МААМ-картинки

Инновационные образовательные технологии в музыкальном воспитании дошкольников

Ирина Хромцова
Инновационные образовательные технологии в музыкальном воспитании дошкольников

Добрый день, уважаемые коллеги!

Предлагаю вашему вниманию технологию по развитию слышания музыки, которую я реализую в группах старшего дошкольного возраста. Эта технология не нова, она разработана известным педагогом О. П. Радыновой, но и сегодня остается одной из инновационных методик обучения.

В центре технологии — развитие творческого слышания музыки детьми, которое предполагает побуждение детей к проявлениям различных форм творческой активности — музыкальной, музыкально-двигательной, художественной. Это такие виды изобразительной деятельности как : лепка, рисование, аппликация. В занятия включается ритмопластика, музыкальные, музыкально-дидактические игры.

Публикация «Инновационные образовательные технологии в музыкальном воспитании дошкольников» размещена в разделах

Как показывает практика, объем времени, отведенный на реализацию задач основной общеобразовательной программы дошкольного образования по образовательной области «Музыка» не достаточен для полноценной и систематической работы по слушанию музыки. С целью повышения качества ожидаемого результата по слушанию музыки, мною разработана Парциальная программа по музыкальному воспитанию дошкольников раздел «Слушание музыки» «Волшебная палитра».

Образовательная деятельность в рамках Программы проводится в двух формах: непосредственно образовательной деятельности (музыкальная гостиная) и как образовательная деятельность в режимных моментах (слушание классических произведений в группе).

Отличительная особенность программы

В 1 части программы «Слушание» подобраны произведения высокого искусства, доступные детям по продолжительности звучания и соответствующие жизненному и эмоциональному опыту детей разного возраста. И реализуется на первом и втором году обучения.

В программе собраны и систематизированы шедевры музыкальной классики, подобранные таким образом, чтобы постоянно поддерживать у детей эмоциональный отклик, интерес, развивать осмысленность восприятия и желание проявить свое отношение к звучащей музыке. Содержание программы насыщено разнообразием увлекательных для ребенка сравнений произведений, развивающих его представления о музыкальном искусстве. Подобранный по определенным принципам в определенной последовательности репертуар способствует нахождению ребенком личностного смысла в музыке.

На втором году обучения программа реализуется по двум направлениям «Слушание» и «Художественная, изобразительная деятельность» на основе репертуара подобраны упражнения на развитие крупной и мелкой моторики, ритмопластика, дидактические игры; разные виды изобразительной деятельности : лепка, рисунок, аппликация; игра - исполнительство на музыкальных и шумовых инструментах. Все занятия по двигательной и творческой деятельности направлены на закрепление музыкального материала, всестороннее развитие ребенка.

Содержание программы:

Основной принцип построения программы — тематический. Тематический принцип позволяет раскрыть детям специфику языка музыки и связи искусства с жизнью. Он систематизирует знания, полученные детьми, способствует поддержанию интереса к занятиям.

Первая тема — «Музыка выражает настроения, чувства, характер людей»

Вторая тема программы — «Песня, танец, марш»

Третья тема — «Музыка рассказывает о животных и птицах»

Четвертая тема — «Природа и музыка»

Пятая тема — «Сказка в музыке»

Шестая тема программы — «Музыкальные инструменты и игрушки»

Распределение тем по месяцам условно: педагог сам корректирует планирование в зависимости от темпа усвоения репертуара детьми.

Цели и задачи программы:

Цель: Формирование основ музыкальной культуры детей дошкольного возраста

Задачи первого года обучения:

1. Накапливать опыт восприятия произведений мировой музыкальной культуры разных эпох и стилей, а также расширять знания детей о народной музыки.

2. Вызывать проявления эмоциональной отзывчивости, развивать музыкальные способности, мышление (осознание эмоционального содержания музыки, музыкальной формы, жанра).

3. Воспитывать эстетические чувства, тезаурус (сокровищницу впечатлений).

Задачи второго года обучения:

1. Накапливать опыт восприятия произведений мировой музыкальной культуры разных эпох и стилей, а также расширять знания детей о народной музыки.

2. Вызывать проявления эмоциональной отзывчивости, развивать музыкальные способности, мышление (осознание эмоционального содержания музыки, музыкальной формы, жанра).

3. Воспитывать эстетические чувства, тезаурус (сокровищницу впечатлений).

4. Побуждать выражать свои музыкальные впечатления в исполнительской, творческой деятельности (в образном слове, видах изобразительной деятельности, пластике).

5. Через различные формы творческой и двигательной активности способствовать лучшему усвоению музыкального материала, активизировать художественно-творческий потенциал, укрепить общую моторику, от которой также зависит успешное развитие ребенка в разных областях и сферах деятельности.

Методы и приемы

Каждый из трех основных методов — наглядный, словесный, практический применяется с нарастанием проблемности: от прямого воздействия (исполнение, объяснение, иллюстрация) через закрепление, упражнения (воспроизводящее и творческое, создание поисковых ситуаций (показ вариантов выполнения задания) к самостоятельному поиску детьми способов деятельности.

Кроме традиционных методов формирования основ музыкальной культуры детей, применяется метод контрастных сопоставлений произведений и уподобления характеру звучания музыки, которые способствуют осознанности восприятия, созданию проблемных ситуаций, углубляют эмоциональную отзывчивость на музыку, развивают воображение, творчество.

Метод контрастных сопоставлений произведений позволяет заинтересовать детей, активизирует проявления эмоциональной отзывчивости, естественно-образного мышления, воображения. Сравнивая два произведения по характеру или определяя близость по настроению произведений разных искусств и т. п., ребенок ориентируется на обобщенные, целостные представления, сравнения «макро-уровня». Внимание детей может быть обращено на более мелкие детали, некоторые единицы музыкальной речи, сопоставления «микро-уровня» — ребенок различает контрасты настроений (интонации, темы, фразы, разделы формы, выделяет выразительные средства музыки и т. п. Контрастное сопоставление произведений способствует проявлению и выражению эмоционально-оценочного отношения ребенка к искусству} — первоначальных предпочтений, эмоциональных и интеллектуальных оценок.

Метод уподобления характеру звучания музыки предполагает активизацию разнообразных творческих действий, направленных на осознание музыкального образа. Двигательное, словесное, поли-художественное и прочее уподобление музыке способствует своеобразной подстройке к звучанию, нахождению «эмоционального унисона» и является способом выявления и выражения смысла музыкальной речи, различения средств музыкальной выразительности, меняющихся в каждый миг звучания музыки. Для применения метода уподобления характеру звучания необходима творческая распознавательная установка на восприятие и выражение эмоций — характера звучания и развития музыкального образа. Применяются различные виды уподобления звучанию музыки — моторно-двигательное, тактильное, словесное, вокальное, мимическое, темброво-инструментальное, интонационное, цветовое, поли-художественное.

Моторно-двигательное уподобление эмоционально-образному содержанию музыки (мелкая моторика рук, дирижерский жест, ритмопластика, образные и танцевальные движения) побуждает детей к «экспериментированию» (Н. Н. Поддьяков, передаче характера музыки в каждый момент ее звучания (различению выразительных интонаций, акцентов, пауз, динамических, темповых, регистровых, тембровых особенностей, изменений характера звучания) и является наиболее универсальным и действенным средством развития эмоциональной отзывчивости, музыкального мышления, творческого воображения ребенка. Этот творческий метод удовлетворяет потребность ребенка в движениях, способствует увлеченности, положительному эмоционально-оценочному отношению к музыке, глубине ее восприятия, развитию творческой активности.

Словесное уподобление (эмоционально-выразительные пояснения характера музыки, сравнения, метафоры, слова-образы, характеризующие смену настроений, поэзия, сказочная сюжетная форма занятий).Поэзия, сказка развивают художественно-образное мышление, воображение, эмоциональную отзывчивость, побуждают детей к творчеству.

Вокальное уподобление в виде выразительного напевания педагогом мелодии во время звучания произведения и подпевания отдельных интонаций, фраз детьми применяются в младшем возрасте (И. В. Груздова). Дети сами напевают полюбившиеся мелодии, что свидетельствует о проявлении интереса к музыке, накоплении опыта ее восприятия, положительного эмоционально-оценочного отношения.

Мимическое уподобление характеру звучания музыки — сосредоточенное внимание взрослого во время звучания произведения, выражение глаз, улыбка или серьезность, внешнее проявление увлеченности крайне важно для ребенка, так как служит для него своеобразным ориентиром, «путеводителем» в процессе восприятия музыки. Проявление значимости для взрослого ценности и красоты музыкального искусства способствует пониманию его значимости ребенком, который «заражается» отношением к музыке взрослого, его чувствами.

Темброво-инструментальное уподобление характеру звучания музыки применяется в виде оркестровки, выбора выразительного тембра инструмента, соответствующего эмоциональному содержанию музыкального образа, разделу формы. Оркестровка музыкальных произведений — привлекательнейшая детей деятельность, способствующая ярким эмоционально-оценочным проявлениям.

Цветовое уподобление (полисенсорные ассоциации) применяется для закрепления представлений о характере музыки, выявления реакций на изменение настроений, осознания формы, развития «словаря эмоций» детей. Этот прием позволяет усвоить и приме нить новое слово-образ, высказаться о характере музыки в занимательной, игровой форме. Определенный цвет связывается с соответствующим настроением музыки пастельные, светлые тона (голубой, розовый) — с нежным, спокойным характером музыки; темные, густые тона (темно-коричневый, темно-синий) — с мрачным, тревожным настроением; интенсивные, яркие тона (красный) — с решительным, торжественным. Детям разъясняют значения новых слов-образов. Усвоение нового слова и перенос его на характеристику другого музыкального произведения, сходного по настроению, происходит очень быстро. Этот прием способствует образованию представлений детей о выразительности цветовой гаммы, способствует осознанности выбора цвета в изобразительной деятельности для выражения определенного настроения в рисунке (непредметном и предметном рисовании, пониманию выразительной роли цвета при восприятии произведений изобразительного искусства.

Полихудожественное уподобление характеру музыки позволяет ребенку осознать выразительную роль средств языка разных искусств — живописи, художественного слова, театра, пантомимы, балета. Сравнение музыкального произведения с картиной (двумя или несколькими картинами) в плане общности или различия выраженных в них настроений (и, наоборот, картины с несколькими музыкальными произведениями, музыкального произведения со стихотворениями по эмоциональным признакам, использование различных инсценировок и театрализованных игр (сопровождающихся классической музыкой, творческих ритмопластических импровизаций, способствуют образованию у детей обобщенных синестезийных представлений о выразительных возможностях искусств, углубляющих их восприятие.

Результативность программы

Обогатился опыт восприятия музыкальных произведений культуры разных стилей, жанров. (научились слушать)

У детей наблюдается эмоциональная отзывчивость на содержание музыкального произведения. (высказывают свое отношение к музыки, не боятся высказываться)

Различные формы творческой активности способствовали эмоциональном, художественному и физическому раскрепощению ребенка. (дети могут сымпровизировать на прослушанную музыку, движения разнообразные редко повторяющиеся, в рисунках используется разнообразная палитра, индивидуальны, каждый со своим содержанием)

Интеграция разных форм творческой активности позволила более глубже усваивать музыкальный материал. (узнают знакомые произведения, различают и узнают музыкальные инструменты)

Взаимодействие с детской школой искусств

Важной составляющей в реализации программы является тесное взаимодействие с детской школой искусств № 2. Взаимодействие детского сада и школы искусств осуществляется оно в рамках студии «Арт – БЕБИ». Основная идея которой, привлечь внимание детей к музыке; дать возможность увидеть и прикоснуться к инструментам, о которые они слышали на музыкальных занятиях; послушать живое исполнение музыкальных произведений в исполнении учащихся ДШИ.

Прикреплённые файлы:

Публикации по теме:

Презентация «Современные образовательные технологии для развития связной речи дошкольников» Муниципальное дошкольное образовательное учреждение детский сад №51 «Берёзка» г. Чехов Воспитатель: Попова О. Н. К презентации 1 слайд Муниципальное.

Инновационные педагогические технологии в художественно-эстетическом развитии дошкольников муниципальное автономное дошкольное образовательное учреждение детский сад «Аян» с. Самагалтай Тес-Хемского кожуунаРТ. ИННОВАЦИОННО-ПЕДАГОГИЧЕСКИЕ.

Инновационные подходы в воспитании здорового образа жизни дошкольников Использование электронных физкультминуток и гимнастик для глаз Выполнила: Тарлыкова Н. В. МДОУ ДСКВ №21 «Аист» п. Запрудня Талдомского.

Картотека физкультминуток для дошкольников «Инновационные технологии» Большой — маленький Сначала буду маленьким, К коленочкам прижмусь. Потом я вырасту большим, До лампы дотянусь. По ровненькой дорожке По.

Инновационные технологии в музыкальном воспитании детей дошкольного возраста Музыка занимает особое, уникальное место в воспитании детей дошкольного возраста. Это объясняется спецификой этого вида искусства, и психологическими.

Консультация для педагогов «Современные образовательные технологии по экологическому воспитанию дошкольников» «Современные образовательные технологии по экологическому воспитанию дошкольников» Консультация для педагогов Подготовила: воспитатель Азимова.

Консультация для педагогов «Использование технологии ТРИЗ в музыкальном образовании старших дошкольников»Консультация для педагогов «Использование технологии ТРИЗ в музыкальном образовании старших дошкольников» Дошкольный возраст уникален, ибо как сформируется ребенок, такова будет и его жизнь, именно поэтому важно не упустить этот период для раскрытия.

Лэпбук в музыкальном воспитании дошкольников ИСПОЛЬЗОВАНИЕ ЛЭПБУКА ПРИ ПОСТРОЕНИИ ВОСПИТАТЕЛЬНО-ОБРАЗОВАТЕЛЬНОГО ПРОЦЕССА В ОБЛАСТИ «ХУДОЖЕСТВЕННО-ЭСТЕТИЧЕСКОЕ РАЗВИТИЕ» В МУЗЫКАЛЬНОЙ.

Педагогический совет на тему «Современные образовательные технологии в ранней профориентации дошкольников» Педагогический совет на тему: «Современные образовательные технологии в ранней профориентации дошкольников» автор: Мамонтова О. П., методист.

Творческая группа «Инновационные образовательные технологии в условиях внедрения ФГОС до» Цель: создание системы работы по внедрению в образовательный процесс ДОУ инновационных технологий. Задачи: 1. Осуществлять изучение, обобщение.

Библиотека изображений:
Автор публикации:
Инновационные образовательные технологии в музыкальном воспитании дошкольников
Опубликовано: 28 января 2019 в 08:03
+6Карма+ Голосовать
Расскажите коллегам и друзьям!
Комментарии:
Всего комментариев: 2.
Для просмотра комментариев
Популярное из нового
28 апреля. Вербное воскресенье. Передвижка «Вербное воскресенье»

За неделю до Пасхи христиане празднуют Вербное воскресенье. Красивый символ этого праздника – веточки вербы с белоснежными пушистыми комочками.

В 2024 году БАМ отмечает 50-летний юбилей. Передвижка «БАМ»

8 июля – памятная дата в честь строительства Байкало-Амурской магистрали, знаменитого БАМа. В этот день, 8 июля 1974 года, было подписано постановление о начале строительства Байкало-Амурской магистрали....


Горячие темочки



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД