Получи документы

Игры на основе методики венгерского психолога Золтана Дьенеша

Оксана Лебедева
Игры на основе методики венгерского психолога Золтана Дьенеша

«ИНТЕРЕСНЫЕ ИГРЫ – УПРАЖНЕНИЯ»

ЛОГИЧЕСКИЕ БЛОКИ состоят из 48 геометрических фигур, которые различаются по цвету (красный, синий, желтый, размеру (большие, малые, форме (круг, треугольник, квадрат, прямоугольник, толщине (толстые, тонкие). Они помогают детям овладеть мыслительными операциями и действиями. Такими действия является: выявление признаков, их абстрагирование, сравнение, классификация и особенно – кодирование и декодирование информации. Перед тем, как предложить детям работать с блоками, нужно предоставить им возможность поиграть с ними. Одни дети сортируют фигуры по цвету, форме и величине (на форму тонкие и толстые, они не обращают внимания). Другие дети строят из этих блоков здания, дороги, бусы; другие просто перемешивают их в коробочке руками. Затем мы оставляем в коробках 12 блоков (больших и толстых) и используем их для игр – упражнений. Тонкие фигуры в младшей группе не даются.

Публикация «Игры на основе методики венгерского психолога Золтана Дьенеша» размещена в разделах

Весь комплекс игр – упражнений – это словно длинная интеллектуальная «лесенка», а каждая игра – новая «ступенька». На каждую «ступеньку» ребенок обязательно должен стать. Если пропустить одну, то подняться на следующую «ступеньку» будет уже труднее. Первые задачи и упражнения очень простые, их целью является усвоение свойств, слов: такой самый, не такой (форма и цвет).

Ребята угощают медвежат пряниками (жёлтые фигуры – блоки выбираются и раздаются между игрушками-мишкам, одновременно закрепляют понятия: сколько всего; столько, сколько. Снеговиков угощают мороженным (используются такие же действия и с синими блоками). Дети выкладывают дорогу от домика медведя, что бы Машенька могла убежать к бабушке и дедушке (из фигур одного цвета или одинаковых форм). При этом одно и тоже упражнение может усложняться учитывая возрастные особенности детей. Пряники распределяются в определенной последовательности и по определё нной форме: бабушке – круглый, деду - квадратный, внучке - треугольный и т. д. Собственно так дети учатся классифицировать. Дорожку нужно проложить такую, что бы блоки не повторялись по цвету и форме.

Детям не сразу удается абстрагировать признаки, тоесть выделить определенный признак от самого предмета.

Например, поросенок Хрюша хочет поздравить своего приятеля – воронёнка Каркушу и выбирает для него подарочки. Условие таково: подарок должен быть желтого цвета. Дети отобрали все желтые фигуры – блоки, а на вопрос: «Какого цвета блоки остались?» - ответили: «Сини и красные». «А они желты?» - спросила я. «Нет», - отрицали дети. «Поэтому так будем говорить: нет не желтые, другие.»

Постепенно дошкольники учатся видеть в фигуре необходимые в конкретной ситуации признаки. Здесь им помогает игра «Дорожка» (тропинка к домикам трех поросят, трасса для авторалли). Правило: чередовать блоки по цвету и форме. Игра «Помири друзей», «Засели домики» развивают умение абстрагировать и классифицировать фигуру.

Логические блоки Дьенеша представляют собой эталоны форм – геометрических фигур (круг, квадрат, прямоугольник, треугольник, мы используем их для закрепления представлений об этих фигурах. Дети выполняют с блоками разные действия: выкладывают их в ряд; меняют местами; забирают; прячут; ищут; «распределяют» между игрушками, которые были в ссоре; дарят сказочным персонажам (Комарику – платочек для Мухи – Цокотухи, Дедушке – платочек для Бабушки и Внученьки.) Очень нравится ребятам игра «Найди сокровище», в которой они выделяют и называют два признака предмета: цвет и величина. Постепенно от выделения и абстрагирования признаков переходим к развитию у детей умения сравнивать предметы по их признакам. Так в игре «Поймай пару» деть ищут схожесть по одному признаку (они любят выигрывать у меня).

Дошкольники упражняются в составлении из блоков различных предметов : домиков, машин, башенок, клоунов, роботов и тому подобное. Каждый ребенок проявляет творчество, выдумывая новый проект и новую модель, изменяя цвет и расположения фигур, их количество, величину.

Например: красный, толстый маленький блок - это одно колесо машины. Однако такого же блока больше нет. Синий, желтый, красный, но маленькие и тонкие. Соединив два блока вместе (на синий тонкий положим тонкий красный, будем иметь двое одинаковых по размеру и толщиной колес нужного цвета. Однако это задание еще остается на потом.

Для дальнейшей работы с дошкольниками используют карточки (5/5см, на которых условно обозначены признаки блоков - фигур: цвет, форма, размер, толщина, а также пользоваться карточками - схемами. Использование карточек даст возможность развивать у детей умение заменять и моделировать признаки, кодировать и декодировать информацию о них, научившись оперировать всеми блоками. То есть, получив еще 24 тонкие блока, они смогут интересно и разнообразно изучать, играя математические закономерности.

Публикации по теме:

Игры и упражнения для развития креативности У большинства детей до 5-7 лет функции практически всех психических проявлений соответствуют правому полушарию. В этом возрасте доминантным.

Дидактические игры с блоками Дьенеша и логическими фигурами Педагогическая практика подтверждает, что при условии правильно организованного педагогического процесса с применением научно выведенных.

Игры и игровые упражнения для дошкольников Вид игры (игровое упражнение).Описание игры (игрового упражнения). 1. Игра (игровое упражнение,направленная на формирование умения выделять.

Игры и упражнения для мелкой моторики рук Игры и упражнения для мелкой моторики рук. 1. Пальчиковые бассейны представляют собой открытые емкости (чаще пластмассовые лотки, заполненные.

Игры и упражнения для речевого дыхания Игра со свечой. Цель. Развивать правильное речевое дыхание. Ход игры. Детям предлагают сделать бесшумный вдох через нос, затем подуть на.

Игры и упражнения с использованием манежа Давай поиграем. Цель: выявлять уровень сформированности у ребенка представлений о цвете, форме, величине, наличие зрительно- двигательной.

Игры и упражнения с пескомИгры и упражнения с песком Игры и упражнения с песком. Песочная терапия проводится для коррекции эмоциональной сферы детей. Играя, ребенок развивает и выражает свою.

Конспект семинара «Астрономия для детей: как превратить научные факты в интересные игры?» Цель работы: повышение образовательной компетентности родителей и педагогов, укрепление детско-родительских отношений. Оборудование:.

Консультация для воспитателей «Развивающие игры в работе с детьми дошкольного возраста. Логические блоки Дьенеша» АКТУАЛЬНОСТЬ ПРИМЕНЕИЯ БЛОКОВ ДЬЕНЕША Развитие интеллектуальных способностей детей дошкольного возраста – одна из актуальных проблем современности.

Сценарий развивающей игры с блоками Дьенеша «Как Ваня и Маша ходили в зоопарк» Сценарий развивающей игры «Как Ваня и Маша ходили в зоопарк». Цель: развивать умения сравнивать предметы по признакам (цвету и форме,.

Библиотека изображений:
Автор публикации:
Игры на основе методики венгерского психолога Золтана Дьенеша
Опубликовано: 21 января 2016 в 15:05
+10Карма+ Голосовать
Расскажите коллегам и друзьям!
Комментарии:
Всего комментариев: 4.
Для просмотра комментариев
Популярное из нового
24 апреля. Всемирная неделя иммунизации. Передвижка «Прививки — это серьезно»

Каждый год 24 апреля во всем мире стартует Всемирная неделя иммунизации. Цель этого мероприятия — повышение осведомленности населения о принципиальной важности полноценной иммунизации на протяжении всей...

22 апреля. День Матери Земли. Передвижка «День Земли»

Сегодняшний праздник отмечается во всем мире, ведь он посвящен нашему общему месту обитания — планете Земля.


Горячие темочки



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД