Исследование уровня развития позитивной социализации детей дошкольного возраста

Анна Красноперова
Исследование уровня развития позитивной социализации детей дошкольного возраста

«Исследование уровня развития позитивной социализации детей дошкольного возраста»

Совершенствование и инновационное развитие современного общества требуют появление инициативных, творчески мыслящих и принимающих неординарные решения людей, готовых учиться и развиваться всю жизнь. Все необходимые для этого навыки формируются с детства.

В соответствии с Федеральным государственным образовательным стандартом дошкольного образования (ФГОС ДО) развитие ребенка дошкольного возраста должно обеспечиваться целостным процессом позитивной социализации. [ ] Процесс социализации невозможен без учета личностных особенностей детей. Каждый педагог в своей деятельности обязан принимать во внимание индивидуальные возможности и способности всех детей. Отечественные ученые А. С. Белкин, В. В. Давыдов, Д. И. Фельдштейн, Д. Б. Эльконин и др. считают, что каждый ребенок проходит огромнейших путь в своем развитии именно в период дошкольного детства. Дошкольный возраст, как никакой другой наполнен достижениями в социальном развитии детей. [ ]

Для того, чтобы осуществлять сопровождение позитивной социализации детей дошкольного возраста в первую очередь необходимо провести диагностику, качественный анализ результатов которой дает возможность педагогу не только скорректировать образовательный процесс в группе, но и разработать индивидуальные образовательные маршруты на детей с низким уровнем развития.

Существует множество различных определений понятия позитивной социализации, мы придерживаемся следующего определения …

Позитивная социализация –есть прямой результат правильного воспитания, которое учитывает механизмы процесса социализации (личный пример взрослого, организация социокультурной среды) и особенности психического развития ребенка. [ ]

Для измерения уровня развития позитивной социализации детей дошкольного возраста мы определили четыре критерия:

-социальный интеллект

-самооценка

-самостоятельность

-траектория успешности ребенка

Понятие социального интеллекта сравнительно новое для современной психологической науки. В научной литературе социальный интеллект определяется как «интегральная интеллектуальная способность, определяющая успешность общения и социальной адаптации» и предполагает открытость в отношениях с окружающими, осознание самоценности собственной личности и других людей, проявление внимания, сочувствия, сопереживания к окружающим, согласования своих действий для достижения общего результата.

[ ]

Уровень развития социального интеллекта измеряется с помощью альбома для экспресс-диагностики модифицированной методики Гилфорда и Салливана. [ 1 ] Методика включает в себя 4 субтеста, исходя из которых обследование детей осуществляется по четырем блокам заданий и иллюстративного материала.

Задания первого блока дает возможность установить способность ребенка определять последствия поведения человека в проблемной ситуации и предвидеть то, что произойдет в дальнейшем.

Задания второго блока помогают выявить навык детей различать эмоции и объединять одной эмоцией несколько ситуаций или символических изображений.

Третий блок исследует умение детей понимать изменения значения фразы в зависимости от эмоциональной окрашенности и подбирать подходящую эмоциональную окраску высказывания для определенной ситуации.

Задания четвертого блока демонстрируют понимание детьми логики развития ситуации взаимодействия и значение поведения людей в этих ситуациях.

Таким образом, методика позволяет выявить отношение ребенка к окружающей его действительности и определить позицию по отношению к проблемной ситуации; выявить умение ребенка определять эмоции и объединять ими различные ситуации; уровень способности ребенка определить последствия поведения людей; уровень способности ребенка использовать эмоциональную окраску высказываний; уровень умения ребенка понимать окружающих; умение ребенка анализировать свои поступки и поведение.

Самооценка детей дошкольного возраста определяется с помощью методики «Лесенка». Данная методика определяет систему представлений ребёнка о том, как он определяет ценность самого себя, как личности, как, по его мнению, его ставят высоко другие люди и как соотносятся эти представления между собой.

Прежде всего, необходимо обратить внимание, на какую ступеньку ребёнок сам себя поставил. Считается нормой, если дети этого возраста ставят себя на ступеньку «очень хорошие» и даже «самые хорошие» дети. В любом случае это должны быть верхние ступеньки, так как положение на любой из нижних ступенек (а уж тем более на самой нижней) говорит не об адекватной оценке, а об отрицательном отношении к себе, неуверенности в собственных силах.

Самостоятельность детей дошкольного возраста определяется путем наблюдения за деятельностью детей и составления индивидуального профиля самостоятельности ребенка педагогами и родителями, который включает в себя двадцать утверждений. Степень выраженности утверждений распределяется в интервале от +2 до -2. Чем больше баллов, тем выше у ребенка выражена потребность в самостоятельности. [ 2 ]

Диагностика траектории успешности осуществляется через фиксацию участия и успеха каждого ребенка в различных мероприятиях детского сада, конкурсах, фестивалях и соревнованиях. Диагностика траектории успешности позволяет сделать вывод о способностях и склонностях каждого ребенка (если ребенок больше успешен в спортивных соревнованиях, эстафетах, то у него склонности к спорту и т. д.)

Пример оформления траектории успешности

№ Ф. И. ребенка Мероприятия д/с Конкурсы, фестивали, соревнования

Город РФ уровень Междун.

Акция «Ромашка» Конкурс чтецов Ведущая роль

на утреннике «Лыжня

зовет» Шашечный

турнир Малая

Олимпиада Конкурс рисунков «Осень золотая»

1 Иванов И. +

У - - +

П +

П +

П

Условное обозначение

У- участие

П -призер, победитель

Таким образом, данный диагностический инструментарий позволяет

определить уровень развития позитивной социализации детей дошкольного возраста, что в свою очередь поможет педагогу скорректировать образовательный процесс и разработать индивидуальные образовательные маршруты на каждого ребенка.

Список литературы:

1. Альбом для экспресс - диагностики социального интеллекта детей дошкольного возраста (в 3-х раб. тетр.): приложение к сборнику научных статей межрегиональной дистанционной конференции «Социализация детей дошкольного и младшего школьного возраста как инвестиция в будущее»/ под ред. Н. В. Микляевой. -М.:Берлин: Директ-Медиа, 2017.-55 с.

2. Атарова А. Н. Психолого-педагогическая диагностика самостоятельности старших дошкольников в детских видах деятельности / https://cyberleninka.ru/article/n/psihologo-pedagogicheskaya-diagnostika-samostoyatelnosti-starshih-doshkolnikov-v-detskih-vidah-deyatelnosti

3. Михайлова (Алешина) Е. С. Методика исследования социального интеллекта (Адаптация теста Дж. Гилфорда и М. Салливена): Руководство по использованию, - СПб., 1996.-53с.

4. Технологии эффективной социализации детей 3-7 лет: система реализации, формы, сценарии: методическое пособие. - М.: Вентана - Граф, 2017.-320 с.

5. Федеральный государственный образовательный стандарт дошкольного образования (Приказ Министерства образования и науки Российской Федерации от 17.10.2013 г. № 1155)

Публикации по теме:

«Формы и средства позитивной социализации воспитанников в условиях событийной организации образовательного процесса» «Ввести ребенка в мир человеческих отношений-  одна из важных задач воспитания личности ребенка дошкольного возраста» В. А. Сухомлинский.

Консультация «Создание условий для позитивной социализации детей в ДОУ» " Ввести ребенка в мир человеческих отношений - одна из важнейших задач воспитания личности ребенка дошкольного возраста " В. А. Сухомлинский.

Использование устного народного творчества, как средства позитивной социализации детей с особыми возможностями здоровья Использование устного народного творчества, как средства позитивной социализации детей с особыми возможностями здоровья (с тяжелыми нарушениями.

Из опыта работы «Исследование проблемы речевого развития ребенка старшего дошкольного возраста» 1. Исследование проблемы речевого развития ребенка старшего дошкольного возраста 1.1 Речь. Характеристика речевого развития детей старшего.

Консультация для воспитателей «Позитивная социализация. Формы организации позитивной социализации» I. Позитивная социализация —это умение ребенка взаимодействовать с окружающими людьми, выстраивать свое поведение и деятельность, учитывая.

Роль педагога ДОУ в позитивной социализации дошкольников Проблема качества дошкольного образования в последние годы приобрела не только актуальный, но и значимый характер. Поскольку дошкольный возраст.

Социальное партнерство как условие социализации детей дошкольного возраста «Детство – это важнейший период человеческой жизни, не подготовка к будущей жизни, а настоящая, яркая, самобытная, неповторимая жизнь. И.

Социальные акции как средство ранней социализации детей дошкольного возрастаСоциальные акции как средство ранней социализации детей дошкольного возраста b]Социальные акции как средство ранней социализации детей дошкольного возраста[/b] Ильина Надежда Васильевна, воспитатель Разумова Ирина.

Создание условий для психолого-педагогической поддержки позитивной социализации детейСоздание условий для психолого-педагогической поддержки позитивной социализации детей Создание условий для психолого-педагогической поддержки позитивной социализации детей Отечественный и мировой опыт показал, что воспитательная.

Условия социализации детей старшего дошкольного возраста через игры с правилами В современном мире проблема социализации подрастающего поколения становится одной из актуальных. Родители и педагоги часто задаются вопросом,.

Библиотека изображений:
  • Тело, организм, эмоции
  • Научная лаборатория
Автор публикации:
Исследование уровня развития позитивной социализации детей дошкольного возраста
Опубликовано: 6 марта 2018 в 20:58
+23Карма+ Голосовать
Расскажите коллегам и друзьям!
Скачать и печатать
Комментарии:
Всего комментариев: 5.
Для просмотра комментариев
Популярное из нового
19 октября. Выставка салфетниц на МААМ

Сейчас салфетки считаются неотъемлемый предмет сервировки даже скромного стола. Сложно представить, что когда-то человечество не пользовалось ими. Древние греки вытирали руки фиговым листом, в Древнем...

18 октября. Всемирный день конфет

18 октября можно назвать праздником всех сладкоежек. А можно – и всеобщим праздником, ведь вряд ли найдётся хотя бы один человек, который не любит конфет. Или, по крайней мере, не любил их в детстве. У...

Консультация для родителей «Что должен уметь дошкольник»
Уважаемые родители, ваш ребенок еще не школьник, но нынешняя реформа школы уже скоро коснется и вашей семьи, будущего первоклассника. Ведь главная ее...
Детский мастер-класс по ручному труду «Грибы на лесной полянке»
Детский мастер – класс ребята группы выполняли в смешанных техниках – работа с природным материалом плюс аппликация. Материал для выполнения мастер –...
Наш бизиборд «Сказочный город» (часть 1)
Современные дети так же, как в прежние времена любопытны и активны в познании окружающей их действительности. Но бывает, что родители ограничивают эту...