Екатерина Антонова
Интеллектуальное развитие детей раннего возраста посредством использования развивающих игр
▼ Скачать + Заказать документы
Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение
«Детский сад № 119»
«Интеллектуальное развитие детей раннего возраста
через использование развивающих игр».
Подготовила:
воспитатель группы раннего возраста
Антонова Е. А.
Г. Нижний Новгород
2022
ИНТЕЛЛЕКТУАЛЬНОЕ РАЗВИТИЕ РЕБЕНКА 2 -3 ЛЕТ ЧЕРЕЗ ИСПОЛЬЗОВАНИЕ РАЗВИВАЮЩИХ ИГР
«Без игры нет, и не может быть
Публикация «Интеллектуальное развитие детей раннего возраста посредством использования развивающих игр» размещена в разделах
- Викторины. Сценарии викторин и интеллектуальных игр
- Дидактические игры
- Младшая группа
- Развитие ребенка. Материалы для педагогов
- Темочки
полноценного умственного развития.
Игра - это огромное светлое окно,
через которое в духовный мир
ребенка вливается живительный
поток представлений, понятий.
Игра – это искра, зажигающая огонек
пытливости и любознательности».
В. А. Сухомлинский
В психологии под интеллектуальным развитием рассматривается формирование и развитие познавательных функций. Ранний детский возраст является очень важным периодом в развитии ребенка и интеллектуальное развитие в этом возрасте характеризуется особенностями формирования восприятия, познания и понимания окружающего мира.
Каждый ребенок рождается с огромным потенциалом, мозг малыша активно работает, в первые годы жизни в головном мозге малыша устанавливаются и укрепляются связи между нервными клетками. Именно в первые годы кроха наиболее восприимчив к информации, буквально впитывает ее, он отлично все запоминает, умеет копировать и обладает высокой степенью любопытства. Ребенку интересно буквально всё, он открыт к любым знаниям, активен, его сложно удержать на месте, он достаточно неусидчив, но при этом стремительно развивается его внимание, речь и логическое мышление. Он проявляет интерес ко всему, что его окружает и эти его особенности, безусловно, стоит использовать для обучения.
Считается, что первые год-два являются «некомпенсируемыми» : если ребенок не узнает что-то вовремя, то в дальнейшем ему будет сложно освоить это. Раннее развитие не дает ребенку «упустить шанс» и дает малышу максимум информации в этот период, закладывая надежный интеллектуальный фундамент
Психологи считают период с 2 до 3 лет очень важным для развития детей. Именно в этом возрасте накапливается опыт, который они будут использовать на протяжении всей жизни. Это своеобразная база, на которую малыш будет опираться в будущем.
Каждый ребёнок – маленький исследователь, с радостью и удивлением открывающий для себя окружающий мир. При этом очень большое значение имеет качество взаимоотношений с взрослыми, которые должны создать соответствующую предметно развивающую среду и постоянно подогревать интерес малыша к познанию мира. Главная их задача – помочь ему сохранить и развить стремление к познанию, удовлетворить детскую потребность в активной деятельности, дать «пищу» уму ребёнка. Из-за особенностей психоэмоционального развития двухлетки основным видом его деятельности является игра, которая играет огромную роль в умственном воспитании и развитии интеллекта. Через игровые занятия и упражнения осуществляется его умственное, психическое и социальное становление.
В 2-3-летнем возрасте малыш еще не избавился от модели поведения ребенка раннего возраста, но уже старается проявлять свое «Я». Он эмоционален. Ему пока сложно надолго задерживать внимание на одном предмете. Однако он уже умеет сосредотачиваться на одном виде деятельности 15-20 минут, конечно, если это ему интересно.
Интеллектуальное развитие детей в ДОУ включает :
• развитие речи и речевого общения;
• развитие пространственного мышления и воображения (календарь, время);
• развитие логического мышления (классификация, соотношение);
• формирование сенсорной координации и моторики рук (графические символы, штриховка);
• формирование умения наблюдать, описывать и строить предположения;
• знакомство с правилами поведения по отношению к миру природы и миру вещей, созданных человеком;
• воспитание уважения к себе и окружающим и развитие этнически ценных способов общения.
Какими же интеллектуальными навыками и умениями должен владеть малыш в два года?
• может собирать пирамидку из 6-8 колец, ставить друг на друга кубики, собирать несложные постройки - башенки или пирамидки;
• может различать до 8 цветов, по просьбе показывает предметы определенного цвета;
• может различать простейшие геометрические фигуры: треугольник, квадрат или круг, различает их по признакам - маленький, большой, теплый, холодный;
• может складывать одни предметы в другие (матрешка, цветные вкладыши, собирать пазлы из 2-4 элементов;
• танцует под музыку - хорошо запоминает и выполняет определенные движения с соблюдением ритма;
• запоминает детские стихи, песни, говорит, используя слова из пассивного словаря для построения предложений.
Условия для развития интеллекта :
• Создание благоприятной эмоциональной атмосферы;
• Отсутствие принуждения. Интеллектуальная деятельность должна нравиться ребенку и носить только добровольный характер;
• Развивающая деятельность должна быть доступной для ребенка и соответствовать его возрасту.
• Обучение должно быть таким, чтобы оно вызывало усилие мысли, но не требовало напряжения, не вызывало усталости, страха и нежелания учиться раньше, чем ребенок придёт в школу.
Огромную роль в умственном воспитании и развитии интеллекта играют развивающие игры, которые не случайно заняли прочное место среди методов обучения и воспитания детей, развития их самостоятельной игровой деятельности. Они содержат в себе большие возможности в обучении и воспитании детей и могут успешно использоваться и как форма развития, и как самостоятельная игровая деятельность, и как средство воспитания различных сторон личности ребенка.
