МААМ-картинки

Инновационные формы и методы старшего воспитателя как пути повышения профессионального мастерства педагогов

Лариса Алисова
Инновационные формы и методы старшего воспитателя как пути повышения профессионального мастерства педагогов

1. Обоснование актуальности и перспективности опыта. Его значение для совершенствования учебно-воспитательного процесса.

Концепция модернизации российского образования ставит задачу достижения нового, современного качества дошкольного образования, связанного с созданием условий для развития личности ребенка, способной реализовать себя как часть социума. В связи с этим, предполагается новое содержание профессионально - педагогической деятельности педагогов детского сада, их готовность осваивать и внедрять инновации, которые востребованы новой образовательной ситуацией.

Публикация «Инновационные формы и методы старшего воспитателя как пути повышения профессионального мастерства педагогов» размещена в разделах

Помочь воспитателю овладеть новым педагогическим мышлением, готовностью к решению сложных задач в системе образования, к повышению своего педагогического мастерства призвана специально организованная методическая работа.

Методическая работа в дошкольном учреждении – это целостная, основанная на достижениях науки и передового педагогического опыта система взаимосвязанных мер, направленных на всестороннее повышение квалификации и профессионального мастерства каждого воспитателя и коллектива в целом.

Задача старшего воспитателя дошкольного учреждения заключается в том, чтобы выработать систему, найти доступные и вместе с тем эффективные формы и методы повышения педагогического мастерства.

2. Условия формирования ведущей идеи опыта, условия возникновения, становления опыта.

Сложность и многообразие целей и задач методической работы в современном дошкольном учреждении, разносторонний характер её содержания, требуют разнообразия методических форм работы с кадрами и их оптимального сочетания.

В должности старшего воспитателя работаю десять лет. Свою деятельность начала с изучения педагогического коллектива т. к. педагогический коллектив это коллектив людей, разных по возрасту и опыту педагогической работы, по характеру и коммуникабельности, по интересам и ценностным ориентациям, по темпераменту и волевым качествам. Более глубокому изучению педагогических кадров способствовало наблюдение за работой педагогов, наблюдение взаимодействия детей и педагогов в совместной деятельности. Считаю эффективными формами изучения личностных и деловых качеств педагогов тестирование и анкетирование, беседы, анализ педагогической документации. Методическая работа в детском саду комплексный и творческий процесс, в котором осуществляется практическое обучение воспитателей методами и приёмами работы с детьми. Для эффективности педагогического процесса постоянно ищу новые более результативные методы воспитания и обучения, при помощи которых происходит передача детям содержания образования.

Работу по повышению профессионального мастерства у педагогов я выделила в отдельное направление, придерживаясь следующих основных требований: иметь практико-ориентированный характер; интегрировать повышение квалификации и внедрение результатов научных исследований и инновационного педагогического опыта; обеспечивать индивидуально-дифференцированный подход, учитывающий возможности педагогов и их профессиональные интересы; способствовать активному освоению знаний и закреплению профессиональных умений; оценивать результативность повышения квалификации и своевременно вносить коррективы в этот процесс; обеспечивать системный и комплексный подход к повышению профессионального мастерства педагогов. Изучение деятельности и личности воспитателя необходимая предпосылка повышения качества и эффективности методической работы. Помочь воспитателю добиться высоких результатов в обучении и воспитании детей можно только при условии всестороннего учета не только задач дальнейшего совершенствования, но и реальных возможностей каждого воспитателя.

Постоянная связь содержания методической работы с результатами работы педагогов обеспечивает непрерывный процесс совершенствования профессионального мастерства каждого воспитателя. В то же время методическая работа носит опережающий характер и отвечает за развитие и совершенствование всей работы с детьми, в соответствии с новыми достижениями в педагогической и психологической науке. Поэтому невозможно согласиться с пониманием методической работы, как только службы корректирования ошибок в деятельности воспитателя, хотя в ходе ее приходиться решать и эти проблемы. Главным является оказание реальной, действенной и своевременной помощи педагогам. Однако проблема повышения профессионального мастерства каждого педагога дошкольного учреждения по-прежнему остается одной из самых сложных. Ни для кого не секрет, что иногда на организацию мероприятий тратится много сил, а отдача ничтожна мала. Чем же объяснить все это? Думая, размышляя по этому поводу, пришла к выводу, что традиционные формы методической работы, в которых главное место отводилось докладам, выступлениям утратили свое значение из-за низкой их эффективности и недостаточной обратной связи. Сегодня надо использовать новые, активные формы работы, которым свойственно вовлечение педагогов в деятельность и диалог, предполагающий свободный обмен мнениями.

3. Теоретическая база опыта.

Современный педагог должен быть готов к профессиональному росту, к поиску оптимальных способов качественной и творческой деятельности. Пройти путь от новичка до мастера непросто. Как происходит становление мастерства? Через какие этапы необходимо пройти педагогу от вступления в профессию до создания им авторской методической системы? В основе становления и самосовершенствования лежит концепция профессионально-личностного развития и саморазвития педагога, способного выходить за пределы устоявшихся стандартов деятельности, самостоятельно осуществлять инновационные процессы творчества в широком смысле.

В связи с этим одной из целей методической работы в нашем детском саду стало использование современных форм, методов и подходов организации работы с педагогическим коллективом, направленной на повышение профессиональной компетентности педагогов.

Изучая теоретические исследования ученых педагогов, меня заинтересовало мнение А. Г. Асмолова, который считает, что перемены, происходящие в жизни общества, привели к тому, что обозначился переход от «закрытого» общества к «открытому». При этом исследования ученых показывают, что взрослый человек «держится» за свои профессиональные ценности и стереотипы до тех пор, пока на деятельностном уровне не осознает необходимости и продуктивности отказа от некоторых из них. В результате этих противоречий, обозначилась проблема организации сопровождения профессионального развития педагога в условиях «открытого» общества.

Профессор Владимир Вячеславович Красильников и ученый-исследователь Маслова Татьяна Федоровна определяют профессиональное развитие педагога, как сложное, многокомпонентное образование, отражающее степень познавательных возможностей педагога, осведомленности в области педагогических систем и технологий, применяемых в образовательной организации, применения программных продуктов для обеспечения качества профессиональной деятельности, проявляющееся через качественные и количественные изменения в личностных и профессиональных сферах педагога.

Необходима такая организация методического сопровождения, которая бы способствовала раскрытию творческого потенциала каждого педагога, нацеливала коллектив на непрерывное развитие, профессиональный рост.

4. Технология опыта. Система конкретных педагогических воздействий, содержание, методы, приемы воспитания и обучения.

В ФГОС ДО даны векторы развития ребенка, определены ценностно-целевые ориентиры, которым должно соответствовать дошкольное образование. На первый план выступают психолого-педагогическая подготовка и уровень его квалификации, совокупность компетенций, позволяющих выработать целесообразные модели поведения в ситуациях неопределенности, которые обуславливают модель детского сада сегодня. Педагог - главный ресурс достижения качества образования, которому необходим рост профессионального мастерства. Поэтому я поставила перед собой следующие задачи методической работы :

1. Формирование инновационной направленности в деятельности педагогического коллектива : изучение достижений педагогической науки, обобщение и распространение педагогического опыта

2. Повышение уровня теоретической и психолого- педагогической подготовки воспитателей.

3. Организация работы по изучению новых образовательных программ, учебных планов, образовательных государственных стандартов.

4. Обогащение новыми педагогическими технологиями, формами и методами обучения и воспитания.

5. Организация работы по изучению новых нормативных документов, инструктивно методических материалов.

6. Оказание консультативной помощи воспитателям в организации педагогического самообразования.

7. Повышение общего уровня профессионально педагогической культуры.

В нашем детском саду воспитательно-образовательный процесс осуществляют 12 педагогов. Среди них есть педагоги-наставники (стаж педагогической деятельности более 35 лет, начинающие педагоги. Все они творческие личности, которым нужна методическая помощь.

Участие воспитателей в методической, инновационной деятельности способствует в конечном итоге формированию личной педагогической системы, формированию индивидуального стиля педагогической деятельности. Свою задачу как старшего воспитателя вижу в том, чтобы выработать систему использования новых, эффективных приёмов повышения квалификации педагогов. Поэтому я считаю, что вовлекать педагогов в учебно- познавательную деятельность необходимо через использование активных методов и приемов обучения. В своей работе с педагогами я применяю следующие? : проблемные консультации (выдвигается проблема и педагоги посредством доказательства стимулируют выводы); семинары, творческие занятия

(направлены на развитие творческого мышления и создание творческих инновационных проектов); деловая игра (моделирование реальной практической ситуации, в которой педагоги принимают профессиональные решения); групповая дискуссия (решение наиболее важных вопросов воспитательно - образовательной работы).

В работе с педагогам использую различные формы методической работы : наставничество, консультации, аттестация, выступление перед аудиторией, «школа молодого педагога», ролевые игры, психолого-педагогический практикум, взаимопосещения занятий, творческие мастерские, методические объединения специалистов, педагогические советы, педагогические часы, смотры конкурсы, «круглые столы» («Сила личности воспитателя. В чем она?», открытые занятия.

Особое место в своей работе отвожу самообразованию педагогов. Постоянно ищу рациональные формы и способы взаимодействия с педагогическим коллективом. Считаю главным в работе оказание реальной, действенной помощи в развитии их мастерства. В работе руководствуюсь важнейшими требованиями практической направленности: научности и оптимального сочетания различных форм и методов этой работы. Пройдя через все формы методической работы организованные в определённой системе, педагоги не только повышают профессиональный уровень, для них становится потребностью узнавать что- то новое, выработать собственный стиль повседневной педагогической деятельности. Работа, проводимая мной в детском саду, призвана помочь воспитателю овладеть новым педагогическим мышлением, готовностью к решению актуальных задач, совершенствовать педагогическое мастерство, обеспечивающее профессиональный рост. Повышение качества дошкольного образования находится в прямой зависимости от профессионального уровня педагогических кадров. Профессионализм педагога работающего с детьми, связан, в первую очередь, с коммуникативной компетентностью, с умением играть и общаться с детьми.

Вот почему особое внимание акцентирую на повышении профессиональной компетенции педагогов. С этой целью широко использую различные формы и методы в работе с педагогами. В связи с этим, веду активные поиски новых, нетрадиционных форм работы. Однако, следует отметить, что никакие формы работы сами по себе, безотносительно к содержанию повышения квалификации педагога, творческого подхода гарантировать не могут. Нет и не может быть деления на новые и старые, современные и несовременные, т. к. каждая из них отвечает определённому содержанию. Любая традиционная форма может быть активной, если построена грамотно по содержанию и методам и реализует такие функции, как информационная, ориентирующая и развивающая.

5. Анализ результативности.

Работа по повышению профессионального мастерства педагогов в коллективе дала свои результаты. Можно сказать, что каждый педагог стремиться повышать свой профессиональный уровень, соответствовать современным квалификационным требованиям. Педагоги стали более творчески подходить к организации режимных моментов и проведение занятий. Создание и использование презентаций для организации образовательной деятельности с детьми для нашего коллектива уже не новость, а система. Показ мультимедийных презентаций сделал образовательный процесс более ярким, интересным, эмоциональным. Особое место при использовании информационных технологий у воспитателей занимает работа с родителями. Воспитатели демонстрируют презентации, фотоматериалы; используют информационные технологии при проведении родительских собраний, круглых столов, праздников и других совместных мероприятий.

На базе Интернета интенсивно развивается дистанционное обучение, которое становится все более популярным. Я считаю такое обучение очень удобным видом образовательных услуг. Педагог в процессе прохождения дистанционной программы должен не выучить что-то, а научиться чему-то. В процессе обучения педагог должен приобрести личный опыт. Предлагаемые практические задания и смоделированные ситуации предназначены именно для создания такого опыта, пусть иногда и несколько виртуального, но от этого не менее эффективного. Ведь новые требования, предъявляемые обществом и сферой труда, обусловливают необходимость того, чтобы каждый человек продолжал обновлять свои знания и навыки на протяжении всей жизни.

Освоение педагогами технологий проектирования позволило повысить профессиональное мастерство педагогов. Были составлены проекты, которые реализовывались в работе с детьми и родителями. Результаты работы по данному направлению представляются на итоговых мероприятиях в конце учебного года.

Эффективной формой работы с педагогами стала «Школа молодого педагога», где педагоги наставники делились своим педагогическим опытом освещая интересующие темы молодым педагогов. Занятия посещали не только молодые специалисты, но и опытные педагоги, которым была интересна та или иная тема.

6. Трудности и проблемы при использовании данного опыта.

Инновационные подходы к управлению методической работой я связываю с формированием у воспитателей интереса к современным технологиям, выработкой у них устойчивого педагогического мышления. Убеждена, что важно стимулировать воспитателей изучать личность каждого ребенка и применять на практике инновационные методы и приемы, развивающие детей и помогающие педагогам найти свое место в педагогическом пространстве.

В своей работе я столкнулась с трудностями:

-недостаток ресурсного обеспечения (дидактического, материального, технического, информационного, компьютерного);

-негативное отношение педагогов к инновациям, связанное с устойчивостью стереотипов образовательной деятельности в учреждении;

-неумение работать коллективно в условиях инноваций;

-недостаток знаний в организации и внедрении инновационных процессов;

-отсутствие конкретных методик отслеживания результативности инновационного процесса.

-профессиональное выгорание.

Повышение качества дошкольного образования находится в прямой зависимости от кадров. Важно отметить, что в современных условиях реформирования образования радикально меняется статус педагога, его образовательные функции, соответственно меняются требования к его профессионально-педагогической компетентности, к уровню его профессионализма.

В настоящий момент мы отмечаем, что сегодня востребован педагог творческий, компетентный, способный к развитию умений мобилизовать свой личностный потенциал в современной системе воспитания и развития дошкольника.

7. Адресные рекомендации по использованию опыта.

Постоянная работа педагога над совершенствованием своего развития важна в силу специфики педагогической деятельности, направленной на развитие и воспитание ребёнка. Педагогу не обойтись без серьёзных знаний педагогических и психологических основ обучения и воспитания, без всесторонней информированности и компетентности в выдвигаемых жизнью и профессиональной деятельностью вопросах. Только путём самообразования и творческих поисков педагог придёт к своему мастерству. В работе по данному вопросу мне помогла методическая литература :

• Федеральный государственный образовательный стандарт дошкольного образования. Утвержден приказом Минобрнауки России 17.10.2013 №1155

• Федеральный закон от 29.12.2012 №273-ФЗ (ред. 07.03.2018 г) «Об образовании в Российской Федерации»

• Белая К. Ю. Инновационная деятельность в ДОУ. Методическое пособие. – М., ТЦ Сфера, 2004.

• Белая К. Ю. Методическая деятельность в дошкольной организации.

• Петрова И. В. Методическая работа как ресурс непрерывного образования педагога. Управление ДОУ. №7 2014

• Журавлева А. Л. Психология совместной деятельности. – М., Институт психологии РАН, 2005

• Урмина И. А., Данилина Т. А. – Инновационная деятельность в ДОУ. Программно-методическое обеспечение. – Линка-Пресс, М., 2009.

Публикации по теме:

Пути повышения профессиональной компетенции воспитателя через проектную деятельность в соответствии с ФГОС Рекомендации на тему: «Пути повышения профессиональной компетенции воспитателя через проектную деятельность в соответствии с ФГОС ДО».

Инновационные формы методической работы как фактор повышения профессионального мастерства педагогов ДОУ «Инновационные формы методической работы – как фактор повышения профессионального мастерства педагогов ДОУ в условиях реализации ФГОС ДО».

Консультация для педагогов «Сотрудничество с семьей и повышения педагогического мастерства в работе с родителями» Семья и детский сад – вот два источника, которые формируют наше будущее поколение. Зачастую и педагогам, и родителям наших воспитанников.

Мастер-класс для педагогов «Нетрадиционные формы и методы работы с детьми с ОВЗ как средство повышения мотивации к обучению» НЕТРАДИЦИОННЫЕ ФОРМЫ И МЕТОДЫ РАБОТЫ С ДЕТЬМИ С ОВЗ КАК СРЕДСТВО ПОВЫШЕНИЯ МОТИВАЦИИ К ОБУЧЕНИЮ И СОЦИАЛИЗАЦИИ ДЕТЕЙ Здравствуйте, уважаемые.

Опыт работы по теме «Активные методы и формы работы с педагогами как условие повышения качества образования в ДОУ» С О Д Е Р Ж А Н И Е 1. Актуальность 2. Цель и задачи 3. Принципы 4. Технология 5. Результаты 6. Перспектива 7. Список литературы 8.

Положение о конкурсе профессионального мастерства педагогов Положение о конкурсе профессионального мастерства педагогов «Конспект организованной образовательной деятельности по теме самообразования.

Повышение профессионального мастерства педагогов ДОУ по вопросу развития математических представлений в соответствии с ФГОС Значимость проблемы математического образования в условиях ДОУ Одной из важных проблем, встающих перед педагогом, является формирование.

Семинар-практикум для педагогов «Пути повышения подготовки детей к школьному обучению. Методы и приемы» Старый, как мир, вопрос: нужно ли учить ребенка до школы? – давно потерял свою актуальность. Стремительность XXI века внесла коррективы.

Инновационные методы работы старшего воспитателя как пути повышения профессионального мастерства педагогов ДОУ Лысова Е. Н., старший воспитатель МБДОУ «Д/с №18» Концепция модернизации российского образования ставит задачу достижения нового, современного.

Управленческий проект «Развитие профессионального мастерства педагогов в ДОУ» Управленческий проект «Развитие профессионального мастерства педагогов в ДОУ» Чем выше и дальше каждый из нас идет, тем яснее видит, что.

Библиотека изображений:
Автор публикации:
Инновационные формы и методы старшего воспитателя как пути повышения профессионального мастерства педагогов
Опубликовано: 17 сентября 2018 в 10:02
+12Карма+ Голосовать
Расскажите коллегам и друзьям!
Комментарии:
Всего комментариев: 4.
Для просмотра комментариев
Популярное из нового
24 апреля. Всемирная неделя иммунизации. Передвижка «Прививки — это серьезно»

Каждый год 24 апреля во всем мире стартует Всемирная неделя иммунизации. Цель этого мероприятия — повышение осведомленности населения о принципиальной важности полноценной иммунизации на протяжении всей...

22 апреля. День Матери Земли. Передвижка «День Земли»

Сегодняшний праздник отмечается во всем мире, ведь он посвящен нашему общему месту обитания — планете Земля.


Горячие темочки



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД