Наталья
Интервью как средство развития речи детей старшего дошкольного возраста
▼ Скачать + Заказать документы
«Интервью как средство развития речи детей старшего дошкольного возраста»
Тиунова Н. В., воспитатель МБДОУ НГО «Детский сад №17 «Солнышко»
Речь — это важнейшая творческая психическая функция человека, область проявления присущей всем людям способности к познанию, самоорганизации, саморазвитию, к построению своей личности, своего внутреннего мира через диалог с другими личностями, другими мирами, другими культурами.
Публикация «Интервью как средство развития речи детей старшего дошкольного возраста» размещена в разделах
- Развитие ребенка. Материалы для педагогов
- Развитие речи. Речевое развитие детей
- Старшая группа
- Темочки
- Конкурс для воспитателей и педагогов «Лучшая методическая разработка» апрель 2020
Как правило, дошкольники овладевают лишь самыми простыми формами диалога со сверстниками, но затрудняются в рассуждениях и подборе аргументации по теме диалога и т. д.
На основании всего вышеизложенного, предположила, что применение в практической деятельности детей старшего дошкольного возраста метода «Интервью», поможет усилить речевую мотивацию к созданию условий для формулирования вопросов, а также к построению ими самостоятельных высказываний и рассуждений.
Цель данного метода – развитие коммуникативной компетентности детей старшего дошкольного возраста.
В рамках организации работы с использованием метода интервьюирования, учу детей 6-ти лет проводить сбор информации, материала для съемок видеорепортажа, придумывать вопросы, обмениваться мнениями.
С учетом возрастных и психологических особенностей детей старшего дошкольного возраста, их речевыми возможностями в качестве приоритетных задач выделила следующие:
1. формировать умение вести диалог со сверстниками и взрослыми;
2. развить у детей представление по построению самостоятельных высказываний на основе сформированных лексических, грамматических и синтаксических навыков;
3. расширять и активизировать словарный запас;
4. способствовать использованию невербальных средств общения;
На начальном этапе работы знакомлю детей с профессией журналист. Провожу вводные занятия по темам:
1) «Журналисты»,
2) «Интервью»,
3) «Люди которые собирают информацию!» (рассказываю о журналистах, их работе; кто берет интервью и у кого его берут, как правильно брать интервью.
Знакомлю детей с техническими средствами - микрофоном, фотоаппаратом, видеокамерой.
1. Для дальнейшей работы разработала и написала тематический план по теме: «Интервью»;
Организовала «Уголок журналиста».
Работу в уголке выстроила в 2 этапа:
1. Подготовительный этап:
Изучение лексической темы. (Отталкиваясь от интереса детей, провоцирую вопросами: «Что тебе интересно узнать? Кто хочет найти ответ? Кому вы хотите рассказать?») Учила детей, придумывать вопросы отвечать развернуто.
Развитие поисковой активности в форме вопросов – с помощью домашних заданий (расспросить родителей на интересующую тему, и с помощью игр.
Игра «Данетка».
Цель: Развитие вопросительности. (догадаться что за предмет по указанным его деталям, отдельным составным элементам.)
Материал: предметные картинки, фишки.
Ход проведения. Дети делятся на две команды. Одной из команд даётся предметная картинка. Команда, где находится предметная картинка, отвечает на вопросы своих соперников. Если команда задавала и отвечала на вопросы, то даются фишки. В конце игры подсчитывается количество заработанных фишек за вопросы и ответы
Игра "Кто больше задаст разных вопросов".
Цель: Развитие вопросительности.
Материал: карточки с символами обозначающие разные вопросы - "Кто это?", "Что это?", "Какого цвета?", "Какой формы?", "какого размера?", "Почему?", "Для чего?", "Где?", "Что делают?", фишки соответствующего цвета, несколько предметов (4-5, расположенных на столе.
Ход проведения. Карточки с символами раскладываются в поле зрения детей. Ведущий говорит: " Сегодня мы постараемся задавать разные по форме вопросы. Спрашивать нужно про предметы находящиеся у меня на столе. За каждый вопрос дается фишка Выигрывает тот, кто получит больше фишек разного цвета".
Игра «Корреспонденты».
Цель: Формирование коммуникативной компетентности дошкольников. Совершенствовать умение задавать вопросы, как сверстникам, так и взрослым.
Материал: микрофон, игрушечная камера или телефон.
Ход проведения: Педагог обращает внимание детей, на то, что к ним приехали корреспонденты, которые хотят взять интервью. Например у мальчика, который победил в шашечном турнире. Корреспондент выбирает место для интервью. Приглашает интервьюера. Корреспондент задает заранее запланированные вопросы, а интервьюер отвечает на них. Чуть подальше от них интервью «снимает оператор». Когда все вопросы будут заданы и получены ответы, корреспондент благодарит интервьюера.
Можно использовать сюжетно-ролевую игру «Мы - телеведущие».
2. Основной этап:
Проведение интервью :
• со сверстниками;
• со взрослыми (встречи - беседы с интересными людьми – заведующим, старшим воспитателем и педагогами детского сада- видеорепортажи о «Жизни детского сада», родителями.
С каждым интервью дети задают все более емкие вопросы, правильно выстраивают их, получается это не сразу.
Формы организации взаимодействия с родителями.
• Для родителей были организованы мини-консультации (“Игры на развитие речи”, “Обсудите интервью с детьми”, с целью заинтересовать и привлечь родителей к активному участию в реализации метода - сбору необходимых материалов и атрибутов для интервью.
• Сами родители приглашались на интервью в группу.
Для помощи детям в овладении на практике методом интервьюирования использовала моделирование. Моделирование считается эффективным приемом развития диалогической речи, так как замена вербальных абстрактных образов зрительными, значительно облегчает обучение. С этой целью использовала схемы - подсказки для ведения диалога.
Схема - подсказка состоит из картинок - символов. По этим картинкам педагог совместно с ребятами подбирает возможные варианты вопросов, которые можно задать. Затем, уже в процессе самого интервью, ребенок - корреспондент выстраивает свой диалог, имея перед собой зрительную опору в виде картинок-символов.
Это позволяет детям учиться задавать вопросы и грамотно на них отвечать, соблюдать последовательность в передаче событий, устанавливать контакт с респондентом и вести диалог, выделять смысловые звенья диалога, развивать умение уверенно держаться перед объективом видеокамеры, развивать быстроту реакции в меняющейся ситуации общения.
Результатом использования метода интервьюирования в практической деятельности детей стали :
• видео сюжеты о жизни детского сада; (с заведующим, и персоналом)
• видео сюжетного ряда о праздничных мероприятиях детского сада; (с родителями)
• видео сюжеты новостного ряда - телепередача «Детские новости» на тему: «Новый год у ворот».