В процессе таких игр дети учатся решать познавательные задачи, вначале под руководством воспитателя, а затем и в самостоятельной игре. Любая развивающая игра ставит целью обогатить чувственный опыт ребёнка, развить его умственные способности.
Существует огромное множество самых разных их видов: познавательных, логических, на формирование памяти. Развивающие игры – это занятия, ориентированные на формирование словарного запаса и речевых умений малышей, становление их интеллекта, эволюцию мелкой моторики и всех остальных качеств.
Необходимыми условиями при проведении развивающих игр являются :
• Учет возрастных и индивидуальных особенностей детей.
• Последовательность и систематичность при использовании развивающих игр.
Организация развивающих игр педагогом осуществляется в трё х основных направлениях:
• подготовка к проведению игры,
• её проведение,
• анализ.
С помощью развивающих игр успешно решаются следующие задачи:
1. Формирование речи; пополнение и активизация словаря, воспитание правильного звукопроизношения, развитие связной разговорной речи. Именно в 2-3 года происходит прорыв в становлении речи. Чтобы выразить свои желания и мысли, ребенку требуется накопить большой лексикон. Мы должны помочь ему в этом, называя окружающие предметы и действия, совершаемые с ними. Отработка верного дыхания и артикуляции поможет научиться разговаривать связными предложениями. В своей работе мы очень часто используем потешки и считалки, ритмичные и рифмованные, которые очень нравятся малышам, разучиваем их с детьми.
Чтобы побудить наших воспитанников говорить, расширить их словарный запас, мы используем такие игры, как «Вставляем слово», «Кто как кричит», «Назови предмет», «Назови ласково», «Описание предмета» и др.
Большую радость доставляют детям пальчиковые игры, которые способствуют развитию мелкой моторики ручек и, сопровождаемые стихами и потешками, нравятся малышам, веселят их и часто становятся любимой игрой. Польза заключается в совершенствовании мышц ладошек и пальчиков ребенка. В дальнейшем это даст возможность малышам управлять кистью и пальцами в процессе рисования и письма. Для развития тактильных ощущений мы предоставляем детям в играх большое количество предметов с разной фактурой и текстурой: в ход идут колючие коврики, шершавые мячики, мягкие пушистые игрушки, которые на ощупь создают у малыша различное впечатление – чем больше разница, тем эффективнее результат.
2. Развитие умственной деятельности: мыслительных процессов и операций, познавательной активности и самостоятельности, культуры умственного труда.
В решении этой задачи нам помогают игры: «Собери пирамидку», «Поезд», «Разрезные картинки», «Цветные кучки», «Строим последовательности», «Найди предмету пару», «Что лишнее», «Собери матрешку», «Цветные вкладыши», пазлы и др.
Мы всегда стараемся выбирать такие игры, которые доставят малышу удовольствие. В процессе проведения игр мы постоянно общаемся с детьми, детально объясняем и показываем малышам последовательность их действий, разъясняем и комментируем, помогаем, ободряем, поддерживаем, и обязательно хвалим за малейший успех.
Развивающие игры развивают мелкую моторику пальчиков, способствуют становлению логики и интеллекта.
3. Для воспитания у детей познавательных интересов, любознательности мы используем игры : «Отличия в рисунках», «Что пропало или изменилось?», «Странные человечки», «Угадай музыкальный инструмент» и др.
При проведении этих игр мы объясняем детям непонятную информацию, поощряем и развиваем способности наших воспитанников самостоятельно решать поставленные перед ними задачи, тренируем их память, внимание, развиваем логику, сообразительность.
4. Формирование системы научных знаний о природе и обществе.
Наши воспитанники очень любят все без исключения игры, которые мы ежедневно проводим с ними: «Когда идет дождь», «Животные», «Растения», «Профессии», «Предметы и одежда по сезону», «Тени» и многие другие.
Эти игры помогают нам весело организовать досуг малышей и способствуют изучению ими окружающего мира.
Развивайте малышей гармонично. Занимайтесь с ними. Пусть занятия будут нескучными и полезными!
И помните: развивающие игры способствуют развитию всех сторон человеческой личности. Дети реагируют на них с огромным интересом, взрывами радости, что, безусловно, увеличивает их значение.
Но! Обучение должно быть таким, чтобы оно вызывало усилие мысли, но не требовало напряжения, не вызывало усталости, страха и нежелания учиться раньше, чем ребенок придёт в школу.
Советы родителям по развитию интеллекта ребенка :
• Используйте игры для развития интеллекта ребенка;
• Предлагайте ребенку "полезные" игрушки, стимулирующие мыслительную деятельность.
• Изготовляйте игрушки самостоятельно вместе с ребенком;
• Используйте многофункциональные игрушки;
• Не перегружайте ребенка;
• Проводить занятия с ребенком только в игровой форме;
• Решайте совместно с ребенком интеллектуальные задачи. Не оставляйте малыша одного наедине с трудностями, всегда старайтесь прийти на помощь;
• Подбирая ребенку детский сад, обращайте внимание на отношение педагогов к детям: добры ли они, создают ли условия для развития их интеллекта;
• Развивайте творческие способности ребенка, хвалите их за различные поделки и рисунки;
• Создайте в семье доверительные отношения, поддерживайте друг друга, всесторонне развивайте ребенка, проводите время вместе с пользой;
• Формируйте у ребенка удовольствие и радость от процесса развития и обучения.