УМА ДЖАФАРОВА
Информационно-педагогическое сопровождение семей воспитанников посредством использования ИКТ-технологий
Использование ИКТ-технологий, электронных и Интернет-ресурсов во взаимодействии дошкольного учреждения с семьей на сегодняшний день остается одним из самых актуальных направлений в соответствии с требованиями:
1. Закон «Об образовании в Российской Федерации»
2. Требования ФГОС ДОО
3. Требования профстандарта педагога
4. В связи со сложившейся ситуацией в регионе, связанной с началом СВО - дистанционная форма образования
5. Переходом ДОО в нашем городе на режим дежурных групп
Публикация «Информационно-педагогическое сопровождение семей воспитанников посредством использования ИКТ-технологий» размещена в разделах
- ИКТ. Информационно-коммуникационные и цифровые технологии
- Консультации для педагогов и воспитателей
- Образовательные технологии в ДОУ
- Темочки
Актуальность использования информационно-коммуникационных технологий (ИКТ) в работе с родителями в ДОУ обусловлена необходимостью повышения качества обучения и достижения нового уровня отношений между участниками образовательного процесса, особенно в условиях дистанционного обучения, общения в системе отношений «педагог-ребенок» и «педагог-родитель».
ИКТ-технологии, которые мы применяли:
1. Телеобразование
«Телеобразование» (еженедельная рассылка теле-кейсов с заданиями по пяти образовательным областям). Данная технология предоставляет возможность родителям самостоятельно организовать процесс обучения ребенка дома, выбрать оптимальный наиболее продуктивный режим образовательной деятельности с учетом особенностей ребенка и в соответствии с рекомендациями педагогов. В данном случае воспитатель осуществляет принцип системности, «мини-макса», управляет процессом образования и воспитания ребенка в семье.
2.-Электронное портфолио
При организации деятельности МБДОУ в режиме «дежурных групп» накопление творческих работ воспитанников в виде многочисленных папок, хранящихся на шкафчиках или других местах «складирования» на современном уровне и при имеющихся электронных ресурсов стало неактуальным. Считаем интересной, современной, более актуальной использование технологии «Электронное портфолио», что позволяет воспитателю минимизировать складирование работ на бумажных носителях, обеспечить отправку работ детей родителям в любое время и в любое место их нахождения.
3. Интернет – сообщество группы 1 «ВКонтакте»
Для эффективного партнёрского взаимодействия родителей и педагогов актуальность набирает социальная сеть «ВКонтакте». Данное Интернет-сообщество позволяет публиковать множество практического и теоретического материала для детей, родителей, коллег, выступает в роли «инфлюенсера». Особенно актуально ведение Интернет-сообщества при дистанционном формате обучения. Её наличие несет в себе информационно-познавательную функцию, дает возможность для консультирования родителей по различным актуальным темам в режиме офлайн и онлайн.
«Телеобразование» - данная технология внедрена в группе и реализуется по пяти образовательным областям и 11 видам детской активности через сбор и отправку теле-кейсов родителям воспитанников Первым этапом внедрения технологии стала их разработка, на втором этапе педагоги участвовали в работе двух практико-ориентированных семинаров, посмотрели видео инструкцию «Как собрать теле-кейс для ребенка на неделю» (Приложение 2 (ссылка, на третьем этапе проведен мастер-класс (Приложение 3)для родителей воспитанников по работе с содержанием теле-кейса.
Теле-кейсы представляют собой:
- видео-инструкции для родителей отсутствующих детей по использованию практического материала с ребенком дома;
- практические материалы в формате видео-роликов занятий (мастер-классов) для отсутствующих детей;
- практические материалы для родителей воспитанников в текстовом формате с подробным описанием выполнением тех или иных упражнений, заданий, игр дома;
- художественные тексты или их фрагменты (ссылки для скачивания детской художественной литературы для чтения ребенку дома);
- обучающие фильмы, аудиозаписи (ссылки на мультфильмы, слушание детских музыкальных произведений, песенок, аудио-сказки).
Теле-кейсы отправляются по индивидуальной электронной почте родителям воспитанников или в чат группы (общая рекомендация для всех отсутствующих детей) если ребенок более недели отсутствует в МБДОУ. При их сборке педагог осуществляет отбор содержания учебного материала (задание, упражнение, игра, песня, сказка, занятие) в зависимости от стоящих пред ним обучающих и воспитательных целей и задач, индивидуальных особенностей и предпочтений воспитанника. Отправленный теле-кейс рассчитан на неделю по реализации пяти образовательных областей. По итогам выполнения его содержания, родители отправляют педагогу видео или фотографии выполненных работ.
2. Блок «Электронное портфолио» - данная технология позволяет фиксировать, систематизировать творческие работы воспитанников в электронном формате, ежедневно его обновлять и пополнять, отправлять родителям воспитанников.
Электронное портфолио позволяет:
- педагогу осуществлять мониторинг и анализировать вектор развития каждого воспитанника группы, его способности и таланты;
- родителям воспитанников группы повысить педагогическую грамотность и культуру, родительскую ответственность компетентность (родители включаются в процесс мониторинга развития своего ребёнка, накапливают и систематизируют информацию о личных достижениях ребёнка);
- родителям воспитанников и педагогам группы сохранить сведения о периоде дошкольного детства детей (позволяет накапливать и систематизировать информацию о личных достижениях ребёнка);
- участникам образовательных отношений минимизировать временные ресурсы и фактическое место хранения творческих работ детей, обеспечивая 100% хранение на электронных ресурсах (яндекс-диск).
На первом этапе внедрения технологи проведен онлайн опрос среди родителей (законных представителей) воспитанников группы в части их отношения к созданию электронного портфолио и хранения работ детей в нём. Далее разработана инструкция-инфографика для педагогов по созданию электронного портфолио, видео-инструкция по наполнению яндекс-диска детскими творческими работами иинструкция-инфографика для родителей воспитанников по скачиванию детских творческих работ.
Использование технологии «Электронное портфолио» позволяет учитывать результаты, достигнутые воспитанниками в разнообразных видах деятельности за весь период пребывания в МБДОУ, обеспечить «сохранность» всех работ каждого ребенка, минимизировать риски «утери» творческой работы ребенка (рисунки, поделки, лепка, аппликация и другие работы).
На этапе внедрения технологии, была проведена опрос-оценка среди родителей (законных представителей) воспитанников в части удобства в применении технология «Электронное портфолио».
3. Блок Интернет – сообщество группы 1 «ВКонтакте» - данная технология внедрена в группе 1 и реализуется с 20 октября 2022 года. Сообщество «Умнички» и далее «Ладушки» в сети Интернет позволяет:
- систематически и планомерно оказывать методическую, психолого-педагогическую, консультативную помощь родителям воспитанников в дистанционном формате;
- информировать родителей о мероприятиях в МБДОУ и группе в режиме реального времени;
- обеспечивать эмоциональное взаимодействие между детьми (присутствующими в группе и отсутствующими по болезни или другим причинам);
- обеспечивать открытость деятельности группы;
- размещать интересную, познавательную информацию для родителей воспитанников и их детей;
- вовлечь родителей воспитанников группы в образовательно-воспитательный процесс.
Для достижения поставленных задач действуют следующие рубрики
«Тематический день» (в постах родители получают отчетную информацию о событиях, мероприятиях, которые проходят в группе: досуги и развлечения для детей, спектакли, образовательные ситуации, квест-игры)
- «Консультации» (видео и текстовые, в том числе от узких специалистов МБДОУ: размещаются консультации на интересующие родителей темы, также актуальные темы согласно планированию на месяц. Для того что бы понять, что интересно родителям, создаются опросники).
- «Взаимодействие с семьями воспитанников» (позволяет вовлекать родителей в образовательный процесс, при котором родители являются носителями важной информации или практических умений, а также участниками образовательных отношений). Публикуются посты по таким актуальным темам как «Тур выходного дня», «Гость группы», «Челлендж», «Акция», «Выставка», «Семейные традиции», «Мастер-класс», «Делимся опытом», «Круглый стол», «Родительские гостиные».
- «Фрагменты образовательных ситуаций педагога с детьми» (просмотр таких постов (занятия, игры, развлечения педагогов с детьми) помогает создать у родителей воспитанников положительный настрой относительно предоставляемого качества образования педагогами группы, повысить доверительные отношения и обеспечить максимальную прозрачность в деятельности группы, повысить эффективность взаимодействия педагогов и родителей при обучении и воспитании дошкольников группы).
- «Прямой эфир» - не всегда родители могут быть рядом с ребенком в значимый день его дошкольной жизни. В режиме карантинных мероприятий, а также действий пропускного режима в МБДОУ и группу, ограничение родителей внутри МБДОУ и группы 1 (в целях максимальной безопасности) помогает проводить мероприятия (утренники, праздники, открытые занятия) в прямом эфире. Очень удобно ощущать себя частью мероприятия «здесь» и «сейчас», но при этом быть на расстоянии.
- «Дистанционное обучение» - посты представлены в формате обучающих видео-роликов, мастер – классов для «воспроизведения» родителями с ребенком дома. Дистанционное обучение наиболее эффективная форма интерактивного взаимодействия с семьей, которая носит обучающий и развивающий характер. Педагог учит родителей воспитанников как поиграть с ребенком дома, как послушать музыкальное произведение, провести опыт и эксперимент, научить ребенка безопасному поведению на дороге, что позволяет родителям применять полученные знания для организации образовательной деятельности с детьми дома.
- «Наши достижения» - содержимое рубрики освещает успехи педагогов и воспитанников в конкурсах и фестивалях, викторинах и соревнованиях.
Для того, чтобы определить наиболее интересные темы постов, охват сообщества, изучить целевую аудиторию, просматривается статистика в сообществе группы 1 «Ладушки». Родителям предоставляется возможность оставлять обратную связь (через комментарии, задавать вопросы и принимать участие в обсуждениях, так как это позволяет оценить деятельность в рамках мероприятия, рассказать, что понравилось, или не понравилось. Результаты обратной связи учитываются в организации занятий с детьми, создании условий для обогащения опыта эмоционального детско-родительского общения и сообщества.
Таким образом, использование ИКТ-технологий в работе с семьей подтвердило свою эффективность, актуальность в условиях современного времени и приграничных военно-политических событий региона и города Белгорода.