мадина межидова
Исследовательская деятельность как способ формирования познавательного интереса к окружающему миру дошкольника
▼ Скачать + Заказать документы
Актуальность темы
Эти строки из замечательной песни Г. Остера, как нельзя лучше отражают деятельность детей дошкольного возраста. Особое значение для развития личности дошкольника имеет усвоение им представлений о взаимосвязи природы и человека. Овладение способами практического взаимодействия окружающей средой обеспечивает становление мировидения ребёнка, его личностный рост. Ребёнок дошкольного возраста – природный исследователь окружающего мира. Мир открывается ребёнку через опыт его личных ощущений, действий, переживаний. Существенную роль в этом направлении играет поисково-познавательная деятельность дошкольников, протекающая в форме экспериментальных действий. Экспериментирование становится для ребёнка 5-6 лет одним из ведущих видов деятельности : «Фундаментальный факт заключается в том, что деятельность экспериментирования пронизывает все сферы детской жизни, все виды детской деятельности, в том числе и игровую». Игра в исследовании часто перерастает в реальное творчество. В настоящее время в нашей стране идет становление новой системы дошкольного образования. Роль современного воспитателя не сводится к тому, чтобы донести до ребенка информацию в готовом виде. Педагог призван подвести ребенка к получению знаний, помочь развитию творческой активности ребенка, его воображения. Именно в познавательно-исследовательской деятельности дошкольник получает возможность напрямую удовлетворить присущую ему любознательность, упорядочить свои представления о мире.
Публикация «Исследовательская деятельность как способ формирования познавательного интереса к окружающему миру дошкольника» размещена в разделах
Цель работы: создание оптимальных условий для развития познавательно-исследовательской деятельности дошкольников как основы интеллектуально – личностного, творческого развития.
Задачи: • формировать первоначальные представления об объектах окружающего мира;
• учить добывать информацию о познаваемом объекте в процессе его исследования;
• учить анализировать предметы путём сопоставления однородных признаков;
• обогащать и активизировать словарь детей новыми терминами.
• развивать познавательную активность и исследовательскую способность детей, используя метод экспериментирования;
• развивать эмоционально-ценностное отношение к окружающему миру;
• вовлечь родителей в жизнедеятельность группы в области познавательного развития.
Тип проекта: долгосрочный (февраль - май)
Вид проекта: познавательно - исследовательский
Участники проекта: воспитанники старшей группы, педагоги, родители.
План работы по познавательно – исследовательской деятельности с детьми старшей группы
Тема Работа с детьми Дидактический наглядный материал Работа с родителями
Февраль
«Металлы» (рудные полезные ископаемые) и свойства магнита.
Цель: Учить детей узнавать предметы из металла, определять его качественные характеристики и свойства. - Чтение сказок П. Бажова «Огневушка - поскакушка», «Медной горы Хозяйка».
- Игра «Найди нужный предмет».
- Д/игра «Что лишнее?»
- Сюжетно- ролевые игры: «Завод по изготовлению магнитов», «Магазин сувениров».
- Соревнование «Кто быстрее соберет магнетические предметы».
- Беседа «Как люди добывают металл», «Какие металлы вам знакомы».
- Опытно – исследовательская деятельность.
- Рассматривание различных предметов из металла (олово, медь, бронза, золото, серебро, железо, алюминий, сталь, ртуть).
- Обсуждение, в каких сказках встречаются сказочные герои из металла.
- Просмотр мультфильмов «Лунтик. Магнит», «Фиксики. Магнетизм» Фартуки, шапочки.
Металлические, стеклянные, деревянные и пластмассовые предметы.
Емкости с водой, скрепки, гайка.
Магниты по количеству детей.
Интерактивная доска; презентация, как добывают руду и выплавляют металл.
Памятки «Что нельзя и что нужно делать для поддержания интереса детей к познавательному экспериментированию».
Картотека экспериментов и опытов, которые можно провести дома с детьми.
Март
«Движение воздуха» (ветер)
Цель: Познакомить детей с таким природным явлением, как ветер, его роль в жизни природы и человека. - Чтение книги Н. Носова «Приключения Незнайки и его друзей» (главы о подготовке воздушного шара и путешествии на нем).
- Физминутка «Ветер дует нам в лицо».
- Опытно – исследовательская деятельность.
- Отгадывание загадок.
- Игры-ситуации «Как ветер растениям помогает», «Что можно сделать, чтобы помочь поселку очистить воздух?»
- Чтение - белорусская сказка «Золотые колосья», «Солнце и ветер» К. Д. Ушинский.
- Рассматривание иллюстраций и фотографий, просмотр презентации для детей «Ветер».
- Слушанье: «Шум ветра», «Воздушный шарик» Л. Шапковой.
- Упражнения «Подуй на вертушку», «Мыльные пузыри».
- Физкультурное развлечение «Непоседа - ветер». Бумажные вертушки на каждого ребенка.
Интерактивная доска; презентация «Ветер».
Пакетики, стакан, кораблик, свечка.
Консультации «Организация детского экспериментирования в домашних условиях»
«Домашние задания» по экспериментированию для детей и их родителей.
Фотовыставка «Мы экспериментируем»
Апрель
«Рукотворный мир. Разные ткани»
Цель: Формирование умения сравнивать разные виды тканей, осознавая, что их характеристики определяют способ использования. - Беседа «Ткани разные нужны, ткани разные важны».
- Чтение «Как рубашка в поле выросла» К. Ушинский, «Заплатка» Н. Носов.
- Сюжетно-ролевая игра «Ателье».
- Опыт «Ткань и бумага». Лоскутки разных видов ткани, полоски бумаги, ножницы, емкости с водой. Привлечение родителей к пополнению коллекции «Разные ткани», «Бумажная страна».
Май
«Вещество. Камни»
Цель: Развивать интерес к камням, умение обследовать их и называть свойства (крепкий, твердый, неровный или гладкий, тяжелый, блестящий, красивый). - Беседа: «Живые камни».
- Рассматривание детской энциклопедии «Хочу все знать». Больших картин с горными ландшафтами.
- Чтение сказок "Серебряное копытце"; Н. А. Рыжова «Что у нас под ногами».
- Выкладывание рисунков из камней.
- Строительные игры (строительство и украшение построек) Наборы речных и морских камней. Сосуд с водой, лупа. Салфетки на каждого ребенка, пластилин, керамзит, гранит, лимон, кремень, сахар, соль, «Ящик ощущений», фото: памятник А. С. Пушкину, Памятник неизвестному солдату и т. д. Консультация «Ребенок – исследователь в детском саду»
Июнь
«Как вода и мыло нам помогают бороться с микробами»
Познакомить детей с мылом и его свойствами.
- Слушание и просмотр сказки К. И. Чуковского «Мойдодыр».
- Беседа «Как я выгляжу»
- Разучивание потешек
- Д/игра «Искупаем куклу»
- Изучение плаката «Для твоего здоровья».
- Опытно – исследовательская деятельность.
- Рисование мылом.
- Просмотр мультфильма «Чебурашка и Крокодил Гена чистят речку». Мыло туалетное разной формы.
Емкость для воды на каждого ребёнка, жидкое мыло, трубочки для коктейля, ложки или совочки, стаканчики, мыльницы и разные формочки.
Совместное детско - взрослое творчество.
Ожидаемый результат.
Для детей:
- у детей сформируются навыки исследовательской деятельности, познавательной активности, творчества, самостоятельности,
- уверенность в себе посредством развития мыслительных операций, творческих предпосылок и как следствие - развитие личностного роста и чувства уверенности в себе и своих силах;
- научатся планировать свою деятельность, работать в коллективе,
- активное развитие речевой деятельности, пополнение словарного запаса.
Для педагогов:
- повышение профессионализма по данной теме;
- внедрение новых методов в работе с детьми и родителями;
- самореализация.
Для родителей:
- родители станут активными участниками образовательного процесса, повысится педагогическая грамотность;
- возрастет роль ДОУ у родителей как ведущего звена в организации образовательной работы с детьми.
Вывод:
В основе экспериментальной деятельности старших дошкольников лежит жажда познания, стремления к открытиям, любознательность, потребность в умственных впечатлениях, и наша задача удовлетворить потребности детей, что в свою очередь приведёт к интеллектуальному, эмоциональному развитию. Детская экспериментальная деятельность направлена на выработку самостоятельных исследовательских умений, способствует развитию творческих способностей и логического мышления, объединяет знания, полученные в ходе учебно-воспитательного процесса, и приобщает к конкретным жизненно важным проблемам
Благодаря проведению опытов, наблюдений у детей развивается познавательный интерес, способность сравнивать, устанавливать причинно-следственные связи, они учатся делать выводы, высказывать суждения, формируются основы научного мировоззрения.
Анализ литературы:
1. Дыбина О. В., Поддьяков Н. Н., Рахманова Н. П., Щетинина В. В., Ребенок в мире поиска: поисковой деятельности детей дошкольного возраста. /Под ред. О. В. Дыбиной. - М. : ТЦ Сфера, 2005. – 64 с.
2. Дыбина О. В. Рахманова Н. П., Щетина В. В. Неизведанное рядом: занимательные опыты и эксперименты для дошкольников. /Под ред. О. В. Дыбиной. - М. : ТЦ Сфера, 2010. - 64 с.
3. Иванова А. И. Методика организации экологических наблюдений и экспериментов в детском саду. М. : Сфера, 2004. -111с.
4. Смирнов Ю. И. Воздух: Книжка для талантливых детей и заботливых родителей. СПб., 1998. - 56 с.
5. Экспериментальная деятельность детей 4- 6 лет : из опыта работы/авт. -сост. Л. Н. Менщикова. - Волгоград: Учитель, 2009. - 87 с.
Изучение статей, конспектов по самообразованию и проектной деятельности на интернет сайте : https://nsportal.ru.