Анна Васильевна Шлипотеева
Проект «Интеллектуальное лето»
▼ Скачать + Заказать документы
Интеллектуальное лето
Муниципальное общеобразовательное учреждение Куровская средняя общеобразовательная школа № 6
ПЕДАГОГИЧЕСКИЙ ПРОЕКТ «ИНТЕЛЛЕКТУАЛЬНОЕ ЛЕТО»
по социально-коммуникативному развитию
ПЕДАГОГ-ПСИХОЛОГ
Шлипотеева Анна Васильевна
г. Куровское 2022
1
Содержание
1. Паспорт проекта 3
2. Актуальность проекта 5
3. Цели и задачи проекта 7
4. Ожидаемые результаты проекта 7
5. Теоретические положения проекта 8
Публикация «Проект „Интеллектуальное лето“» размещена в разделах
6. Механизм реализации проекта 9
7. Ресурсное обеспечение 11
8. Реализация проекта 13
9. Результативность и механизмы оценки результатов. 25
10. Список литературы 27
Приложение 1. Результаты диагностики детей. Результаты анкетирования родителей и педагогов
Приложение 2. Перспективный план педагогического проекта
Приложение 3. Конспект театральной постановки Л. И. Куликова "Белочка-умелочка".
2
1. Паспорт проекта
Творческое название проекта Автор проекта
Тип проекта
Участники проекта
Продолжительность Анализ ситуации
Актуальность
Цель
Интеллектуальное лето
Шлипотеева А. В., педагог-психолог МОУ Куровская СОШ № 6
Информационно-практико-ориентированный, социально-коммуникативной направленности Педагог-психолог, воспитатели, музыкальный руководитель, дети старшего дошкольного возраста (6-7 лет, родители (законные представители). Краткосрочный (три месяца, май - июль 2022г.
По результатам диагностики детей, анкетирования родителей и воспитателей выяснилось:
Все реже дети проявляют толерантность в общении со взрослыми и сверстниками.
Многие дети не проявляют читательского интереса к художественной литературе и детской периодике, считая это скучным и неинтересным занятием, выражают недовольство, когда взрослые читают им детскую литературу, предпочитают компьютерные игры, просмотр мультфильмов. Не все родители осознают значимость книги в воспитании детей дошкольного возраста.
Образ семьи сформирован в сознании детей отрывисто, общение родителей с детьми однообразно по содержанию и недостаточно по времени.
Основная миссия Федерального образовательного стандарта дошкольного образования: «Становление и развитие личности ребенка». Главное условие для решения этой задачи – это создание такого образовательного пространства, в котором ребенок сможет раскрыть и развить свои творческие способности на основе сотрудничества с взрослыми, сверстниками и окружающим социальным миром. Максимальная реализация возможностей ребенка предполагает обогащение содержания и форм детской деятельности, что достигается при помощи особых средств. В основе разработки таких средств лежит идея насыщения жизни ребенка яркими событиями – экскурсиями, встречами, играми, театрализацией. Проект выступает для ребенка, как возможность проявить себя и общаться.
Создание благоприятных условий для развития
3
культурной, творческой, социально-активной личности.
Задачи
Этапы реализации проекта
Содействовать формированию толерантного поведения дошкольников, через развитие коммуникативных способностей.
Развивать у детей устойчивый интерес к детской литературе и детским периодическим изданиям.
Создать условия для обогащения представлений детей о своей семье, её родословной, трудовой деятельности членов семьи.
Вовлекать родителей в совместную творческую деятельность с ребенком в условиях семьи и дошкольной организации.
1 этап организационно-диагностический, май 2015г. 2 этап основной, июнь 2015г.
3 этап обобщающий, сентябрь 2015г.
Риски проекта Неблагоприятные погодные условия.
Результат
Репрезентативность проекта
Дети активно взаимодействуют со взрослыми и сверстниками, проявляют толерантность в общении. Дети проявляют интерес к детской литературе, пользуются фондами библиотеки, ознакомлены с детскими периодическими изданиями, имеют начальные представления о журналистской профессии.
Повысился уровень родительской активности в организации совместной деятельности по воспитанию детей, оптимизация детско-родительских отношений. Городское педагогическое сообщество педагогов-психологов
Встреча родительского Клуба Педагогический совет в ДОУ
4
2. Актуальность проекта
Формирование любых личностных новообразований -умений, способностей, личностных качеств, возможно лишь в деятельности.
Л. С. Выготский
Александр Григорьевич Асмолов определил основную миссию Федерального образовательного стандарта дошкольного образования: «Становление и развитие личности ребенка». Главное условие для решения этой задачи – это создание такого образовательного пространства, в котором ребенок сможет раскрыть и развить свои творческие способности на основе сотрудничества с взрослыми, сверстниками и окружающим социальным миром. Поэтому передо мной, как педагогом, встала задача: создать такую образовательную среду, которая представляла бы собой определенную систему. Идея разработки и внедрения проекта зародилась после прохождения курсов повышения квалификации по теме «Особенности и технологии реализации программы по основам медиаграмотности в образовательной организации» Жизнь детей в летние дни должна быть совершенно не такой, как в другое время - немного загадочной, насыщенной необычным, сказочным, удивительным. Но в то же время дети должны приобретать определенные знания. Максимальная реализация возможностей ребенка предполагает обогащение содержания и форм детской деятельности, что достигается при помощи особых средств. В основе разработки таких средств лежит идея насыщения жизни ребенка яркими событиями – экскурсиями, встречами, играми, театрализацией. Проект выступает для ребенка, как возможность проявить себя и общаться. Социокультурные мероприятия в работе с детьми позволяют адаптировать ребенка к социуму и подготовить к школьному обучению.
Проект «Интеллектуальное лето» отражает современные тенденции в воспитании детей: направленность на развитие познавательной деятельности; организация образовательного процесса как совместной деятельности детей и взрослых; продуманное сочетание игровых занятий, исследовательской и практической деятельности. Уникальность данного проекта ещё и в том, что его можно использовать для реализации любой образовательной области и в полной мере основываться на интегрированном подходе.
Я придерживалась следующих способов организации совместной деятельности педагога с детьми, которые обеспечивают последовательное развитие субъектости ребенка: совместно-разделительная деятельность, развитие способности ребенка к предвидению последствий собственного поведения, возложение полномочий, создание ситуации успеха, рефлексивная деятельность.
5
Комплексный подход к реализации содержания проекта предполагает работу с родителями воспитанников, что выполняет одну из задач ФГОС ДО: повышение компетентности родителей в вопросах развития и образования. Нам очень важна сопричастность родителей, ведь ребенок много времени проводит в детском саду и для того, чтобы родители знали об этой жизни ребенка, их необходимо вовлекать в жизнь группы. Дети и родители — это единое целое, составляющее семью, и нельзя работать с одним, забывая о другом, без сотрудничества невозможно ни воспитание, ни развитие, ни образование.
Основная миссия проекта – создание благоприятных условий развития ребенка как субъекта отношений с самим собой, другими детьми, взрослыми и миром в соответствии с его возрастными и индивидуальными особенностями и склонностями.
Теоретическая значимость проекта заключается в разработке содержания, методов и форм, которые предусматривают поэтапную организацию формирования культурной, творческой, социально активной личности, повышению интереса к ценностям семьи и участия родителей в совместных мероприятиях.
Практическая значимость проекта заключается в повышение качества воспитательно-образовательного процесса по формированию социально-активной личности дошкольника через организацию совместной творческой, исследовательской деятельности родителей, детей, педагогов. Укрепление связей семьи и детского сада.
Новизна проекта заключается в выработке новых стратегических подходов по социализации личности ребенка и взаимодействию с семьёй ребёнка в условиях ДОУ. Предполагает транслируемость идеи через возможность ее тиражирования: использование в других дошкольных учреждениях.
Чтобы формировать всесторонне развитую личность в детском саду, необходимо учесть индивидуальность этой личности. Педагог должен поддерживать выражение мыслей дошкольников, так как это одно из качеств социально-активной личности. Необходимым условием формирования у дошкольников социальной активности является его включенность в коллектив. В детском коллективе в совместной деятельности осуществляется обмен информацией, согласование общих целей, взаимный контроль, развивается способность понимать состояния и мотивы поступков других людей и соответственно на них реагировать. Социальная активность как качество личности формируется в процессе социализации и выступает одним из важных ее показателей.
Опыт работы по проекту может быть полезен педагогам дошкольного образования и реализован в детских образовательных учреждениях.
6
3. Цель и задачи проекта
Содержание проекта планировалось с учетом актуальных и приоритетных проблем, запросов родителей, педагогов, детей. По результатам анкетирования детей, родителей и воспитателей выяснилось:
1. Все реже дети проявляют толерантность в общении со взрослыми и сверстниками.
2. Многие дети не проявляют читательского интереса к художественной литературе и детской периодике, считая это скучным и неинтересным занятием, выражают недовольство, когда взрослые читают им детскую литературу, предпочитают компьютерные игры, просмотр мультфильмов. Не все родители осознают значимость книги в воспитании детей дошкольного возраста.
3. Образ семьи сформирован в сознании детей отрывисто, общение родителей с детьми однообразно по содержанию и недостаточно по времени.
Цель проекта : Создание благоприятных условий для развития культурной, творческой, социально-активной личности.
Задачи:
1. Содействовать формированию толерантного поведения дошкольников, через развитие коммуникативных способностей.
2. Развивать у детей устойчивый интерес к детской литературе и детским периодическим изданиям.
3. Создать условия для обогащения представлений детей о своей семье, её родословной, трудовой деятельности членов семьи.
4. Вовлекать родителей в совместную поисково-исследовательскую, творческую деятельность с ребенком в условиях семьи и дошкольной организации.
4. Ожидаемые результаты
Проектная деятельность развивает способности детей к адаптации в разных социальных ситуациях, социальные навыки. И конечно должно привести к формированию чувства внутреннего комфорта и отсутствию стрессовых состояний. При успешной проектной деятельности у детей формируются коммуникативные навыки, организационные способности, решительность, умение находить решения в конфликтных ситуациях.
1. Дети активно взаимодействуют со взрослыми и сверстниками, проявляют толерантность в общении.
2. Повысился уровень родительской активности в организации совместной деятельности по воспитанию детей, оптимизация детско-родительских отношений.
3. Дети проявляют любознательность, интерес к детской литературе, пользуются фондами библиотеки. Родители осознали значимость
7
книги в воспитании детей дошкольного возраста. У детей закрепляются нормы этического поведения в общественных местах.
4. Дети имеют начальные представления о журналистской профессии, ознакомлены с детской медиапродукцией и периодическими изданиями.