Ольга Неделько
Инновационные технологии как средство формирования элементарных математических представлений у дошкольников
▼ Скачать + Заказать документы
Выступление на общем родительском собрании «Инновационные технологии как средство формирования элементарных математических представлений»
Современный ребёнок – это житель 21 века, на которого оказывают влияние все признаки настоящего времени. Он многим интересуется и о многом рассуждает, успевает освоить мобильный телефон и компьютер, телевизор и магнитофон. В то же время ребёнок по-прежнему сориентирован на детские виды деятельности. Он любит играть, сочинять, фантазировать, радоваться и рассуждать. Именно в дошкольном возрасте закладываются способности к логическому мышлению, что будет способствовать усвоению программы по математике в процессе школьного обучения.
Публикация «Инновационные технологии как средство формирования элементарных математических представлений у дошкольников» размещена в разделах
- Математика. Математические представления, ФЭМП
- Темочки
- Конкурс для воспитателей и педагогов «Лучшая методическая разработка» март 2018
Логическое мышление у детей не развивается за несколько недель и даже месяцев. Этот процесс захватывает весь период взросления, но уже в дошкольном возрасте можно активно тренировать способности ребенка логически мыслить. В этом и помогают игровые учебные пособия, такие как Блоки Дьенеша, палочки Кюизенера, кубики Никитина и др.
2 СЛАЙД
С помощью игр с Блоками Дьенеша, палочками Кьюзинера, кубиками Никитина мы можем в комплексе формировать все важные для умственного развития мыслительные умения и подготавливать мышление детей к усвоению математики.
3 СЛАЙД
Потому, что они способствуют развитию таких мыслительных операций как классификация, группировка предметов по свойствам, исключение лишнего, анализ и синтез, дети учатся догадываться, доказывать свои ответы, быстрее запоминают материал, более уверены в своих силах, легче адаптируются в новой обстановке, лучше подготовлены к школе. Логическое мышление, сенсорные процессы, внимание, память, восприятие, речь (развитие точной, аргументированной и доказательной речи, пространственное воображение, чувство симметрии, творческие способности, навыки моделирования и конструирования, самостоятельность и произвольность.
4 СЛАЙД
Логические блоки Дьенеша
5 СЛАЙД
Создателем логических блоков является Золтан Дьенеш, всемирно-известный венгерский профессор, математик, специалист по психологии, создатель прогрессивной авторской методики обучения детей — «новая математика». Автор игрового подхода к развитию детей, идея которого заключается в освоении детьми математики посредством увлекательных логических игр, песен и танцев.
6 СЛАЙД
Дидактический набор «Логические блоки» состоит из 48 объемных фигур. Каждая фигура характеризуется четырьмя свойствами - цветом, формой, размером и толщиной.
а) четырех форм (круг, треугольник, квадрат, прямоугольник);
б) трех цветов (красный, синий, желтый);
в) двух размеров (большой, маленький);
г) двух видов толщины (толстый, тонкий).
В наборе нет ни одной одинаковой фигуры.
7 СЛАЙД
Так же в играх с логическими блоками используются карточки с символами свойств. На карточках условно обозначены свойства блоков (цвет, форма, размер, толщина (покажите блок такого цвета, такой формы -презентация)
И карточки с отрицанием свойств, обратите внимание на перечеркнутые карточки, например: не красный. Использование таких карточек позволяет развивать у детей способность к моделированию свойств, умение кодировать и декодировать информацию о них.
8,9,10 СЛАЙД
Для игр с блоками Дьенеша можно использовать альбомы с уже готовыми альбомами с заданиями. Они разделены по возрасту. Задания идут от простого к сложному.
11 СЛАЙД
Примеры игр на классификацию, обобщение, сравнение.
Помогают развивать у детей умения классифицировать, обобщать и сравнивать предметы по одному, двум, трем или четырем свойствам. Сначала малыши осваивают умения классифицировать и обобщать по заданным свойствам, а затем – по самостоятельно выделенным («Где чей гараж», «Засели домики»). («Дорожка», «Найди пару», «Поймай тройку», «Домино»).
12 СЛАЙД
Работу с блоками Дьенеша можно проводить на занятиях, в свободной деятельности детей, совместной деятельности с взрослым, а также в индивидуальной работе.
13 СЛАЙД
А сейчас я хочу предложить простейшую игру с блоками Дьенеша на классификацию предметов.
14 СЛАЙД
Кубики Никитина
15 СЛАЙД
Уже в средневековье занятие на выкладывание рисунков и узоров считались очень полезными для развития детского творчества. Материал для выкладывания может быть самым различным: обычные кубики, пуговицы, камешки, мозайки и т. п. Кубики Никитина имеют преимущества по сравнению с другими материалами для выкладывания. При игре с ними требуется не просто положить кубик, а подобрать подходящую для рисунка грань, что усложняет задачу.
16 СЛАЙД
В наборе 16 одинаковых кубиков, и брошюрка со схемами. Игра заключается в выкладывании рисунков и симметричных узоров. Каждая грань кубика имеет свою расцветку. Таким образом из этого набора можно сложить просто невероятное количество рисунков и узоров от самых простых до сложных.
17 СЛАЙД
В комплекте с кубиками идет содержательная брошюра. В ней очень много вариантов схем. Выкладывание рисунков по образцам всего лишь промежуточный этап занятий с этими кубиками. Основная цель — это, конечно же, заставить работать фантазию и начать придумывать собственные рисунки.
18 СЛАЙД
Работа с кубиками Никитина в старшей группе
19 СЛАЙД
А сейчас я хотела бы продемонстрировать возможную игру с кубиками Никитина.
20 СЛАЙД
«Цветные счетные палочки Кюизенера» - сегодня этот многофункциональный материал используется в целях образования во многих странах мира. Цветные счетные палочки Кюизенера используются в России с целью сформировать у детей представление о числе, содействовать развитию восприятия, памяти, внимания, мышления, воображения. Красочные пособия, занимательные, интересные задания помогают малышу не просто познакомиться с логическими приемами, но сделать это легко и охотно.
21 СЛАЙД
Бельгийский педагог и математик Джордж Кюизенер (1891-1976) разработал универсальный дидактический материал для развития у детей математических способностей. В 1952 году он опубликовал книгу "Числа и цвета", посвященную своему пособию. Палочки Кюизенера – это счетные палочки, которые еще называют «числа в цвете», цветными палочками, цветными числами, цветными линеечками. Для детей 3-9 лет
22 Слайд
Комплект состоит из 116 пластмассовых палочек, 10 разных цветов и разной длины. Наименьшая палочка имеет длину 1 см., и является кубиком. Цифры от 1до 10, знаки действий, знаки отношений.
В состав комплекта входят:
белая - число 1 - 25 штук,
розовая - число 2 - 20 штук,
голубая – число 3 - 16 штук,
красная – число 4 - 12 штук,
жёлтая – число 5 - 10 штук,
фиолетовая – число 6 - 9 штук,
чёрная – число 7 - 8 штук,
бордовая – число 8 - 7 штук,
синяя – число 9 - 5 штук,
оранжевая – число 10 - 4 штук
23 СЛАЙД
Эти палочки представляют следующие классы (семьи) чисел:
- Класс белых чисел образует число один. Он представлен белыми палочками.
- Класс красных чисел – числа кратные двум (2, 4, 8). Это палочки розового (2, красного (4, бордового (8) цветов.
- Класс синих чисел – числа, кратные трём (3, 6, 9). Это палочки голубого (3, фиолетового (6, синего (9) цветов.
- Класс жёлтых чисел – числа кратные пяти (5, 10). Он представлен палочками жёлтого (5) и оранжевого (10) цвета.
- Класс чёрных чисел образует число семь. Это палочки чёрного цвета.
Используются «цветные числа» и в виде плоских полосок, окрашенных в те же цвета. Они больше по размеру (длина белой полоски 2 см, с ними легче манипулировать в процессе игры.
Палочки Кюизенера позволяют моделировать числа, свойства, отношения, зависимости между ними с помощью цвета и длины. Они вызывают живой интерес у детей, развивают активность и самостоятельность в поиске способов действия с материалом, путей решения мысленных задач.
24, 25 СЛАЙД
Примеры игр с палочками Кюизенера
26 СЛАЙД
К Палочкам Кюизенера также есть несколько альбомов с заданиями.
27 СЛАЙД
А теперь давайте попробуем поиграть с палочками.
28 СЛАЙД
Какие же еще существуют игровые пособия для развития математических способностей в дошкольном возрасте? Математический планшет
29 СЛАЙД
Квадраты Никитина
30 СЛАЙД
Досочки Сегена
31 СЛАЙД
Палочки Фрёбеля
32 СЛАЙД
Планшет Логико-малыш
33 СЛАЙД
Спасибо за внимание!