Но в разделе «Развитие представлений об окружающем мире и себе» очень часто возникают трудности и ошибки. Педагоги могут излишне усложнять содержание раздела, не учитывая возможностей и потребностей младшего и среднего дошкольного возраста. Экспериментирование иногда превращается в уроки физики вместо знакомства со свойствами предметов. Кроме того, воспитатели могут не недооценивать значение эмоциональной составляющей раздела, что является его особенностью. Специфическим затруднением можно считать изображение классификации понятий (в форме дерева, которое не всегда методически грамотно выполняется воспитателями.

Чрезмерное увлечение моделями, знаками может «иссушить» восприятие живой природы. На занятиях по ознакомлению детей с природой особенно важно дать возможность высказаться самим ребятам, ненавязчиво подводить их к правильным ответам, умению открывать как бы самостоятельно новые для себя знания, в основе которых лежит их собственный опыт.

Программа «Истоки»

Авторы: Т. И. Алиева, Т. В. Антонова, Е. П. Арнаутова, и др.

Основное внимание в программе сосредоточено на развитии познавательного интереса к явлениям природы. Авторами программы показано, что познавательные возможности детей велики. Однако задачи развития в познании природы сформулированы слишком обобщенно, не развернуто и неконкретно.

В программу включено познание детьми связей живого организма со средой обитания (экологический аспект, но оно не раскрыто на конкретном материале. Между тем ценно положение программы о том, что важнейшим педагогическим условием её реализации являются хорошая естественно -научная осведомленность, развитое экологическое сознание воспитателей, их готовность к содержательному общению с детьми по вопросам жизни природных объектов.

В программе фактически не представлен мир растений, а главным образом фигурирует животный мир. Нельзя так же согласиться с проведением длительного наблюдения за развитием насекомых, которые проходят стадии качественного преобразования, что затрудняет понимание всего процесса. Недостаточно реализуется заявленный в программе принцип развития ребенка через деятельность: познание природы, общение с ней.

Наш детский сад работает по программе «Детство». При реализации данного раздела программы мы столкнулись с определенными трудностями.

Программа «Детство» ( Авторы:В. И. Логинова, Т. И. Бабаева, Н. А. Ноткина, М. В. Крулехт и др.)

Программа предполагает обстоятельное знакомство детей лишь с различными явлениями из жизни растений, животных, их сообществ, мало внимания уделяя объектам неживой природы.

Конечно же, программа ориентирует внимание не только на экологические представления детей, но и на разные личностные проявления – познавательные и речевые умения, трудовые навыки, отношение к природе. При этом выдвигают достаточно высокие требования к самостоятельности детей. В программе предусмотрены занятия - наблюдения в уголке природы и на участке, где дети учатся сами ставить цель, элементарно планировать, делать выводы. Авторы предлагают использовать элементарную поисковую деятельность: дети должны научиться принимать и ставить самостоятельно познавательные задачи, выдвигать предположение о причинах и результатах наблюдаемых явлений природы, замечать и осознавать противоречия в суждениях, использовать разные способы проверки предположений, опыты, рассуждения, длительные сравнительные наблюдения. В программе дан большой перечень игр-экспериментов, однако нет соответствующего методического сопровождения к программе по данному вопросу. Не определены конкретные задачи перечисленных игр-экспериментов, программный материал не распределен во времени.

Все это и определило задачи нашей работы.

Задачи

1. Расширить, конкретизировать, обобщить и систематизировать знания детей об объектах неживой природы.

2. Формировать у детей навыки постановки элементарных опытов и умения делать выводы на основе полученных результатов.

3. Воспитывать интерес к объектам живой и неживой природы.

4. Развивать любознательность, творческий потенциал, фантазию, воображение.

5. Обучать решению прогнозных исследовательских задач, развивать навыки диалектического мышления.

6. Описание опыта работы.

На сегодняшний день методика организации детского экспериментирования по вопросу неживой природы разработана неполно. Это обусловлено многими причинами: недостаточной теоретической проработанностью вопроса, нехваткой методической литературы и – самое главное – отсутствие направленности педагогов на данный вид деятельности. Следствием этого является медленное внедрение детского экспериментирования в практику работы дошкольных учреждений.

Для реализации этого вопроса мною был составлен перспективный план, работа в котором предлагается по следующим разделам:

-ЗЕМЛЯ - ВОДА - ВОЗДУХ -СВЕТ, МАГНИТЫ

В первом разделе основное внимание я уделила проблеме формирования у детей представлений о составе плодородного слоя почвы, и взаимодействию почвы с другими объектами неживой природы (воздух, вода, Также были рассмотрены некоторые процессы, происходящие внутри Земли, как планеты, и раскрыты взаимосвязи земли, как среды обитания живых организмов и самого человека.

Во втором разделе основное внимание обратили на свойства воды, её агрегатные состояния, взаимодействие с другими объектами неживой природы, раскрыли роль воды в жизни некоторых живых организмов и человека.

В третьем разделе - предполагается разобрать агрегатные состояния воздуха, обратить внимание на взаимодействие с другими объектами и явлениями неживой природы.

В четвертом разделе мы познакомим детей с понятием «источник света». Дети должны будут узнать о необходимости света для жизнедеятельности живых организмов. В этом же разделе будет уделино внимание такому явлению как магнетизм.

Для успешной реализации поставленных задач необходимо создать определенные условия, организовать соответствующую предметно-развивающую среду.

7. Создание предметной среды в группе.

В группе была создана мини-лаборатория: «лаборатория деда Зная», в которой были собраны атрибуты для проведения экспериментов:

1. Приборы-помощники: микроскоп, увеличительные стекла, чашечные весы, безмен, песочные часы, разнообразные магниты.

2. Прозрачные и непрозрачные сосуды разной конфигурации и разного объема : пластиковые бутылки, стаканы, ведерки, воронки.

3. Природный материал :камешки, скорлупа орехов, семена деревьев, земля, песок, ракушки.

4. Бросовый материал: кусочки поролона, лоскутки ткани, катушки, деревянные, металлические, пластмассовые, металлические предметы.

5. Медицинские материалы: пипетки, колбы, пробирки, вата, воронки, резиновые груши разного размера, марля, мерные ложечки.

6. Прочие материалы : краски, зеркала, воздушные шары, растительное масло, мука, соль, стеки, поддоны, ученические линейки, сито,соломинки для коктейля, таз, водные термометры, металлические банки,

7. Игровое оборудование : игры на магнитной основе : «рыбалка», водяная мельница, набор для индивидуальной работы «мои первые опыты» по темам занятий.

Дополнительное оборудование и материалы.

1. контейнеры для сыпучих материалов

2. детские халаты (для создания игровой мотивации деятельности)

3. модели

4. дневник лаборатории.

В работе с детьми использовались следующие формы работы :

-занятия: 2 раза в месяц в цикле «Ознакомление с окружающим»

-наблюдения: кратковременные в ходе проводимых опытов. Например, наблюдение за впитываемостью образцов почвы, растворимостью воды и др. самостоятельные - наблюдение за испарением воды, замораживание воды, длительные - наблюдение за жизнедеятельностью улиток в живом уголке.

-организация мини-лаборатории.

-совместная деятельность воспитателя с детьми: работа в лаборатории во время индивидуальных занятий (утром и после сна, зарисовка результатов опытов во время обсуждения проведенных опытов,заполнение календаря погоды, заполнение дневника лабораторий.

Публикации по теме:

Консультация для педагогов «Программы экологического содержания» В последние годы появился ряд программ по экологическому образованию дошкольников разного возраста. Некоторые авторы считают, что большинство.

План-график внедрения федерального государственного образовательного стандарта дошкольного образования ФГОС до в ДОО № п/п Мероприятия Срок исполнения Ответственные 1. Нормативно-правовое, методическое и аналитическое обеспечение реализации ФГОС ДО в ДОО.

Библиотека изображений:
Автор публикации:
«Игры-эксперименты в формировании у старших дошкольников представлений о явлениях и объектах неживой природы» (часть II)
Опубликовано: 10 октября 2014 в 16:10
+2Карма+ Голосовать
Расскажите коллегам и друзьям!
Комментарии:
Всего комментариев: 2.
Для просмотра комментариев
Популярное из нового
В 2024 году БАМ отмечает 50-летний юбилей. Передвижка «БАМ»

8 июля – памятная дата в честь строительства Байкало-Амурской магистрали, знаменитого БАМа. В этот день, 8 июля 1974 года, было подписано постановление о начале строительства Байкало-Амурской магистрали....

День весенней безопасности. Передвижка «Паводок, весеннее половодье»

Стремительное таяние снега или выпадение большого количества осадков может стать причиной весеннего паводка. Необходимо знать правила поведения во время этого стихийного бедствия и рассказать о них...


Горячие темочки



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД