Информационные технологии в системе работы по музыкальному воспитанию детей дошкольного возраста

Светлана Согрина
Информационные технологии в системе работы по музыкальному воспитанию детей дошкольного возраста

Информационные коммуникационные технологии

в системе работы по музыкальному воспитанию детей

дошкольного возраста

Актуальность.

Процесс модернизации образования затронул, в частности, систему музыкального воспитания в дошкольном учреждении. Стремительно меняются требования к проведению музыкальных занятий, условия для введения педагогической деятельности в детском саду. К сожалению, устный опрос в 2009 году родителей наших воспитанников показал, что 34% родителей считают музыкальные занятия малозначимыми для общего развития детей. Высокий уровень усвоения образовательной программы по музыкальному воспитанию в 2009-2010 учебном году составил 51%, а это значит, что процесс обучения и развития детей на моих занятиях недостаточно эффективен.

Передо мной, как перед современным музыкальным руководителем была поставлена задача: сделать занятие интересным, насыщенным и занимательным, т. е. материал должен содержать в себе элементы необычайного, удивительного, неожиданного, вызывающий интерес у дошкольников к учебному процессу, а также развитию музыкальных и творческих способностей.

В успешном решении этой непростой задачи поможет сочетание традиционных методов обучения и современных информационных технологий. А без использования информационных коммуникационных технологий (далее ИКТ) в настоящее время это практически невозможно. ИКТ-технологии позволяют создавать благоприятные условия для развития музыкальных способностей у дошкольников, открывают новые возможности для образования не только ребёнка, но и самого музыкального руководителя.

Таким образом, использование ИКТ в музыкальном воспитании дошкольников является на сегодняшний день актуальной темой для педагогического изучения и обсуждения.

В соответствии с основной общеобразовательной программой дошкольного образования МКДОУ детского сада № 3 «Теремок» передо мной как перед музыкальным руководителем поставлена цель: развитие музыкальных способностей детей.

Для достижения поставленной цели необходимо решить ряд задач:

1. Воспитывать любовь и интерес к музыке через использование ИКТ-технологий.

2. Приобщать детей к разнообразным видам музыкальной деятельности, формируя восприятие музыки и простейшие исполнительские навыки в области пения, ритмики, игры на детских инструментах.

3. Развивать музыкальные и творческие способности (с учетом

возможностей каждого) посредством различных видов музыкальной

деятельности на основе разработки и апробации технологий

мультимедийного сопровождения.

Задачи по музыкальному воспитанию решаются через систему теоретических и практических занятий, через подготовку и проведение музыкальных праздников, через участие творческих коллективов детского сада в городских концертах, конкурсах, фестивалях. На начальном этапе работы по использовании ИКТ - технологий в системе музыкального воспитания детей возникла проблема — затруднение в использовании компьютера, вследствие того, что уровень моей ИКТ-компетентности был низкий. С целью самообразования по данному вопросу, начала изучение теоретического материала, через ознакомление с опытом работы музыкальных руководителей области, России. Хочется отметить интересные материалы на сайте «Открытый урок», «Сайт музыкальных руководителей», Форум «Музыкальный руководитель в детском саду".

Одно из главных условий внедрения информационных технологий в детском саду - это наличие предметно-развивающей среды. Заведующая детским садом организовала работу по созданию информационно-коммуникационной среды в детском саду. В кабинете музыкального руководителя установлен компьютер, в музыкальный зал приобретён современный музыкальный центр, для проведения занятий куплен музыкальный синтезатор, для демонстрации наглядного материала установлен телевизор с большой диагональю. В группах оборудованы музыкальные уголки, к которым обеспечен свободный доступ детей. Ребята в свободное время рассматривают демонстрационный материал, включающий в себя изображения музыкальных инструментов, фотографии композиторов, текст песен, частушек, потешек.

Поиск решения поставленных задач определил использование компонентов ИКТ - технологий: это аудио-, видео- аппаратура, компьютер, электронные музыкальные инструменты. Большую помощь при подготовке и проведению музыкальных занятий оказывает пакет Microsoft, который включает в себя, кроме известного всем текстового редактора Word, ещё и электронные презентации Power Point. Используя возможности программы Power Point, создаю мультимедийные презентации, а это электронные диафильмы, включающие в себя анимацию, аудио- и видеофрагменты. Во время знакомства с творчеством того или иного композитора использую для прослушивания произведений музыкальный центр, благодаря которому дети имеют возможность ясно и чисто слушать звучание музыки. Развивать музыкально-слуховые представления, ладовое чувство и чувство ритма, помогает использование синтезатора.

Наряду с традиционным наглядным материалом использую на музыкальном занятии мультимедийные презентации.

Применение такой информационной технологии как мультимедийная презентация, позволяет эффективней развивать все виды восприятия у детей: зрительного, слухового, чувственного. Задействовать на занятии все виды памяти: зрительную, слуховую, образную, ассоциативную. Используя возможности программы Power Point, разрабатываю презентации по всем видам музыкальной деятельности. Это, в первую очередь, восприятие музыки. При знакомстве с творчеством того или иного композитора, демонстрирую на широком экране портреты, видеоряд иллюстраций к музыкальным произведениям. Во время пения детям показываю слайды с упражнениями для развития голосового аппарата, учу по картинкам-подсказкам узнавать песни. Ребята с удовольствием играют в музыкально-дидактические игры. Чтобы работа по развитию музыкально-слуховых представлений, ладового чувства и чувства ритма была интересной для детей, использую презентации: «Определи ритм», «Громко-Тихо», «Весело-Грустно».

В обновленной должностной инструкции музыкального руководителя ДОУ в 2009 году уточняется, что педагог должен владеть информационно-коммуникационными технологиями (далее ИКТ или ИТ). В связи с этим считаю целесообразным использование ИТ в свой педагогической деятельности. Документацию по профессиональной деятельности перевела в электронный вид, что позволяет оперативно работать с информацией, экономить рабочее время, следовательно, повышается качество и эффективность работы по данному направлению. На сегодняшний день в электронном виде имеется следующий пакет документов по музыкальному воспитанию:

• План непрерывной непосредственной образовательной деятельности;

• План музыкальных развлечений;

• Диагностические таблицы;

• Методические материалы к занятиям, праздникам, мероприятиям.

Таким образом, методические материалы в электронном виде имеют ряд преимуществ перед материалами на бумажных носителях: легко корректируются, занимают небольшой объём, передаются на большие расстояния за короткий промежуток времени, их быстро можно найти на электронном носителе.

Важным направлением работы по использованию ИКТ - технологий является работа с электронной почтой.

Сегодня электронная почта - это довольно простой и достаточно дешевый способ, позволяющий оперативно взаимодействовать с людьми. Отдаю предпочтение mail.ru. Свободный доступ к Интернету в детском саду позволяет мне ежедневно осуществлять обмен опытом с коллегами из разных городов России. Ещё два года назад, чтобы принять участие во всероссийском конкурсе, необходимо было созваниваться с организаторами, почтой высылать материалы. Всё это занимало много времени и денежных средств. На сегодняшний день всё очень просто и надёжно. С помощью электронной почты отправляю важные документы в электронном виде, презентации, фотографии. И в течение дня получаю ответ, что материалы дошли до адресата. Активно использую мобильную почту, т. е. если нет под рукой компьютера, свободно проверяю почтовый адрес через сотовый телефон. Таким образом, электронная почта даёт мне огромные возможности по обмену опытом по музыкальному развитию детей дошкольного возраста и просто общению с коллегами из разных городов.

В конце учебного года проводится диагностика музыкального воспитания и развития дошкольников и оформляется в таблицах и диаграммах. В удобной форме, раскрываю содержание основных видов деятельности в каждой возрастной группе. Применение компьютерных технологий в проведении диагностики музыкального развития позволило за короткое время получать объективную картину уровня усвоения изучаемого материала у всех детей и своевременно его скорректировать.

Результатом использования ИКТ - технологий в педагогической деятельности, направленной на музыкальное развитие дошкольников стало повышение интереса к музыкальным занятиям у детей. По результатам диагностики отмечается положительная динамика в течение трёх лет. Высокий уровень повышается за счёт снижения среднего уровня. Низкий уровень развития музыкальных способностей отсутствует. Творческие коллективы детского сада принимают активное участие в городских мероприятиях. Ежегодно наши воспитанники выступают с концертными номерами на Дне города, на Дне защиты детей, в концертной программе посвящённой Дню матери. Успешные выступления в городских конкурсных программах отмечены дипломами, грамотами, благодарностями.

Таким образом, использование ИКТ-технологий делает доступным и понятным детям специфику звучания музыкальных инструментов, способствует формированию устойчивого познавательного интереса к музыкальным занятиям, созданию положительной эмоциональной обстановки обучения, а также развитию музыкальных и творческих способностей моих воспитанников.

Публикации по теме:

Организация работы по экологическому воспитанию детей старшего дошкольного возраста Вступительное слово:Проблема взаимодействия человека с природой не нова. Она имеет место всегда. Но сейчас, в настоящее время экологические.

Совершенствование совместной работы детей и семьи по правовому воспитанию детей дошкольного возраста Главная цель по воспитанию безопасного поведения у детей в окружающей среде - дать ребенку основные понятия опасных для жизни ситуаций и.

Современные информационные технологии в практике работы педагога «Современные информационные технологии в практике работы педагога» Название работы: «ИКТ в работе учителя-логопеда с обучающимися с умственной.

Ритмопластика как одна из форм работы по музыкальному воспитанию дошкольников (СЛАЙД 1) Гости собираются, регистрируются. Слово заведующему ДС «Машенька» Ю. В. Юношевой Муз. рук. Вот и полон зал гостей, Апплодисментами.

Использование мнемотехники в системе работы по ОБЖ с детьми старшего дошкольного возрастаИспользование мнемотехники в системе работы по ОБЖ с детьми старшего дошкольного возраста Использование мнемотехники в системе работы по ОБЖ с детьми старшего дошкольного возраста. Обеспечение безопасности своих детей в наше.

Консультация «Технологии обучения работы детей старшего дошкольного возраста речевым навыкам»Консультация «Технологии обучения работы детей старшего дошкольного возраста речевым навыкам» Воспитатели МБДОУ ДЕТСКИЙ САД «СКАЗКА»: Хатько С. С. ; Андропова С. К. Речь человека – Это показатель его развития. Чтобы стать высокообразованным,.

Опыт работы по патриотическому воспитанию детей старшего дошкольного возраста Опыт работы по патриотическому воспитанию с детьми старшего дошкольного возраста. Что мы Родиной зовем? Дом, где мы с тобой растем И березки.

Презентация опыта работы по теме «Технологии обучения речевым навыкам детей старшего дошкольного возраста» Воспитатели МБДОУ ДЕТСКИЙ САД "СКАЗКА" в старшей группе "Солнышко" Хатько С. С., Андропова С. К. 1 сл. 2сл. В дошкольном возрасте развивается.

Система работы по воспитанию экологической культуры детей дошкольного возраста Экологическое воспитание - направление в дошкольной педагогике, которое в последнее время стало особенно актуально в связи с возросшей деятельностью.

Содержание работы по экологическому воспитанию детей дошкольного возраста Современная образовательная система признаёт за экологическим воспитанием право одного из приоритетных направлений психолого-педагогической.

Библиотека изображений:
  • Консультации для родителей, папки-передвижки, памятки
  • Тело, организм, эмоции
  • Этикет
Автор публикации:
Информационные технологии в системе работы по музыкальному воспитанию детей дошкольного возраста
Опубликовано: 12 июля 2018 в 15:24
+42Карма+ Голосовать
Расскажите коллегам и друзьям!
Скачать и печатать
Комментарии:
Всего комментариев: 7.
Для просмотра комментариев
Популярное из нового
22 октября. День городецкой росписи на МААМ

Городецкая роспись – это цветы, орнаменты, узоры и сюжеты, в которых хочется разглядывать мельчайшую деталь. Теперь уже не узнать, кто первым придумал расписывать таким образом деревянные изделия, но идея...

21 октября. День хохломы на МААМ

Хохлома – исконно русский народный промысел. Он появился и оформился как особенная традиция росписи деревянной посуды в нижегородских деревнях, среди керженских лесов. Хохлома радует уникальными, только...

Конспект музейного занятия в старшей группе «Золотая хохлома», приуроченного ко Дню...
Конспект музейного занятия в старшей группе на тему: «Золотая хохлома». Цель: Развитие интереса детей к народному декоративно - прикладному искусству;...
Фотоотчет об экскурсии в школьную библиотеку (старшая группа)
Отчет об экскурсии в школьную библиотеку( старшая группа. Цель : продолжать знакомить воспитанников с профессией библиотекаря. - формировать представление...
Целевая прогулка «Я — пешеход»
Муниципальное бюджетное образовательное учреждение детский сад №8 Улыбка», группа №8 «Непоседы» Целевая прогулка «Я - пешеход» Подготовили и провели...