Приложение МААМ

Исследовательская деятельность как способ формирования познавательного интереса к окружающему миру дошкольника

мадина межидова
Исследовательская деятельность как способ формирования познавательного интереса к окружающему миру дошкольника
▼ Скачать + Заказать документы

Актуальность темы

Эти строки из замечательной песни Г. Остера, как нельзя лучше отражают деятельность детей дошкольного возраста. Особое значение для развития личности дошкольника имеет усвоение им представлений о взаимосвязи природы и человека. Овладение способами практического взаимодействия окружающей средой обеспечивает становление мировидения ребёнка, его личностный рост. Ребёнок дошкольного возраста – природный исследователь окружающего мира. Мир открывается ребёнку через опыт его личных ощущений, действий, переживаний. Существенную роль в этом направлении играет поисково-познавательная деятельность дошкольников, протекающая в форме экспериментальных действий. Экспериментирование становится для ребёнка 5-6 лет одним из ведущих видов деятельности : «Фундаментальный факт заключается в том, что деятельность экспериментирования пронизывает все сферы детской жизни, все виды детской деятельности, в том числе и игровую». Игра в исследовании часто перерастает в реальное творчество. В настоящее время в нашей стране идет становление новой системы дошкольного образования. Роль современного воспитателя не сводится к тому, чтобы донести до ребенка информацию в готовом виде. Педагог призван подвести ребенка к получению знаний, помочь развитию творческой активности ребенка, его воображения. Именно в познавательно-исследовательской деятельности дошкольник получает возможность напрямую удовлетворить присущую ему любознательность, упорядочить свои представления о мире.

Публикация «Исследовательская деятельность как способ формирования познавательного интереса к окружающему миру дошкольника» размещена в разделах

Цель работы: создание оптимальных условий для развития познавательно-исследовательской деятельности дошкольников как основы интеллектуально – личностного, творческого развития.

Задачи: • формировать первоначальные представления об объектах окружающего мира;

• учить добывать информацию о познаваемом объекте в процессе его исследования;

• учить анализировать предметы путём сопоставления однородных признаков;

• обогащать и активизировать словарь детей новыми терминами.

• развивать познавательную активность и исследовательскую способность детей, используя метод экспериментирования;

• развивать эмоционально-ценностное отношение к окружающему миру;

• вовлечь родителей в жизнедеятельность группы в области познавательного развития.

Тип проекта: долгосрочный (февраль - май)

Вид проекта: познавательно - исследовательский

Участники проекта: воспитанники старшей группы, педагоги, родители.

План работы по познавательно – исследовательской деятельности с детьми старшей группы

Тема Работа с детьми Дидактический наглядный материал Работа с родителями

Февраль

«Металлы» (рудные полезные ископаемые) и свойства магнита.

Цель: Учить детей узнавать предметы из металла, определять его качественные характеристики и свойства. - Чтение сказок П. Бажова «Огневушка - поскакушка», «Медной горы Хозяйка».

- Игра «Найди нужный предмет».

- Д/игра «Что лишнее?»

- Сюжетно- ролевые игры: «Завод по изготовлению магнитов», «Магазин сувениров».

- Соревнование «Кто быстрее соберет магнетические предметы».

- Беседа «Как люди добывают металл», «Какие металлы вам знакомы».

- Опытно – исследовательская деятельность.

- Рассматривание различных предметов из металла (олово, медь, бронза, золото, серебро, железо, алюминий, сталь, ртуть).

- Обсуждение, в каких сказках встречаются сказочные герои из металла.

- Просмотр мультфильмов «Лунтик. Магнит», «Фиксики. Магнетизм» Фартуки, шапочки.

Металлические, стеклянные, деревянные и пластмассовые предметы.

Емкости с водой, скрепки, гайка.

Магниты по количеству детей.

Интерактивная доска; презентация, как добывают руду и выплавляют металл.

Памятки «Что нельзя и что нужно делать для поддержания интереса детей к познавательному экспериментированию».

Картотека экспериментов и опытов, которые можно провести дома с детьми.

Март

«Движение воздуха» (ветер)

Цель: Познакомить детей с таким природным явлением, как ветер, его роль в жизни природы и человека. - Чтение книги Н. Носова «Приключения Незнайки и его друзей» (главы о подготовке воздушного шара и путешествии на нем).

- Физминутка «Ветер дует нам в лицо».

- Опытно – исследовательская деятельность.

- Отгадывание загадок.

- Игры-ситуации «Как ветер растениям помогает», «Что можно сделать, чтобы помочь поселку очистить воздух?»

- Чтение - белорусская сказка «Золотые колосья», «Солнце и ветер» К. Д. Ушинский.

- Рассматривание иллюстраций и фотографий, просмотр презентации для детей «Ветер».

- Слушанье: «Шум ветра», «Воздушный шарик» Л. Шапковой.

- Упражнения «Подуй на вертушку», «Мыльные пузыри».

- Физкультурное развлечение «Непоседа - ветер». Бумажные вертушки на каждого ребенка.

Интерактивная доска; презентация «Ветер».

Пакетики, стакан, кораблик, свечка.

Консультации «Организация детского экспериментирования в домашних условиях»

«Домашние задания» по экспериментированию для детей и их родителей.

Фотовыставка «Мы экспериментируем»

Апрель

«Рукотворный мир. Разные ткани»

Цель: Формирование умения сравнивать разные виды тканей, осознавая, что их характеристики определяют способ использования. - Беседа «Ткани разные нужны, ткани разные важны».

- Чтение «Как рубашка в поле выросла» К. Ушинский, «Заплатка» Н. Носов.

- Сюжетно-ролевая игра «Ателье».

- Опыт «Ткань и бумага». Лоскутки разных видов ткани, полоски бумаги, ножницы, емкости с водой. Привлечение родителей к пополнению коллекции «Разные ткани», «Бумажная страна».

Май

«Вещество. Камни»

Цель: Развивать интерес к камням, умение обследовать их и называть свойства (крепкий, твердый, неровный или гладкий, тяжелый, блестящий, красивый). - Беседа: «Живые камни».

- Рассматривание детской энциклопедии «Хочу все знать». Больших картин с горными ландшафтами.

- Чтение сказок "Серебряное копытце"; Н. А. Рыжова «Что у нас под ногами».

- Выкладывание рисунков из камней.

- Строительные игры (строительство и украшение построек) Наборы речных и морских камней. Сосуд с водой, лупа. Салфетки на каждого ребенка, пластилин, керамзит, гранит, лимон, кремень, сахар, соль, «Ящик ощущений», фото: памятник А. С. Пушкину, Памятник неизвестному солдату и т. д. Консультация «Ребенок – исследователь в детском саду»

Июнь

«Как вода и мыло нам помогают бороться с микробами»

Познакомить детей с мылом и его свойствами.

- Слушание и просмотр сказки К. И. Чуковского «Мойдодыр».

- Беседа «Как я выгляжу»

- Разучивание потешек

- Д/игра «Искупаем куклу»

- Изучение плаката «Для твоего здоровья».

- Опытно – исследовательская деятельность.

- Рисование мылом.

- Просмотр мультфильма «Чебурашка и Крокодил Гена чистят речку». Мыло туалетное разной формы.

Емкость для воды на каждого ребёнка, жидкое мыло, трубочки для коктейля, ложки или совочки, стаканчики, мыльницы и разные формочки.

Совместное детско - взрослое творчество.

Ожидаемый результат.

Для детей:

- у детей сформируются навыки исследовательской деятельности, познавательной активности, творчества, самостоятельности,

- уверенность в себе посредством развития мыслительных операций, творческих предпосылок и как следствие - развитие личностного роста и чувства уверенности в себе и своих силах;

- научатся планировать свою деятельность, работать в коллективе,

- активное развитие речевой деятельности, пополнение словарного запаса.

Для педагогов:

- повышение профессионализма по данной теме;

- внедрение новых методов в работе с детьми и родителями;

- самореализация.

Для родителей:

- родители станут активными участниками образовательного процесса, повысится педагогическая грамотность;

- возрастет роль ДОУ у родителей как ведущего звена в организации образовательной работы с детьми.

Вывод:

В основе экспериментальной деятельности старших дошкольников лежит жажда познания, стремления к открытиям, любознательность, потребность в умственных впечатлениях, и наша задача удовлетворить потребности детей, что в свою очередь приведёт к интеллектуальному, эмоциональному развитию. Детская экспериментальная деятельность направлена на выработку самостоятельных исследовательских умений, способствует развитию творческих способностей и логического мышления, объединяет знания, полученные в ходе учебно-воспитательного процесса, и приобщает к конкретным жизненно важным проблемам

Благодаря проведению опытов, наблюдений у детей развивается познавательный интерес, способность сравнивать, устанавливать причинно-следственные связи, они учатся делать выводы, высказывать суждения, формируются основы научного мировоззрения.

Анализ литературы:

1. Дыбина О. В., Поддьяков Н. Н., Рахманова Н. П., Щетинина В. В., Ребенок в мире поиска: поисковой деятельности детей дошкольного возраста. /Под ред. О. В. Дыбиной. - М. : ТЦ Сфера, 2005. – 64 с.

2. Дыбина О. В. Рахманова Н. П., Щетина В. В. Неизведанное рядом: занимательные опыты и эксперименты для дошкольников. /Под ред. О. В. Дыбиной. - М. : ТЦ Сфера, 2010. - 64 с.

3. Иванова А. И. Методика организации экологических наблюдений и экспериментов в детском саду. М. : Сфера, 2004. -111с.

4. Смирнов Ю. И. Воздух: Книжка для талантливых детей и заботливых родителей. СПб., 1998. - 56 с.

5. Экспериментальная деятельность детей 4- 6 лет : из опыта работы/авт. -сост. Л. Н. Менщикова. - Волгоград: Учитель, 2009. - 87 с.

Изучение статей, конспектов по самообразованию и проектной деятельности на интернет сайте : https://nsportal.ru.

Публикации по теме:

Организация оздоровительной работы и развитие познавательного интереса воспитанников в летний периодОрганизация оздоровительной работы и развитие познавательного интереса воспитанников в летний период Лето – это самое благоприятное время для укрепления здоровья детей. В летний период дети проводят больше времени на воздухе, чем в помещении.

Игровой персонаж как средство формирования интереса к изобразительной деятельности у детей дошкольного возраста.Игровой персонаж как средство формирования интереса к изобразительной деятельности у детей дошкольного возраста. В своей профессиональной деятельности особое внимание я уделяю развитию у детей интереса к художественному творчеству. Как правило, в дошкольном.

Консультация для родителей «Развитие познавательного интереса ребёнка к вопросу финансовой грамотности» Целью обучения детей финансовой грамотности является: содействие финансовому просвещению и воспитанию детей, создание необходимой мотивации.

Консультация «Развитие познавательного интереса к математике у детей дошкольного возраста»Консультация «Развитие познавательного интереса к математике у детей дошкольного возраста» Дети - пытливые исследователи окружающего мира. Эта особенность заложена в них от рождения. Формирование у дошкольников познавательного.

Привитие познавательного интереса на уроках русского языка Лобанова Надежда Владимировна, учитель русского языка ГБОУ Республики Мордовия «Ялгинский детский дом-школа» Каждый учитель хочет, чтобы.

Проект «Формирование познавательного интереса к исследовательской деятельности у детей 3–4 лет»Проект «Формирование познавательного интереса к исследовательской деятельности у детей 3–4 лет» Уважаемые коллеги! В период активизации простудных заболеваний, я провожу с детьми весь комплекс закаливающих мероприятий. Также дети с.

Формирование познавательного интереса у детей посредством ознакомления с семьей, родным краемФормирование познавательного интереса у детей посредством ознакомления с семьей, родным краем .

Развитие познавательного интереса у детей дошкольного возраста посредством дидактических игрРазвитие познавательного интереса у детей дошкольного возраста посредством дидактических игр Дидактическая игра является одним из методов развития познавательного интереса детей дошкольного возраста к различным видам деятельности.

Выставка «Веселые ладошки» как способ пополнения портфолио дошкольникаВыставка «Веселые ладошки» как способ пополнения портфолио дошкольника Выставку под названием «Веселые ладошки» я провожу уже второй раз в своей работе. Со второй младшей группы мы начинаем совместно с родителями.

Выступление на РМО «Посткроссинг как средство развития познавательного интереса у детей старшего дошкольного возраста»Выступление на РМО «Посткроссинг как средство развития познавательного интереса у детей старшего дошкольного возраста» Доброго времени суток, дорогие коллеги! Под конец года всегда забот невпроворот, а для тех, кто участвует в проекте "Посткроссинг" еще и.

Библиотека изображений:
Автор публикации:
Исследовательская деятельность как способ формирования познавательного интереса к окружающему миру дошкольника
Опубликовано: 16 марта 2023 в 11:09
+1Карма+ Голосовать

Юридическая информация: публикация «Исследовательская деятельность как способ формирования познавательного интереса к окружающему миру дошкольника» (включая файлы) размещена пользователем мадина межидова (УИ 926590) на основе Пользовательского Соглашения МААМ. СМИ МААМ действует в соответствии со ст. 1253.1 ГК РФ. Используя МААМ принимаете Пользовательское Соглашение.

Расскажите коллегам и друзьям!
Поделитесь в сетях и мессенджерах:


Комментарии:
Всего комментариев: 1.
Для просмотра комментариев



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД