Светлана Кадачникова
Индивидуализация образования: направления, подходы, цели и ожидаемые результаты
▼ Скачать + Заказать документы
Индивидуализация образования : направления,
подходы, цели и ожидаемые результаты.
Предлагаем вместе с нами рассмотреть понятие «индивидуализация образования»?
Как вы считаете, что включает в себя понятие «индивидуализированное образование»?
В противовес восприятию ребёнка как «пустой корзине», которую воспитатель «наполняет» информацией, индивидуализированное обучение рассматривает ребёнка и воспитателя так, как будто бы они вместе закладывают основы личных достижений, в том числе и знаний, умений, навыков.
Публикация «Индивидуализация образования: направления, подходы, цели и ожидаемые результаты» размещена в разделах
Индивидуализация учения помогает связать ребёнка и образовательную программу, план учебных занятий и самостоятельный выбор видов деятельности. У педагога появляется особое видения того, что и как надо спланировать, подготовить, организовать. Идеи и темы учебных занятий, формы и методы работы, виды материалов могут определяться не только в связи с задачами освоения основ знаний (например : о цвете, формах, числах и т. п.) – но в равной степени согласовываться с конкретными интересами и потребностями детей. При этом элементы общих знаний чаще всего доносятся до ребёнка косвенно. Но когда дети преследуют собственные интересы и решают свои проблемы, они становятся заинтересованными участниками смысловых занятий, а не отдельных ситуаций.
Индивидуализированное обучение создаёт и более равномерный баланс между потребностями личности и группы. Оно помогает детям развить их потенциал, поскольку дети сами привыкают ставить себе цели в ходе игр и обучения, и достигать их. Попробуем показать это на примере: Алена и Дима с удовольствием возятся с кубиками; каждый день строят замысловатые башни и сооружения. Но они никак не желают быть внимательными на занятиях по развитию речи, на которых воспитательница учит составлять, то описательный рассказ из 4 – 5 предложений на тему «Мой мишка», то изменять слово, используя его множественную форму.
Как можно оценить ситуацию? У детей есть устойчивый интерес к строительству. Они прилагают немало интеллектуальной энергии и умений для того, чтобы сделать постройки разнообразными. В то же время, воспитатель стремится решить задачу развития речи в обход интересов детей, на значимом для неё содержании, не получает желаемого результата и делает вывод о проблемах в развитии этих ребят.
А как взрослые могут сориентироваться на реальные интересы Димы и Алены? Например : они могут предложить им рассказать как можно больше о своих постройках. Подобными простыми ходами можно перекинуть «мостики» над, казалось бы, трудноразрешимыми проблемами.
Одно из самых важных умений в работе воспитателя – это умение распознать различия и причины этих различий в поведении детей раньше и точнее, чем оценить того или иного ребёнка с плохой стороны. Понимание причин детского поведения уменьшает напряжение и резко увеличивает положительный эффект взаимодействия. И оно тесно связано со знанием различий методов индивидуализации в образовании детей. «Личностно – ориентированное взаимодействие», «компетентносный подход», «качество дошкольного образования»… «Индивидуализация» ровно такое же актуальное, востребованное – и ровно такое же двусмысленное, многими очень по-разному понимаемое понятие. Эти противоречия и разноречия вряд ли будут скоро преодолимы. Но некоторые простые вещи мы можем зафиксировать просто из нашего опыта общения с родителями и педагогами. Например, многие из них всё чаще упоминают о настоятельной необходимости, желательности, целесообразности соответствия подхода к ребёнку с такими индивидуальными особенностями, как:
- стиль познания;
- потребности, возможности, интересы, склонности, способности;
- индивидуальный темп развития;
- сильные стороны и достижения;
- социо – культурные запросы семьи. Мы выяснили, что включает в себя понятие «Индивидуализация образования».
А целью индивидуализации образования является сам ребёнок, его достижения, его самоощущения, его действия.