Папки-передвижки

Исследовательская деятельность: возможности предметно-пространственной среды ДОО

Любовь Мышляева
Исследовательская деятельность: возможности предметно-пространственной среды ДОО

1. Введение

Познавательное развитие предполагает развитие интересов детей, любознательности и познавательной мотивации; формирование познавательных действий, становление сознания; развитие воображения и творческой активности; формирование первичных представлений о себе, других людях, объектах окружающего мира, о свойствах и отношениях объектов окружающего мира (форме, цвете, размере, материале, звучании, ритме, темпе, количестве, числе, части и целом, пространстве и времени, движении и покое, причинах и следствиях и др.) и т. д.

Публикация «Исследовательская деятельность: возможности предметно-пространственной среды ДОО» размещена в разделах

Организация образовательного пространства и разнообразие материалов, оборудования и инвентаря (в здании и на участке) для реализации образовательной области «познавательное развитие» должны обеспечивать:

- игровую, познавательную, исследовательскую и творческую активность всех воспитанников, экспериментирование с доступными детям материалами (в том числе с песком и водой) и т. д.

«Детское экспериментирование - одна из форм организации детской деятельности с одной стороны и один из видов познавательной деятельности с другой» (Н. Н. Поддьяков). Своими корнями экспериментирование уходит в манипулирование предметами, о чём неоднократно говорил Л. С. Выготский. Экспериментирование является наиболее успешным путём ознакомления детей с миром окружающей их живой и неживой природы. Ребенок получает возможность удовлетворить присущую ему любознательность, почувствовать себя учёным, исследователем, первооткрывателем.

Этот метод включает в себя активные поиски решения задачи, выдвижение предложений, реализацию выдвинутой гипотезы в действии и построении доступных выводов. Детское экспериментирование является одним их ключевых средств интеллектуального развития дошкольников.

Практика работы с детьми показывает, что они очень любят исследовать. Исследовательская, поисковая активность – естественное состояние ребенка, он настроен на познание окружающего мира, он хочет его познавать: рвет бумагу и смотрит, что получится; наблюдает за рыбками в аквариуме, изучает поведение синицы за окном, проводит опыты с разными предметами; разбирает игрушки, изучая их устройство. Все это – объекты исследования. Исследовательское поведение для дошкольника – главный источник получения представлений о мире. Это объясняется тем, что им присуще наглядно–действенное и наглядно – образное мышление, а экспериментирование, как никакой метод, соответствует этим возрастным особенностям. Ребенок-дошкольник сам по себе уже является исследователем, проявляя живой интерес к различного рода исследовательской деятельности, в частности – к экспериментированию. К старшему дошкольному возрасту заметно возрастают возможности поисковой, исследовательской деятельности, направленной на «открытие» нового, которые развивают продуктивные формы мышления. При этом главным фактором выступает характер деятельности.

В процессе экспериментирования ребенку необходимо ответить не только на вопрос как я это делаю, но и на вопросы, почему я это делаю именно так, а не иначе, зачем я это делаю, что хочу узнать, что получить в результате

2. Актуальность проекта:

На сегодняшний период в дошкольном образовании в свете ФГОС ДО особенно остро стоит проблема организации основного ведущего вида деятельности в познании окружающего мира в период дошкольного детства - экспериментирования. Эта деятельность, равноценно влияет на развитие личности ребёнка так же как и игровая. Главное достоинство метода экспериментирования заключается в том, что он дает детям реальные представления о различных сторонах изучаемого объекта, о его взаимоотношениях с другими объектами и со средой обитания. В процессе эксперимента идет обогащение памяти ребенка, активизируются его мыслительные процессы, так как постоянно возникает необходимость совершать операции анализа и синтеза, сравнения и классификации, обобщения и экстраполяции. Необходимость давать отчет об увиденном, формулировать обнаруженные закономерности и выводы стимулирует развитие речи. В идеале наличие этих двух истинно детских видов деятельности является благоприятным условием для развития дошкольников. Я считаю, что в наше время эта проблема актуальна. Дети с удовольствием познают окружающий мир в опытно-экспериментальной деятельности, находят ответы, задают много вопросов, развивают детскую любознательность, формирует познавательный интерес через исследовательскую деятельность, для этого нам нужно создать предметно-развивающую среду.

3. Гипотеза исследования :

Проектирование развивающей предметно-пространственной среды, в частности, в зоне экспериментальной деятельности, будет способствовать формированию познавательного интереса дошкольников.

