Лучший педагог года

Информационно-коммуникационные технологии обучения и воспитания детей дошкольного возраста

Вероника Лебеденко
Информационно-коммуникационные технологии обучения и воспитания детей дошкольного возраста

Комитет по образованию Администрации

муниципального образования «Город Майкоп»

Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение

«Детский сад общеразвивающего вида №16»

Педагогические чтения

Секция: «Современные педагогические

Технологии - основа достижения

качественного образовательного результата».

Тема доклада

«Информационно коммуникационные технологии обучения и воспитания детей дошкольного возраста».

Оглавление:

Публикация «Информационно-коммуникационные технологии обучения и воспитания детей дошкольного возраста» размещена в разделах

1. Введение. Актуальность темы.

2. Основная часть:

2.1. Значение использования ИКТ в процессе развития дошкольников.

2.2. Области применения ИКТ педагогом для развития познавательной активности дошкольников :

• Использование глобальной сети Интернет

• Использование мультимедийных презентаций.

• Видеофрагменты, интерактивные схемы и модели

• Использование развивающих компьютерных программ.

2.3. Интерактивное оборудование в ДОУ. Требования к организации работы с ним.

2.4. Сохранение здоровья детей при работе с компьютером.

3. Заключение.

4. Литература.

Введение.

Социально – экономические изменения в России привели к модернизации системы образования. Новые задачи, поставленные сегодня перед образованием, сформулированы и представлены в законе «Об образовании Российской Федерации» и образовательном стандарте нового поколения.

Информатизация образования в России затрагивает все основные направления модернизации образовательной системы. Поэтому использование ИКТ (информационно-коммуникационных технологий) является одним из приоритетов. Предъявляются новые требования к педагогу и его профессиональной компетентности.

Главный принцип ФГОС дошкольного образования :

деятельность ребенка должна быть максимально разнообразной.

ИКТ позволяет расширить возможности педагога, приобщает детей к компьютерным обучающим программам. Использование компьютера является одним из средств воспитания и развития способностей ребенка, формирования его личности, обогащения интеллекта дошкольника.

Основная часть.

1. Значение использования ИКТ в процессе развития дошкольников.

Использование информационно-коммуникационных технологий в детском саду – актуальная проблема современного дошкольного воспитания.

Прежде всего, необходимо четко понимать, что такое ИКТ и в какой конкретно работе в ДОУ они необходимы.

Сочетание ИКТ связано с двумя видами технологий : информационными и коммуникационными.

Информационная технология – методы, способы и средства напрямую взаимосвязаны с компьютером (компьютерные технологии).

Коммуникационные технологии- методы, способы и средства взаимодействия человека с внешней средой (обратный процесс также важен).

Соединяя информационные и коммуникационные технологии, применяя их на практике необходимо отметить, что основной задачей, которая стоит перед их внедрением является адаптация человека к жизни в информационном обществе.

Компьютер активно входит в нашу жизнь, становясь необходимым и важным атрибутом не только жизнедеятельности взрослых, но и средством обучения детей.

Возможности использования современного компьютера позволяют наиболее полно и успешно реализовать развитие способностей ребенка.

НОД в детском саду имеет свою специфику, должна быть эмоциональной, яркой, с привлечением большого иллюстративного материала, с использованием звуковых и видеозаписей. Все это может обеспечить нам компьютерная техника с ее мультимедийными возможностями. При этом компьютер должен только дополнять воспитателя, а не заменять его.

Для меня компьютер – это инструмент, который дает мне возможность делать обучение детей более интересным и простым, а получаемые знания более глубокими.

Поэтому в систему дошкольного воспитания и обучения необходимо внедрять информационные технологии. При этом значительно возрастает интерес детей к занятиям, повышается уровень познавательных возможностей.

Какие же технические средства ИКТ применимы в детском саду?

Компьютер

Мультимедийный проектор

Принтер

Видеомагнитофон, DVD плейер

Телевизор

Магнитофон

Фотоаппарат

Видеокамера

Электронные доски

Интерактивные столы

Внедрение ИКТ отметили те преимущества в воспитательно — образовательный процесс детского сада, на которых следует остановиться:

использование мультимедийных презентаций обеспечивает наглядность, которая способствует восприятию и лучшему запоминанию материала, что очень важно, учитывая наглядно-образное мышление детей дошкольного возраста;

предъявление информации на экране компьютера в игровой форме вызывает у детей огромный интерес;

несет в себе образный тип информации, понятный дошкольникам;

движения, звук, мультипликация надолго привлекает внимание ребенка;

обладает стимулом познавательной активности детей;

предоставляет возможность индивидуализации обучения;

в процессе своей деятельности за компьютером дошкольник приобретает уверенность в себе;

позволяет моделировать жизненные ситуации, которые нельзя увидеть в повседневной жизни.

2. Области применения ИКТ педагогом для развития познавательной активности дошкольников

2.1. Использование глобальной сети Интернет

Возможности, предоставляемые сетевыми электронными ресурсами, позволяют решить ряд задач, актуальных для специалистов, работающих в системе дошкольного образования.

1. это дополнительная информация, которой по каким-либо причинам нет в печатном издании;

2. это разнообразный иллюстративный материал;

3. наиболее демократичный способ распространения новых методических идей и новых дидактических пособий.

2.2. Использование мультимедийных презентаций.

Использование мультимедийных презентаций позволяет сделать занятия эмоционально окрашенными, привлекательными, которые вызывают у ребенка живой интерес, являются прекрасным наглядным пособием и демонстрационным материалом, что способствует хорошей результативности занятия.

С помощью мультимедийных презентаций можно разучить с детьми комплексы зрительных гимнастик, упражнения для снятия зрительного утомления.

Объединение аудио-, видео- и анимационных эффектов в единую презентацию способствует компенсации объема информации, получаемого детьми из учебной литературы. Что повышает заинтересованность и мотивацию у детей к поставленной перед ними задачи.

2.3. Видеофрагменты, интерактивные схемы и модели

Задача разного рода слайд-шоу и видеофрагментов – показать детям те моменты из окружающего мира, наблюдение которых непосредственно вызывает затруднения. Задача схем и моделей – наглядно представить процессы в неживой природе, такие как смена времен года, круговорот воды и пр.

2.4. Использование развивающих компьютерных программ.

Существующие на рынке обучающие программы для данного возраста можно классифицировать следующим образом:

1. Игры для развития памяти, воображения, мышления и др.

2. "Говорящие" словари иностранных языков с хорошей анимацией.

3. АРТ-студии, простейшие графические редакторы с библиотеками рисунков.

4. Игры-путешествия, "бродилки".

5. Простейшие программы по обучению чтению, математике и др.

Использование таких программ позволяет обогащать знания, использовать компьютер для более полного ознакомления с предметами и явлениями, находящимися за пределами собственного опыта ребенка. Так же повышать умение оперировать символами на экране монитора способствует оптимизации перехода от наглядно-образного к абстрактному мышлению. Индивидуальная работа с компьютером увеличивает число ситуаций, решить которые ребенок может самостоятельно.

Компетентность педагога в ИКТ позволяет создавать свои учебные пособия в виде компьютерных игр, презентаций с техническим исполнением (графика, текст, звук, видео)

Компьютерные технологии не заменяют традиционных игр и занятий, а дополняют их, обогащая педагогический процесс новыми возможностями.

Общение детей дошкольного возраста с компьютером начинается с компьютерных игр, тщательно подобранных с учетом возраста и учебной направленности.

«Все компьютерные программы для дошкольников должны иметь положительную нравственную направленность, в них не должно быть агрессивности, жестокости, насилия» Особый интерес вызывают программы с элементами новизны, сюрпризности, необычности.

3. Интерактивное оборудование в ДОУ. Требования к организации работы с ним.

Любого педагога и родителя волнует вполне закономерный вопрос о возможном негативном воздействии компьютерной техники на организм ребенка. Обычно детям дошкольного возраста рекомендуют находиться от 15 до 20 минут, а то и не более 10 минут. Многие дети проводят за компьютером гораздо больше времени без каких-либо вредных последствий. Признавая, что компьютер — ново-мощное средство интеллектуального развития детей, необходимо помнить, что его использование в развитии детей старшего дошкольного возраста требует тщательной организации, как самих занятий, так и всего режима в целом.

Для поддержания устойчивого уровня работоспособности и сохранения здоровья большое значение имеют условия, в которых проходят занятия:

1. Занятия могут проводиться лишь в присутствии воспитателя или преподавателя, который несёт ответственность за безопасность ребёнка.

2. Для проведения таких занятий необходим специальный кабинет.

3. Для уменьшения зрительного напряжения важно, чтобы изображение на экране компьютера было четким и контрастным, не имело бликов и отражений рядом стоящих предметов.

4. Необходимо также исключить возможность засветки экрана, поскольку это снижает контрастность и яркость изображения. Для защиты от света могут быть использованы легкие шторы или жалюзи.

5. При работе компьютеров в помещении создаются специфические условия: уменьшается влажность воздуха, повышается температура воздуха, увеличивается количество тяжелых ионов. Поэтому пол должен иметь антистатическое покрытие, не допускается использование ковров и ковровых изделий.

6. Для поддержания оптимального микроклимата необходимо: проветривание и влажная уборка кабинета до и после занятий.

7. Нельзя использовать мультимедийные технологии на каждом занятии, так как при подготовке и организации таких занятий от педагога, а также от детей, требуется больше интеллектуальных и эмоциональных усилий, чем при обычной подготовке. Кроме того, при частом использовании ИКТ у детей теряется особый интерес к таким занятиям.

Занятия со старшими дошкольниками проводим один раз в неделю по подгруппам. В своей работе педагог должен обязательно использовать комплексы упражнений для глаз.

4. Сохранение здоровья детей при работе с компьютером.

Говоря об использовании компьютера детьми раннего возраста, встает вопрос о сохранении здоровья и зрения. Разумно сделать ограничения занятий с ПК по времени, но непроизвольное внимание у детей данного возраста очень мало (10-15 минут, поэтому, как правило, дети не могут долго находиться за компьютером. Для детей 5-6 лет норма не должна превышать 10 минут. Периодичность занятий 2 раза в неделю. Нормально развивающийся ребенок в этом возрасте двигается 70-80% времени бодрствования, поэтому пока вопрос о "засиживании" за компьютером не актуален.

В соответствии с гигиеническими требованиями к организации учебных занятий с использованием новых информационных технологий, длительность работы с компьютером зависит от индивидуально-возрастных особенностей занимающихся.

Надо помнить, что применение информационно – коммуникационных технологий, должно быть лишь частью образовательной деятельности, они должны дополнять, а не заменять эмоционального человеческого общения, так необходимого в дошкольном возрасте.

Нельзя бездумно идти на поводу бурно развивающегося прогресса, принося в жертву здоровье будущего поколения, но вместе с тем нельзя забывать, что компьютеры - это наше будущее. Только при обязательном соблюдении норм и правил работы с использованием компьютерной техники, будет достигнута «золотая середина».

Часто происходят одни и те же ошибки при использовании ИКТ:

• Недостаточная методическая подготовленность педагога.

• Неправильное определение дидактической роли и места ИКТ на занятиях.

• Бесплановость, случайность применения ИКТ.

• Перегруженность занятий демонстрацией.

Использование систем мультимедиа в образовании предоставляет широчайшие возможности в реализации образовательных задач.

Активное внедрение компьютерных технологий расширяет возможности детей в получении информации.

Преимущества использования компьютерных технологий в основных направлениях развития детей.

Физическое развитие:

занятия на компьютере развивают произвольную моторику пальцев рук;

посредством презентаций приобщают к здоровому образу жизни.

Художественно-эстетическое развитие:

движения, звук, мультипликация надолго привлекает внимание ребёнка;

несёт в себе образный тип информации, понятный дошкольникам;

приобщают к музыкальному искусству, развивают музыкально- ритмическую деятельность;

позволяют познакомиться с произведениями искусства непосредственно в ДОУ.

Социально-личностное развитие:

использование компьютерных средств обучения помогает развивать у дошкольников самостоятельность, собранность,

сосредоточенность, усидчивость, приобщает к сопереживанию;

предъявление информации на экране компьютера в игровой форме вызывает у детей интерес;

компьютерные упражнения позволяют моделировать различные ситуации общения, формируют основы безопасности собственной жизнедеятельности;

дети учатся преодолевать трудности, контролировать свою деятельность, оценивать результаты.

Достоинства слайдовых презентаций.

Возможность демонстрации различных объектов с помощью мультимедийного проектора и проекционного экрана в многократно увеличенном виде.

Объединение аудио-, видео- и анимационных эффектов в единую презентацию способствует компенсации объёма информации, получаемой детьми из учебной литературы.

Возможность демонстрации объектов более доступных для восприятия сохранной сенсорной системе.

Активизация зрительных функций, глазомерных возможностей ребёнка.

Слайд-фильмы удобно использовать для вывода информации в виде распечаток крупным шрифтом на принтере в качестве раздаточного материала для занятий с дошкольниками.

Бесспорно, что в современном образовании компьютер не решает всех проблем, он остается всего лишь многофункциональным техническим средством обучения. Не менее важны и современные педагогические технологии и инновации в процессе обучения, которые позволяют не просто “вложить” в каждого ребенка некий запас знаний, но, в первую очередь, создать условия для проявления его познавательной активности. Информационные технологии, в совокупности с правильно подобранными (или спроектированными) технологиями обучения, создают необходимый уровень качества, вариативности, дифференциации и индивидуализации обучения и воспитания.

Итак, использование средств информационных технологий позволит сделать процесс обучения и развития детей достаточно простым и эффективным, освободит от рутинной ручной работы, откроет новые возможности раннего образования.

Информатизация образования открывает педагогам новые возможности для широкого внедрения в педагогическую практику новых методических разработок, направленных на интенсификацию и реализацию инновационных идей воспитательного, образовательного и коррекционного процессов. В последнее время информационно-коммуникационные технологии (ИКТ) – хороший помощник педагогам в организации воспитательно-образовательной и коррекционной работы.

В отличие от обычных технических средств обучения информационно-коммуникационные технологии позволяют не только насытить ребенка большим количеством готовых, строго отобранных, соответствующим образом организованных знаний, но и развивать интеллектуальные, творческие способности, и что очень актуально в дошкольном детстве – умение самостоятельно приобретать новые знания.

Использование информационных технологий в образовании дает возможность существенно обогатить, качественно обновить воспитательно-образовательный процесс в ДОУ и повысить его эффективность.

Литература

1. Захарова И. Г. Информационные технологии в образовании : Учеб. пособие для студ. высш. пед. учеб. заведений. – М., 2003

2. Езопова С. А. Предшкольное образование, или Образование детей старшего дошкольного возраста : инновации и традиции//Дошкольная педагогика. - 2007.-№6

3. Шаехова Р. К. Предшкольное образование: актуальность, проблемы, стратегия развития //Начальная школа плюс до и после. -2006.-№7

4. Использование интернет ресурсов.

Публикации по теме:

Игровые технологии как средство экологического воспитания детей дошкольного возраста Дошкольный возраст — это начальный этап формирования ценностной ориентации в окружающем мире, именно в этот период закладывается позитивное.

Игровые технологии как средство экологического воспитания детей дошкольного возраста Игровые технологии, как средство экологического воспитания детей дошкольного возраста. В экологическом воспитании дошкольников, применяются.

Информационно-коммуникационные технологии и их роль в образовательном процессе Понятие информационно – коммуникационных технологий и их роль в образовательном процессе. В настоящее время наблюдается все большее увеличение.

Информационно-коммуникационные технологии на уроках осетинского языка Использование ИКТ является эффективным средством активизации познавательной, рефлексивной деятельности учащихся. Основные преимущества ИКТ:.

Информационно-коммуникационные технологии в образовании 1 слайд – титульный 2 слайд В системе дошкольного образования происходят значительные перемены. Успех этих перемен связан с обновлением.

Использование информационно-коммуникативной технологии при обучении детей дошкольного возраста Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение детский сад №21 «Сказка» Старооскольского городского округа ИСПОЛЬЗОВАНИЕ.

Опыт работы «Развивающие технологии наглядного моделирования как средство обучения детей дошкольного возраста» Слайд 1 Здравствуйте, уважаемые коллеги, мы рады приветствовать вас в нашем детском саду. Разрешите представить опыт работы по теме: «Развивающие.

Современные технологии в образовательном процессе — здоровьесберегающие, информационно-коммуникационные, игровые «Дети — это наше будущее, и сегодня во многом от нас зависит, какое оно будет». В современном обществе отмечается повышение требований к.

Современные образовательные технологии физического воспитания детей дошкольного возраста Современные образовательные технологии физического воспитания детей дошкольного возраста Одной из сторон развития личности является физическое.

Информационно-коммуникационные технологии в формировании у детей 6–7 лет познавательной активности в изучении истории Иванова С. Г, воспитатель первой категории, ГДОУ детский сад №27комбинированного вида Кировского района, Санкт-Петербурга В современной.

Библиотека изображений:
Автор публикации:
Информационно-коммуникационные технологии обучения и воспитания детей дошкольного возраста
Опубликовано: 13 октября 2019 в 21:28
+15Карма+ Голосовать
Расскажите коллегам и друзьям!
Комментарии:
Всего комментариев: 6.
Для просмотра комментариев
Популярное из нового
28 апреля. Вербное воскресенье. Передвижка «Вербное воскресенье»

За неделю до Пасхи христиане празднуют Вербное воскресенье. Красивый символ этого праздника – веточки вербы с белоснежными пушистыми комочками.

В 2024 году БАМ отмечает 50-летний юбилей. Передвижка «БАМ»

8 июля – памятная дата в честь строительства Байкало-Амурской магистрали, знаменитого БАМа. В этот день, 8 июля 1974 года, было подписано постановление о начале строительства Байкало-Амурской магистрали....


Горячие темочки



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД