Получи документы

Интеграция образовательных областей в рамках реализации ФГОС дошкольного образования

Екатерина Колесникова
Интеграция образовательных областей в рамках реализации ФГОС дошкольного образования

«ИНТЕГРАЦИЯ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫХ ОБЛАСТЕЙ

В РАМКАХ РЕАЛИЗАЦИИ ФГОС ДО

Процесс стандартизации социальных, в том числе образовательных систем – общемировая тенденция. В Российской Федерации происходит модернизация системы образования с целью повышения качества образования, его доступности, с целью поддержки и развития таланта каждого ребенка, сохранения его здоровья. В настоящее время для большинства уровней и ступеней образования, включая дошкольное установлены федеральные государственные образовательные стандарты, представляющие собой совокупность трех групп требований:

Публикация «Интеграция образовательных областей в рамках реализации ФГОС дошкольного образования» размещена в разделах

- к структуре Программы;

- к условиям реализации Программы;

- к результатам освоения Программы, представленными в виде целевых ориентиров дошкольного образования.

- особые образовательные потребности отдельных категорий детей, в том числе с ограниченными возможностями здоровья;

- возможности освоения ребёнком основной образовательной программы на разных этапах её реализации.

В связи с введением Федерального государственного стандарта дошкольного образования актуальным стало переосмысление педагогами содержания и форм работы с детьми.

До сегодняшнего дня в ДОУ существовала тенденция увеличения количества непосредственно образовательной деятельности (НОД) в режиме дня, включения в них не всегда полезного и необходимого воспитаннику содержания, представляющего, как правило, отрывочные сведения из разных областей науки. Считаю, такая информация не становится знанием, поскольку не актуализируется ребёнком в его жизни, и, соответственно, не формируется целостного представления о мире как единой системе, где всё взаимосвязано. Восприятие подобной информации сказывается и на снижении двигательной активности детей.

Передо мной встал вопрос об использовании интегрированного подхода в образовании. Одна из форм осуществления данного подхода, позволяющего сэкономить детям время для общения, прогулок, самостоятельного творчества и игровой деятельности, - интегрированная непосредственно образовательная деятельность с детьми.

Интегрированный подход позволяет мне на занятиях, в совместной и самостоятельной деятельности успешно развивать инициативность, творчество, умственные способности, познавательные интересы у детей, что содействует процессу активного овладения знаниями.

Строя образовательный процесс по принципу интеграции образовательных областей, решаю такие задачи как:

• Формирование у детей более глубоких, разносторонних знаний; целостное представление о мире.

• формирование обобщенных представлений, знаний и умений, развитие логики, мышления, коммуникативных способностей;

Актуальность интегрированного подхода объясняется целым рядом причин:

1. Интегрированное обучение помогает мне в формировании у детей целостной картины мира, дает возможность реализовать творческие способности.

2. На занятиях развивается потенциал самих воспитанников. Я побуждаю их к активному познанию окружающей действительности, осмыслению и нахождению причинно-следственных связей, развитию логики, мышления, коммуникативных способностей.

3. Форма проведения занятий нестандартна, интересна. Использование различных видов деятельности в течение занятия, позволяет мне поддерживает внимание воспитанников на высоком уровне, что позволяет говорить о достаточной эффективности занятий.

4. Сущностью интегрированного подхода является соединение знаний из разных областей на равноправной основе, дополняя друг друга. При этом на занятии я имею возможность решать несколько задач из различных областей развития, а дети осваивают содержание различных разделов программы параллельно, что позволяет сэкономить время для организации игровой и самостоятельной деятельности.

5. Интеграция дает мне возможность для самореализации, самовыражения, творчества, раскрытия моих способностей.

Важно заметить, что методика проведения НОД с использованием интегрированного подхода существенно отличается от методики проведения обычного занятия. В процессе обучения на таких занятиях использую различные образовательные технологии :

• сравнительный анализ, сопоставление, поиск, эвристическую деятельность;

• проблемные вопросы, стимулирующие проявление своего рода совместных с педагогом «открытий», помогающих ребенку найти ответ.

разнообразные речевые дидактические игры, активизацию словаря, расширение представления о многообразии граней родного языка, воспитание чувства уверенности в своих силах.

При составлении конспекта НОД с использованием интегрированного подхода учитываю следующие требования:

• чёткость, компактность, сжатость учебного материала;

• продуманность и логическую взаимосвязь изучаемого материала разделов программы

• взаимообусловленность, взаимосвязанность материала интегрируемых предметов на каждом этапе НОД

• большая информативная емкость образовательного материала,

• систематичность и доступность изложения материала;

• необходимость соблюдения временных рамок

Теперь давайте рассмотрим с вами как можно интегрировать образовательные области на примере НОД по развитию речи в младшей группе «Приключения Божьей коровки»

Какие же области можно интегрировать на этом занятии :

Беседа о божьей коровке, проговаривание потешки, чтение стихов, отгадывание загадок, составление описательных рассказов, счет точек на крыльях, закрепление геометрических фигур при рассматривание строения божьей коровки, игры на протяжении всего занятия, все это относится к таким областям как : «Познание», «Социализация», «Речевое развитие». Далее мы можем перейти к «Художественному творчеству», предложив детям украсить божью коровку черными пятнышками. Т. е. на одном занятии мы решили ряд задач из разных образовательных областей. При творческом подходе педагога можно интегрировать и другие образовательные области.

А вот пример физкультурного занятия «Путешествие в лес».

На котором мы можем решить следующие задачи:

• Повторение понятия «Дикие животные»

• Составление описательного рассказа

• Беседа о животных и середе их обитания

При этом мы можем закрепить счет (прямой и обратный, понятия «больше-меньше», «уже-шире» и даже составление элементарных математических задач,

незабываем повторять правила поведения в лесу. На протяжении всего занятия слушаем музыку леса и закрепляем ОВД. Такое занятие позволяет с интегрировать такие образовательные области как : «Речевое развитие», «Физическое развитие», «Социализация», «Познание». Данное занятие можно провести в тесном сотрудничестве с физ. инструктором.

Подводя итог всему сказанному – интеграция образовательных областей позволяет мне творчески подходить к подготовке занятия, на коротком промежутке времени решать большое количество задач, работать в тесном сотрудничестве с коллегами. А самое главное позволяет мне заинтересовать детей, чтобы они с удовольствием шли в детский сад, ведь они знают, что узнают много нового и интересного.

Публикации по теме:

Интеграция образовательных областей при проведении прогулки. Значимость игры во время прогулки Представляю Вашему вниманию презентацию на тему: «Интеграция образовательных областей при проведении прогулки. Значимость игры во время.

Интеграция образовательных областей в оздоровительной работе с детьми младшего дошкольного возраста Интеграция образовательных областей в оздоровительной работе с детьми младшего дошкольного возраста. Существуют разнообразные формы и виды.

Фотоотчёт о районном семинаре «Интеграция образовательных областей порседством познавательно-исследовательской деятельности»Фотоотчёт о районном семинаре «Интеграция образовательных областей порседством познавательно-исследовательской деятельности» 7 ноября 2015 года в МБДОУ д/с № 20 п. Южный прошёл районный семинар «Интеграция образовательных областей через познавательно-исследовательскую.

Интеграция образовательных областей «Физическая культура» и «Художественное творчество» Интеграция образовательных областей «Физическая культура» и «Художественное творчество» Сохранение и укрепление здоровья ребенка – ведущая.

Интеграция образовательных областей в проектной деятельности по формированию ЗОЖ дошкольников Оздоровительная работа с дошкольниками в последние десятилетия приобрела особую актуальность, что связано со стабильной тенденцией ухудшения.

Интеграция образовательных областей в совместной деятельности учителя-логопеда и воспитателя в разновозрастной группе Интеграция образовательных областей в совместной деятельности учителя-логопеда и воспитателя в разновозрастной группе компенсирующей направленности.

Конспект занятий по реализации образовательных областей «Познание» НОД «Взаимодействие старших детей с малышами…» НОД «Взаимодействие старших детей с малышами во время экспериментальной деятельности» подготовительная группа и 1 младшая группа. Тема:.

Рекомендации «Освоение образовательных областей в соответствии с ФГОС ДО» Аннотация Рекомендация содержит информацию об образовательных областях в соответствии с ФГОС ДО, дает их характеристику, а также о видах.

Модуль «Современные подходы к реализации содержания образовательных областей в логике ФГОС» Модуль «Современные подходы к реализации содержания образовательных областей в логике ФГОС ДО» Комплексный подход в реализации задач речевого.

План-конспект НОД по реализации образовательных областей «Познание», «Речевое развитие» для старшей группы Тема: «В поисках сокровищ» Задачи: 1. «Познание». - Способствовать развитию мыслительных процессов, умению сравнивать, анализировать, обобщать,.

Библиотека изображений:
Автор публикации:
Интеграция образовательных областей в рамках реализации ФГОС дошкольного образования
Опубликовано: 5 мая 2016 в 11:00
+10Карма+ Голосовать
Расскажите коллегам и друзьям!
Комментарии:
Всего комментариев: 10.
Для просмотра комментариев
Популярное из нового
2 апреля. Международный день ложки. Передвижка «История русской ложки»

2 апреля отмечаем праздник ложки — столового прибора, без которого ни супа, ни каши не съешь. Деревянная ложка – символ традиций и самобытности русской культуры.

1 апреля. День смеха. Передвижка «Смех в жизни ребенка»

1 апреля отмечаем День смеха — праздник шуток и розыгрышей. Чувство юмора не врожденное качество, его можно и нужно развивать с самого детства.


Горячие темочки



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД