Индивидуализация образования: направления, подходы, цели и ожидаемые результаты

Светлана Кадачникова
Индивидуализация образования: направления, подходы, цели и ожидаемые результаты

Индивидуализация образования: направления,

подходы, цели и ожидаемые результаты.

Предлагаем вместе с нами рассмотреть понятие «индивидуализация образования»?

Как вы считаете, что включает в себя понятие «индивидуализированное образование»?

В противовес восприятию ребёнка как «пустой корзине», которую воспитатель «наполняет» информацией, индивидуализированное обучение рассматривает ребёнка и воспитателя так, как будто бы они вместе закладывают основы личных достижений, в том числе и знаний, умений, навыков.

Индивидуализация учения помогает связать ребёнка и образовательную программу, план учебных занятий и самостоятельный выбор видов деятельности. У педагога появляется особое видения того, что и как надо спланировать, подготовить, организовать. Идеи и темы учебных занятий, формы и методы работы, виды материалов могут определяться не только в связи с задачами освоения основ знаний (например: о цвете, формах, числах и т. п.) – но в равной степени согласовываться с конкретными интересами и потребностями детей. При этом элементы общих знаний чаще всего доносятся до ребёнка косвенно. Но когда дети преследуют собственные интересы и решают свои проблемы, они становятся заинтересованными участниками смысловых занятий, а не отдельных ситуаций.

Индивидуализированное обучение создаёт и более равномерный баланс между потребностями личности и группы. Оно помогает детям развить их потенциал, поскольку дети сами привыкают ставить себе цели в ходе игр и обучения, и достигать их. Попробуем показать это на примере: Алена и Дима с удовольствием возятся с кубиками; каждый день строят замысловатые башни и сооружения. Но они никак не желают быть внимательными на занятиях по развитию речи, на которых воспитательница учит составлять, то описательный рассказ из 4 – 5 предложений на тему «Мой мишка», то изменять слово, используя его множественную форму.

Как можно оценить ситуацию? У детей есть устойчивый интерес к строительству. Они прилагают немало интеллектуальной энергии и умений для того, чтобы сделать постройки разнообразными. В то же время, воспитатель стремится решить задачу развития речи в обход интересов детей, на значимом для неё содержании, не получает желаемого результата и делает вывод о проблемах в развитии этих ребят.

А как взрослые могут сориентироваться на реальные интересы Димы и Алены? Например: они могут предложить им рассказать как можно больше о своих постройках. Подобными простыми ходами можно перекинуть «мостики» над, казалось бы, трудноразрешимыми проблемами.

Одно из самых важных умений в работе воспитателя – это умение распознать различия и причины этих различий в поведении детей раньше и точнее, чем оценить того или иного ребёнка с плохой стороны. Понимание причин детского поведения уменьшает напряжение и резко увеличивает положительный эффект взаимодействия. И оно тесно связано со знанием различий методов индивидуализации в образовании детей. «Личностно – ориентированное взаимодействие», «компетентносный подход», «качество дошкольного образования»«Индивидуализация» ровно такое же актуальное, востребованное – и ровно такое же двусмысленное, многими очень по-разному понимаемое понятие. Эти противоречия и разноречия вряд ли будут скоро преодолимы. Но некоторые простые вещи мы можем зафиксировать просто из нашего опыта общения с родителями и педагогами. Например, многие из них всё чаще упоминают о настоятельной необходимости, желательности, целесообразности соответствия подхода к ребёнку с такими индивидуальными особенностями, как:

- стиль познания;

- потребности, возможности, интересы, склонности, способности;

- индивидуальный темп развития;

- сильные стороны и достижения;

- социо – культурные запросы семьи. Мы выяснили, что включает в себя понятие «Индивидуализация образования».

А целью индивидуализации образования является сам ребёнок, его достижения, его самоощущения, его действия.

Публикации по теме:

«ФГОС дошкольного образования». Консультация для родителей Дети должны жить в мире красоты, сказки, музыки, рисунка, фантазии, творчества. В. А. Сухомлинский. В Российской Федерации произошли изменения.

«Индивидуализация образовательного процесса в ДОУ» Процесс развития ребенка — это внутренний процесс раскрытия его возможностей. Федеральный государственный образовательный стандарт дошкольного.

Цели и задачи развивающих центров в ДОУ Центр активности ЗОЖ и ОБЖ Цель: формирование у дошкольников знаний, представлений, устойчивых навыков по основам безопасности жизнедеятельности.

Индивидуализация предметно-пространственной развивающей среды в группах младшего дошкольного возраста Слайд 2 Федеральный закон Российской Федерации от 29.12.2012 №273 «Об образовании в Российской Федерации» (гл. 7) определяет направление.

Индивидуализация предметно-пространственной среды в старшей группе общеразвивающей направленности ИНДИВИДУАЛИЗАЦИЯ ПРЕДМЕТНО-ПРОСТРАНСТВЕННОЙ СРЕДЫ В СТАРШЕЙ ГРУППЕ № 8 «НЕЗНАЙКА» Роганова Г. В. Все дети, как известно, разные, и каждый.

Консультация для педагогов «Направления совершенствования процесса обучения в специальной (коррекционной) школе» В настоящее время можно выделить 4 основных направления совершенствования процесса обучения детей с ОВЗ с применением программно-методических.

Консультация для родителей «Основные направления по формированию представлений о числе в старшем возрасте» Бурное развитие математической науки и проникновение ее в различные области знаний делает проблему обучения математике более значимой. Основное.

Основные подходы в теории и практике к определению роли родителей как субъектов дошкольного образования Основные подходы в теории и практике к определению роли родителей как субъектов дошкольного образования С середины 80-х годов в отечественной.

Консультация для воспитателей «Результаты обучения дошкольников ПДД» Видео В старшем дошкольном возрасте ребёнок должен усвоить: *кто является участником дорожного движения и его обязанности; *основные термины и.

Рабочая программа дополнительного образования художественно-эстетического направления «Цветные ладошки» Рабочая программа дополнительного образования кружка «Цветные ладошки» Направление: художественно-эстетическое Вид программы: адаптированная.

Библиотека изображений:
  • Обитатели водоемов
  • Консультации для родителей, папки-передвижки, памятки
  • Геометрические фигуры
Опубликовано в разделах:
Автор публикации:
Индивидуализация образования: направления, подходы, цели и ожидаемые результаты
Опубликовано: 4 июня 2016 в 15:58
+7Карма+ Голосовать
Расскажите коллегам и друзьям!
Скачать и печатать
Комментарии:
Всего комментариев: 5.
Для просмотра комментариев
Популярное из нового
Сценарий фестиваля детского творчества «Разноцветная планета»
Сценарий фестиваля детского творчества « Разноцветная планета» На сцене появляются два журналиста. 1 Журналист: Привет, друзья! Привет, друзья!...
Дидактическая игра «Найди пару» по ФЭМП в младшей группе
Цель игры: формировать элементарные математические представления у детей младшего дошкольного возраста; прививать интерес к математике. Задачи: -...
Мастер-класс «Рисование окрашенной нитью»
Этот вариант нетрадиционной техники рисования - простой, доступный, непредсказуемый и всегда успешный. Его можно применять с детьми, начиная с младшего...
Мастер-класс по изготовлению поздравительной открытки к Дню защитника Отечества в...
Здравствуйте дорогие коллеги, друзья и гости моей странички! Сегодня я хочу начать свой рассказ о том, как мы готовились и встречали 23 февраля, самый...
Мини-музеи «Армия — наша сила и гордость» в старшей и подготовительной группах
Доброго времени суток уважаемые коллеги! Сегодня, я хочу рассказать какие замечательные музеи, организовали мы в нашем детском саду "Дельфине" Основные...