Дарина Потёмкина
Интеллектуальное и эстетическое формирование личности ребенка в процессе развития мелкой моторики пальцев рук
▼ Скачать + Заказать документы
Интеллектуальное и эстетическое формирование личности ребенка в процессе развития мелкой моторики пальцев рук
Уже давно ни для кого не секрет, что развитие мелкой моторики (гибкости и точности движений пальцев рук) и тактильной чувствительности – мощный стимул развития у детей восприятия, внимания, памяти, мышления и речи.
Публикация «Интеллектуальное и эстетическое формирование личности ребенка в процессе развития мелкой моторики пальцев рук» размещена в разделах
Дети, у которых лучше развиты мелкие движения рук, имеют более развитый мозг, особенно те его отделы, которые отвечают за речь. На кончиках детских пальчиков расположены нервные окончания, которые способствуют передаче огромного количества сигналов в мозговой центр, а это влияет на развитие ребёнка в целом. Именно поэтому, актуальность мелкой моторики бесспорна и поэтому очень важно уже с самого раннего возраста её развивать.
Наряду с развитием мелкой моторики развивается память, внимание, а также словарный запас малыша.
Уровень развития мелкой моторики - один из показателей интеллектуальной готовности к обучению. Обычно ребёнок, имеющий высокий уровень развития мелкой моторики, умеет логически рассуждать, у него достаточно развиты память и внимание, связная речь.
Актуальность работы по развитию мелкой моторики детей обусловлена и возрастными психологическими физиологическими особенностями детей: в дошкольном возрасте интенсивно развиваются структуры и функции головного мозга ребёнка, что расширяет его возможности в познании окружающего мира.
Воспитателю, организуя разнообразную деятельность с предметами, игрушками и природными объектами, важно активизировать у детей сенсорные основы познания, учить малышей использовать разные органы чувств, для получения информации об окружающем мире: зрение, слух, обоняние, тактильные ощущения.
Формы работы с детьми:
Совместная работа с детьми
Индивидуальная работа
Свободная самостоятельная деятельность самих детей
Система работы представлена по следующим направлениям:
В непрерывной образовательной деятельности - совместная и индивидуальная дифференцированная работа с детьми;
Работа вне образовательной деятельности (пальчиковая гимнастика, дидактические игры во второй половине дня)
Родительское собрание с показом дидактических игр для развития мелкой моторики
Работа с родителями – консультации, беседы.
Методы и приемы:
Объяснение показ, беседа игра
Массаж кистей рук
Непосредственно образовательная деятельность;
Дидактические настольно-печатные игры (лего, пазлы, шнуровки, конструкторы и т. д)
Проблемные ситуации, беседы;
Детское творчество, пальчиковые игры;
Самостоятельная деятельность в уголке творчества (лепка из пластилина, соленого теста, космический песок и рисование с использованием шаблонов, трафаретов и т. д.
Организация выставок;
Индивидуальная работа с детьми;
Рассматривание картинок, чтение потешек, загадок, стихов, рассказов.
Выполнение работ
Средства развития мелкой моторики
1. Пластилин
Дает уникальные возможности проводить интересные игры с пользой для общего развития ребенка. Покажите малышу все чудеса пластилинового мира, заинтересуйте его, и вы удивитесь, как быстро детские пальчики начнут создавать сначала неуклюжие, а потом все более сложные фигурки. Для детей со слабыми мышцами рук очень полезно проводить занятия лепкой из пластилина. Работа с пластилином является подготовительной к работе с другими материалами и овладению разными инструментами.
Рисование пластилином (пластилинография)-не только увлекательная игра, но и очень полезное занятие. Оно повышает сенсорную чувствительность, развивает воображение, пространственное мышление, мелкую моторику, развивает ребёнка эстетически.
2. Игры с бумагой
Бумагу можно рвать, мять, складывать, разрезать ножницами. Эти игры и упражнения помогают детям узнать, как обычная бумага превращается в красивые аппликации и забавные объемные игрушки.
Развитию точных движений и памяти помогают плетение ковриков из бумажных полос, занятия в технике «оригами»: складывание корабликов, самолетиков, цветов, животных
3. Игры со счетными палочками
В этих играх хорошими помощниками стали обыкновенные счетные палочки, карандаши или соломинки, веточки (если игра происходит на улице). Нехитрые задания помогают детям развить внимание, воображение, познакомиться с геометрическими фигурами и понятием симметрии.
4. Игры с конструктором, мозаикой, пазлами.
5. Игры с крупами, кристаллами
• Прячем ручки
• Пересыпаем крупу
• Дождь, град
• Покормим птичек
• Разложи по тарелочкам
• Вкусная кашка
• Найди игрушку
• Игра «Золушка»
• «Отгадай, какая крупа в мешочке»
• «Сухой бассейн» из фасоли, риса, пшена
• «Накорми колобка»
6. Игры с природным материалом
Из камешков, палочек, шишек,мха и другого природного материала можно создавать интересные творческие композиции. Из снега и глины лепить большие и маленькие фигуры. Все это позволяет развивать тактильно-двигательное восприятие ребенка.
7. Рисование, штриховка
Рисование – занятие, любимое всеми детьми и очень полезное. И не обязательно рисовать только карандашом или кистью на бумаге или картоне. Можно рисовать на снегу и песке, на запотевшем окне и асфальте. Полезно рисовать пальцем, ладонью, палочкой, делать отпечатки кусочком ваты, скомканной бумаги.
8. Игры с песком
Варианты игр с песком
- Погладь рукой песок. Что ты чувствуешь? Какой песок? Как его сделать сырым? Попрыскай из пульверизатора.
- Положи свою ладонь на песок. Это след от твоей ладони. А это след от моей ладони. Чей след больше? Чей меньше? Посмотри, какие следы можно сделать с помощью крышек от бутылок, палочек. Попробуй изобразить след кошки. Сделай большой след и маленький.
- Разгладь песок двумя руками. Отряхни руки.
- Я закопаю несколько игрушек, а ты попробуй найти.
9. Игры с водой
Варианты игр
- Возьмите бутылку двумя руками. Какая вода в этой бутылке, теплая или холодная? А в другой бутылке? Откройте бутылку с теплой водой, вылейте воду в таз.
- Возьмите губку, намочите ее в воде. Выжмите воду в миску сначала одной рукой, потом намочите губку и выжмите другой рукой.
- Намочите салфетку, выжмите ее двумя руками, протрите стол. Расправьте салфетку и сложите ее. Вытрите руки полотенцем.
10. Развитие тактильных ощущений
11. Шитье, вязание, плетение, застежки
12. Шнуровка
13. Пальчиковый театр
14. Массаж пальцев и кистей
Массаж является одним из видов пассивной гимнастики. Он оказывает общеукрепляющее действие на мышечную систему, повышая тонус, эластичность и сократительную способность мышц.
Приемы массажа и самомассажа кистей и пальцев рук:
массаж тыльной стороны кистей рук
массаж ладони
массаж пальцев рук
Массажеры
Упражнения с массажерами: катать по столу от кончиков пальцев до локтя, между ладонями, по тыльной стороне кисти.
Выполнять упражнения надо обязательно каждой рукой по очереди.
15. Пальчиковые игры и гимнастика
Включение пальчиковых игр и упражнений в любой урок или занятие вызывает у детей оживление, эмоциональный подъем и оказывает специфическое тонизирующее действие на функциональное состояние мозга и развитие речи.
Педагог знакомит детей с такими упражнениями в определенной последовательности. Можно разделить их на три группы.
• 1 группа. Упражнения для кистей рук
• 2 группа. Упражнения условно статические
• 3 группа. Упражнения для пальцев динамические.
ПРЕДПОЛАГАЕМЫЙ РЕЗУЛЬТАТ
целенаправленная, систематическая и планомерная работа по развитию мелкой моторики рук у детей дошкольного возраста во взаимодействии с родителями способствует формированию интеллектуальных способностей, положительно влияет на речевые зоны коры головного мозга, а самое главное- способствует сохранению физического и психического здоровья ребёнка. И всё это напрямую подготовит его к успешному обучению в школе.