В современном обществе востребована творческая личность, способная к активному познанию окружающего, проявлению самостоятельности, исследовательской активности. Исследования предоставляют ребёнку возможность самому найти ответы на вопросы «как?» и «почему?», более полно удовлетворить естественную любознательность. Поэтому уже в дошкольном возрасте необходимо заложить первоосновы личности, проявляющей активное исследовательско – творческое отношение к миру. Опытно -экспериментальная деятельность тесно связанна со всеми видами деятельности. Экспериментирование даёт детям реальные представления о различных сторонах изучаемого объекта, а так же, обогащает память ребёнка, активизирует его мыслительные процессы, включает в себя активные поиски решения задач.

4. Описание проекта:

Объект проекта: Создание развивающей предметно-пространственной среды для экспериментирования старших дошкольников.

Вид проекта. Познавательно-исследовательский

Сроки реализации: Краткосрочный. Январь-март.

Участники проекта: родители, педагог: Мышляева Л. П., дети старшей группы в количестве 28 человек.

Цель:

Организация и возможности использования РППС в исследовательской деятельности детей старшего дошкольного возраста.

Задачи:

1. Изучить научную и методическую литературу.

2. Создать условия для создания развивающей предметно-пространственной среды в старшей группе для исследовательской деятельности.

3. Разработать информацию для родителей и привлечь их к активному участию в организации и пополнении предметно-пространственной среды.

4. Сформировать познавательный интерес детей в деятельности проблемного характера.

Условия реализации:

1. Изучены новые подходы в организации развивающей предметно-пространственной среды для исследовательской деятельности дошкольников старшей возрастной группы, обеспечивающей полноценное развитие дошкольников;

2. Организована развивающая предметно-пространственная среда согласно требованиям ФГОС ДО, которая способствует полноценному развитию детей с учетом их возрастных потребностей и интересов:

• Созданы картотеки, соответствующие РППС (уголок экспериментирования в группе).

• Подготовлен материал для исследовательской деятельности.

3. Заинтересованность родителей к данной проблеме с точки зрения содействия создания развивающей предметно-пространственной среды старшей группы на современном этапе.

Прогнозируемые результаты:

1. Проведены запланированные мероприятия.

2. Создан уголок экспериментирования в группе.

3. Родители заинтересованы в экспериментально-поисковой деятельности своих детей.

4. Дети проявили устойчивый познавательный интерес к экспериментированию и научились пользоваться приборами и материалами не только во время НОД, но и в режимных моментах.

Система работы предполагает деятельность участников на определенных этапах. В каждом этапе определены цели и основные направления деятельности по ее организации.

Таким образом, программа реализации проекта может быть представлена следующим образом :

1 этап подготовительный (информационно-аналитический)

На первом этапе была определена актуальность работы, поставлена цель и сформулированы задачи. Был произведен анализ оснащения РППС на соответствие ФГОС ДО (выявлено, что предметно-развивающая среда не соответствует требованиям ФГОС). Был разработан календарно-тематический план работы как с детьми, так и родителями (законными представителями) воспитанников (проведена консультация с родителями по экспериментированию, анкетирование родителей). На данном этапе для выявления общих сведений о воспитанниках было использовано наблюдение, как метод сбора информации, где было выявлено, что только с помощью воспитателя дети могут проводить исследовательскую деятельность.

2 этап: формирующий

На втором этапе мы создали предметно-развивающую среду, обеспечивающую возможность проведения опытов, наблюдений, экспериментов со всеми воспитанниками группы для развития познавательной активности детей и поддержания интереса к экспериментальной деятельности под названием : «Уголок экспериментирования». В качестве созданных условий выступали: место для постоянной выставки, где размещается музей, различные коллекции, экспонаты, редкие предметы (раковины, камни, кристаллы, перья и т. п.); место для приборов; место для хранения материалов (природного, "бросового"); место для проведения опытов; место для неструктурированных материалов (песок, вода, опилки, стружка, пенопласт и др.). Таким образом развивающая предметно-пространственная среда уголка была представлена дидактическим и стимулирующим компонентами и компонентом оборудования. Один раз в неделю была организована образовательная деятельность, в ходе которой старшие дошкольники учились проводить простейшие опыты с живой и неживой природой, делали умозаключения и изготавливали схемы и памятки, условные графические обозначения, результаты фиксировали в специально заведенной тетради. Также была создана картотека опытов и экспериментов, дидактических игр, проводилась предварительная работа по проблемным вопросам.

3 этап: обобщающий

1. Подведение практических итогов реализации проекта, проведение мониторинга. На заключительном этапе проекта результаты мониторинга показали следующее: дети самостоятельно видят проблему; выдвигают гипотезы, предположения, способы их решения, широко пользуясь аргументацией и самостоятельностью. Самостоятельно планируют предстоящую деятельность.

2. Обсуждение материалов проекта на педсовете.

3. Участие в смотре-конкурсе на лучшую организацию развивающей предметно-пространственной среды по экспериментированию в ДОУ.

5. Результативность.

Проект был реализован с детьми старшей группы. В ходе проведения проекта дети совместно работали, искали и собирали информацию, анализировали и систематизировали ее, тесно общались со сверстниками, родителями и сотрудниками ДОУ.

Начальный опыт работы по проекту позволяет сделать вывод об его эффективности и возможности использования в дальнейшей работе. Итак, мы пришли к выводу, что обогащение развивающей предметно-пространственной среды по исследовательской деятельности в группе и использование исследовательских опытов в образовательном процессе ДОУ – это, на сегодняшний день, один из основных путей познания, наиболее полно соответствующий природе ребенка и современным задачам обучения. В нашей группе созданы центры активности, и детям предоставлена возможность свободного перехода от одного вида деятельности к другому : от игры к рисованию, конструированию, слушанию сказок и т. д. Оборудование, материалы и обстановка способствуют развитию каждого ребёнка и виды деятельности, которые они выбирают, хороши для каждого. Мы стараемся, чтобы тема исследования нашла своё продолжение в максимальном количестве центров, используемых в группе, при этом в центрах присутствуют материалы для самостоятельной исследовательской деятельности, которая может быть подсказана фантазией ребёнка.

В нашей группе детского сада создали уголок исследовательской деятельности, где дети проводили простые и более сложные опыты. В своей работе в этом направлении отдаю предпочтение опытам, экспериментам, занятиям-исследованиям, самостоятельной поисковой деятельности детей. Я вижу, что проведение опытов и экспериментов вызывает у детей восторг. Опыт - это весело и увлекательно, но в тоже время в каждом опыте раскрывается причина наблюдаемого явления, дети подводятся к суждению, умозаключению, уточняются их знания о свойствах и качествах объектов, об их изменениях. Каждый опыт помогает находить решение всевозможных задач и даёт возможность понять, почему всё происходит так, а не иначе, побуждает к самостоятельному поиску причин, способов действий, проявлению творчества. Уголок пополняется новыми материалами, которые находятся в доступном для детей месте. Практика показала, что дети с удовольствием «превращаются» в учёных и проводят разнообразные исследования, нужно лишь создать условия для самостоятельного нахождения ответов на интересующие вопросы. Дети с удовольствием рассказывают о своих открытиях родителям, ставят такие же (или более сложные) опыты дома, учатся выдвигать новые задачи и самостоятельно решать их. После проведения всех опытов, бесед, посвященных изучению воздуха, почвы, воды и т. д., где у детей стойко сформировалось представление о понятии «воздух», его свойствах, причинах возникновения ветра. Многочисленные опыты вызвали у детей познавательную активность, любознательность и стремление к самостоятельному познанию и размышлению. В результате проведённой совместно с детьми деятельности по проекту была выдвинута гипотеза: воздушный змей летает потому, что его поднимает ветер. Подтверждены следующие высказывания детей: «Воздух можно поймать, он может двигать предметы, может быть холодным и теплым». Дети уяснили и закрепили для себя, что все пространство вокруг заполнено воздухом и что без него не будет жизни на Земле, воздух есть жизнь. На заключительном этапе проекта результаты мониторинга показали следующее: дети самостоятельно видят проблему. Выдвигают гипотезы, предположения, способы их решения, широко пользуясь аргументацией и самостоятельностью. Самостоятельно планируют предстоящую деятельность. Осознанно выбирают предметы и материалы для самостоятельной деятельности в соответствии с их качествами, свойствами, назначением. Действуют планомерно. В диалоге со взрослым поясняют ход деятельности. Формулируют в речи: достигнут или нет результат, замечают неполное соответствие полученного результата гипотезе. Делают выводы. Дети с удовольствием рассказывали о своих открытиях родителям и ставили свои небольшие опыты. Родители много помогали в организации уголка по экспериментальной деятельности. Также они заполняли анкеты, знакомились с консультациями, а мы старались организовать взаимодействие между семьей ребенка и детским садом. На базе нашего детского сада между группами проходил конкурс уголков по экспериментально- исследовательской деятельности и наша группа заняла первое место, в связи с чем нас наградили дипломом 1 степени.

6. Заключение

Таким образом, использование в проектной деятельности развивающей предметно-пространственной среды для организации исследовательской деятельности позволяет сформировать у детей первичные научные представления об окружающем их мире, а также развить у детей самостоятельность, инициативу, творчество. Итак, работа по данному проекту позволила сделать вывод о том, что в процессе организации опытно-экспериментальной деятельности у детей формируются такие интегративные интеллектуальные и личностные качества как любознательность, активность, владение средствами общения со взрослыми и сверстниками, умение управлять собой и своим поведением, планировать действия, способность решать интеллектуальные задачи.

7. Используемая литература.

1. Большая энциклопедия для дошкольника. – В. Лаптева, И. Лебедева, перевод, 1998 – ОЛМА-ПРЕСС, 2002.

2. Дыбина О. В., Рахманова Н. П. Щетинина В. В. Неизведанное рядом: Занимательные опыты и эксперименты для дошкольников/О. В. Дыбина (отв. Ред.). М. :ТЦ Сфера, 2005. – 192 с.

3. Иванова И. А. Естественно - научные наблюдения и эксперименты в детском саду. Человек. - М. : ТЦ Сфера, 2004. – 224 с.

4. Организация опытно - экспериментальной деятельности детей 2-7 лет : тематическое планирование, рекомендации, конспекты занятий/авт. -сост. Е. А. Мартынова, И. М. Сучкова. – Волгоград: Учитель, 2011. – 333с.

5. Прохорова, Л. Н. Организация экспериментальной деятельности дошкольников. [Текст]/ Л. Н. Прохорова. -М. ; 2010 г.

6. Савенков А. И. Методика исследовательского обучения дошкольников. – Самара: издательство «Учебная литература» : Издательский дом «Федоров», 2010. – 128с.

Публикации по теме:

Анализ предметно–пространственной развивающей среды ДОУ Анализ предметно –пространственной развивающей среды ДОУ. Развивающая предметно-пространственная среда групп организована в виде хорошо.

Создание предметно-пространственной развивающей среды в ДОУСоздание предметно-пространственной развивающей среды в ДОУ Принцип создания предметно-пространственной развивающей среды - окружающая среда не только развивающая, но и развивающаяся, не только обогащающая,.

Организация предметно-пространственной средыОрганизация предметно-пространственной среды Отчет ОБ ОСОБЕННОСТЯХ ОРГАНИЗАЦИИ ПРЕДМЕТНО – РАЗВИВАЮЩЕЙ СРЕДЫ В МБДОУ № 22 Подготовила воспитатель Петросян Н. В. В разделе.

Многофункциональная ширма для разнообразия предметно-пространственной средыМногофункциональная ширма для разнообразия предметно-пространственной среды Чтобы разнообразить предметно-пространственную развивающую среду, я разработала и создала многофункциональную ширму, которую можно использовать.

Организация предметно-пространственной среды в ДОУОрганизация предметно-пространственной среды в ДОУ Верменич Галина 1 января 2014 года вступил в силу Федеральный Государственный стандарт дошкольного образования. Одним из основных принципов.

Организация пространственной предметно-развивающей средыОрганизация пространственной предметно-развивающей среды Предлагаю Вашему вниманию фотографии нашей группы. 1 фото. УГОЛОК ПРИРОДЫ с комнатными цветами, за которыми мы с детьми ухаживаем. Здесь.

Организация развивающей предметно-пространственной среды в ДОУОрганизация развивающей предметно-пространственной среды в ДОУ Для обеспечения наиболее благоприятных условий для самовыражения, инициативы и самостоятельности детей, проектирую образовательную среду.

Особенности организации предметно-пространственной среды ДОУОсобенности организации предметно-пространственной среды ДОУ Особенности организации предметно-пространственной среды МБДОУ. «Образовательная среда в детском саду предполагает специально созданные.

Особенности организации развивающей предметно-пространственной средыОсобенности организации развивающей предметно-пространственной среды Основной вид деятельности детей дошкольного возраста – игра, в процессе которой развиваются духовные и физические силы ребенка; его внимание,.

Организация предметно-пространственной среды в детском садуОрганизация предметно-пространственной среды в детском саду Федеральный государственный образовательный стандарт (ФГОС) определяет целевым ориентиром каждой развивающей области (познавательной, физической,.

Библиотека изображений:
Автор публикации:
Исследовательская деятельность: возможности предметно-пространственной среды ДОО
Опубликовано: 17 мая 2022 в 19:31
+1Карма+ Голосовать
Расскажите коллегам и друзьям!
Комментарии:
Всего комментариев: 1.
Для просмотра комментариев
Популярное из нового
День весенней безопасности. Передвижка «Паводок, весеннее половодье»

Стремительное таяние снега или выпадение большого количества осадков может стать причиной весеннего паводка. Необходимо знать правила поведения во время этого стихийного бедствия и рассказать о них...

27 апреля. Международный день настольных игр. Передвижка «Польза настольных игр»

Ежегодно в последнюю субботу апреля отмечается Международный день настольных игр. Настольные игры – полезный семейный досуг на все времена.


Горячие темочки



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД